Главная » 2013 » Сентябрь » 12 » Дидактические игры на образование грамматических форм слов. Имя существительное. Словоизменение. Словообразование.
19:22
Дидактические игры на образование грамматических форм слов. Имя существительное. Словоизменение. Словообразование.

 Словоизменение.
1.      «Один — много». (Образование именительного падежа множественного числа.)
Взрослый называет один предмет, а ребёнок — много: рука — руки; окно, колесо, гнездо, ведро, озеро, дерево, перо, лист, стул, крыло.
2.      «Кто вышел?» (Единственное и множественное число, именительный падеж.)
Из берлоги вышел... медведь; из норы вылезла... лиса, выбежали... мышки; из дупла выглянула... белка и др.
3.      «Почтальон». (Винительный падеж, единственное и множественное число.)
Что он приносит? — Письмо, письма; телеграмму, телеграммы; конверт, конверты; газету, газеты; открытку, открытки.
4.      «Что спрятали?» (Винительный падеж.) Со стола убирают одну-две игрушки или картинки. — Что спрятали?
5.      «Что покажу? (Винительный падеж.) Вы показали цветы, лампу, дерево.
6.      «Кто что любит?» (Именительный и винительный падежи.) На столе картинки: корова, белка, медведь, трава, мёд, орехи.
— Корова возьмёт траву, медведь — мёд, белка — орехи.
7.      «Что ты надеваешь?» (Винительный падеж.)
— Я надеваю брюки, рубашку, свитер.
(Можно рассказать об одежде, предназначенной для разного времени года: «Что ты надеваешь летом? зимой? весной? осенью?»)
8.      «Кому — что?» (Дательный падеж.) Косточку — собаке, зерно — курице, овёс — лошадям.
9.      «Что нужно кукле?» (Именительный и дательный падежи.) Устраивается игра в чаепитие: кукле Маше - конфета, Тане - печенье.
10.   «Кому что принадлежит?» (Дательный падеж.)
Ножницы — портнихе, кисть и краски — художнику, градусник — медсестре, больному...
11.   «У кого детёныши?» (Родительный падеж.)
Утята — у утки, ягнята — у овцы, жеребёнок — у лошади...
12.   «Кого нет?» (Родительный падеж, единственное и множественное число.)
Телята — нет телят, щенята — нет щенят, поросёнок — нет поросёнка.
13.   «Много — чего?» (Родительный падеж, множественное число.) яблоко — много яблок, груша — много груш; много игрушек, деревьев, стульев, крыльев, карандашей, людей, окон, гнёзд, колёс, вёдер...
14.   «Чем это делают?» (Творительный падеж.)
Пишут ручкой, рубят топором, пилят пилой, режут ножом...
15.   «Кто с кем?» (Именительный и творительный падежи.) Львица с львятами, свинья с поросятами, корова с телёнком...
16.   «Кто чем питается? (Творительный падеж.) Корова — травой, телята — молоком, курица — зерном...
17.   «Кто чем защищается?» (Творительный падеж.)
Корова — рогами, лось — передними ногами, заяц — быстрым бегом...
18.   «На чём?» (Предложный падеж.)
Обезьяны живут на деревьях, дети в садике сидят на стульях, снег лежит на земле, на крышах, на скамейках...
19.   «В чём, на чём?» (Предложный падеж.)
Определение места по демонстрации действия с предметом: платочек — в руке, в кармане, на столе...
20.   «Небо, звезда, месяц». (Женский, мужской и средний род.) разложить картинки на три стопки к вышеназванным словам (рисункам) , добавляя: моя, мой, моё.
21.   «Синее пальто». (Несклоняемые слова.)
У девочки было коричневое пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой за синим пальто в магазин. Они подошли к синему пальто. Девочка обрадовалась синему пальто.
22.   «Музыкант». (Несклоняемые слова.)
Коля учится играть на пианино. У него дома нет пианино. Без пианино трудно учиться...
23.   «Что обозначает?» (Многозначность слова.)
Шляпка: головной убор, у гриба, у гвоздя. (Коса, ручка, ножка...)

Словообразование
1. «Назови ласково».
Кот — котик, чашка — чашечка, кольцо — колечко; стул, окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро...
2. «Назови большой предмет».
Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища.
3. «Придумай кличку».
Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка.
4. «Закончи слово». (Образование однокоренных слов по назначению.) Сахар в сахар...нице, суп в суп...нице, горчица в горчич...нице...
5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.)
Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик...
6. «Раздели слово на два». (Сложные — двухкоренные слова.)
Что делает ледокол? — Лёд колет. Самолёт — сам летает. Вездеход — везде ходит, по любой местности...

Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей



Категория: Игры для развития речи | Просмотров: 9110 | Добавил: Evita | Теги: игры для развития речи, Развитие речи | Рейтинг: 5.0/6

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека "Сто чистоговорок для свистящих звуков"

Картотека упражнений для развития мелкой моторики с шариком массажёром Су-Джок

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar