Главная » 2013 » Ноябрь » 8 » Логопедическая диагностика дошкольников с ДЦП
17:02
Логопедическая диагностика дошкольников с ДЦП

Целью логопедического обследования является составление максимально объективной  подробной картины развития речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное  влияние на эту картину. 

Логопедическое обследование включает 2 этапа:

 

  1. предварительный этап
  2. этап актуального обследования

 

На предварительном этапе логопед знакомится с ребенком заочно по материалам педагогической и  медицинской документации, бесед с родителями и лицами, работавшими с ребенком ранее. В процессе изучения документации логопед получает сведения о возрасте  ребенка, времени установления диагноза ДЦП, наличии сопутствующих диагнозов, попытках и результатах обычного и специального образования ребенка.

Для того, чтобы оценить динамику развития ребенка необходимо собрать анамнестические сведения. Но в речевые карты необходимо вносить только те сведения анамнеза, которые могут иметь непосредственное отношение к развитию речи ребенка.

Необходимо получить последние данные  врачей-специалистов о форме ДЦП, состоянии интеллекта, состоянии слуха, состоянии носоглоточной и ротоглоточной областей, состоянии зрения, состоянии опорно-двигательного аппарата ребенка.

В беседе с родителями необходимо уточнить и дополнить сведения, полученные из документов. Важно определить, как родители оценивают состояние  и прогноз развития ребенка, какие ожидания они связывают с логопедической работой, в какой степени они намерены  сами принимать участие в этой работе.

В процессе актуального обследования необходимо выявить уровень развития общения ребенка: 

  • доминирующую форму общения
  • мотивы общения
  • потребность в общении
  • средства общения, используемые ребенком.

Полученные данные используются  в процедуре обследования  с применением адекватного для ребенка коммуникативного подхода.

Не исключено, что ребенок плохо вступает в контакт с окружающими и при обследовании не показывает полностью свои возможности. В связи с этим необходимо не только применять стандартные приемы обследования, но и выяснять у родителей наличие тех или иных способностей ребенка, а также при каких условиях эти способности проявляются. Рекомендуется обратить внимание на стиль общения окружающих с ребенком. Родители часто могут сопровождать свою речь жестами, действиями, и ребенок ориентируется на эти движения, а не на саму речь. При этом лишь создается видимость удовлетворительного понимания обращенной обиходной речи, что также может маскировать речевую недостаточность.

Способность к пониманию и воспроизведению речи  ребенком определяется в беседе. Беседу нужно строить таким образом, чтобы выяснить  наличие ситуативной и контекстной речи. Для определения уровня развития ситуативной речи  проводится беседа об окружающих предметах, по картинкам. Чтобы выявить наличие и характер контекстной речи, нужно спросить ребенка о его доме, игрушках, увлечениях.

В зависимости от развернутости ответов можно сделать предварительный вывод  об уровне развития экспрессивной речи:

 

  • отсутствие речи или однословная речь
  • фразовая речь
  • связная речь

 

Далее необходимо детально  исследовать состояние  всех лингвистических подсистем: лексической, грамматической, фонетической, фонематической сторон речи в импрессивном и экспрессивном аспектах.

Для выявления уровня развития предметного словаря рекомендуется использовать  вариативный материал: натуральные предметы, игрушки, картинки. Понимание и употребление ребенком глаголов, наречий, предлогов  можно выявить в процессе беседы и совместной предметной деятельности.

Исследование лексической стороны речи предполагает выявление состояния различных аспектов лексических значений слов. Необходимо дать задания:

1) на соотнесение  слов с явлениями окружающей действительности – показать предметы, действия, признаки, а затем назвать те, на которые указывает логопед; 

2) на выявление способности к обобщению и переносу – назвать разнотипные предметы с одинаковым названием (чашки разной формы и величины); 

3) на установление системных связей между лексическими значениями слов (с помощью ассоциаций); 

4) на понимание эмоционального содержания слов («плохие и хорошие слова»).

Исследование грамматического строя речи предполагает  выявление способности к осуществлению словоизменения и словообразования. При исследовании словоизменения выявляется, как ребенок владеет категориями рода, числа, падежа существительных и прилагательных, категориями числа, времени и рода глаголов. Для исследования категории числа предлагается показ  и называние парных картинок с изображением предметов в единственном и множественном числе, для исследования категории рода – показ и называние картинок с предметами мужского, женского и среднего рода в сочетании со словами моя, мой, мое. Для исследования категории падежа детям предлагаются картинки, которым соответствуют фразы, включающие существительные в разных падежах. Логопед произносит часть фразы, ребенок ее дополняет.

Прилагательные исследуются аналогично в сочетании с существительными. Категория числа глагола исследуется  в сочетаниях с существительными с использованием парных картинок. Категория числа и рода глаголов исследуется  во фразах с применением наглядности: мальчик … идет, а вчера он … шел. 

 


Категория: Диагностика речевого развития | Просмотров: 3781 | Добавил: Evita | Теги: ДЦП, диагностика речевого развития | Рейтинг: 5.0/10

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для выкладывания камешков Марблс - БУКВЫ

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С’], [З’], [З], [Ц], [Ж], [Ч], [Щ], [Л’...

Всего комментариев: 0
avatar