Главная » 2013 » Май » 7 » Старшая группа (13 - 22 занятие)
21:41
Старшая группа (13 - 22 занятие)

ЗАНЯТИЕ 13

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, речевой аппарат и дикцию ребенка.

Материал. Фланелеграф и картинки: барабан, белка, волк, вилка, гитара, гриб, дом, девочка, зонт, зеркало, кукла, кит.

Ход занятия

Упражнение «Индюк дразнится»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 10 (для средней группы). Упражнение выполнить 5—6 раз.

 

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2—3 ребенка индивидуально.

 

Упражнение «Назови первый звук слова»

Л о г о п е д. У меня разные картинки, давайте их

назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

 

ЗАНЯТИЕ 14

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевой слух и дикцию детей.

Материал. Фланелеграф и картинки: лампа, лиса, мак, мишка, носки, незабудка, паровоз, пингвин, роза, редиска, сумка, синица, мяч.

Ход занятия

Упражнение «Почистим зубы»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 8. Упражнение выполняется с открытым и закрытым ртом по 5-6 раз.

 

Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Не будильник, а разбудит,

Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок,

Это Петя-... (петушок).

***

Я сегодня утром рано

Умывался из-под... (крана).

***

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало...(жарко).

***

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния... (сверкнула).

 

Упражнение «Назови первый звук слова»

На фланелеграфе картинки.

Дети называют предмет, выделяя в слове первый звук, и звук изолированно.

 

Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом)

Логопед предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно.

В игре принимают участие все дети.

 

ЗАНЯТИЕ 15

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. По одной картинке на ребенка: картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; столько же картинок, названия которых начинаются с мягкого согласного.

Ход занятия

Упражнение «Понюхай цветок»

Логопед предлагает детям «понюхать» цветок — вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х».

Упражнение повторить 5—6 раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с логопедом говорят: «Как хорошо пахнет цветок — ах!»

Чтение чистоговорки

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдоха (по две строки на выдох).

Чок, чок, каблучок

Наступил на сучок,

Оторвался, поломался,

Чок, чок, каблучок.

Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.

 

Игра «Найди братца»

Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре, или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного — мягкого согласного.

Л о г о п е д. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне (показывает на ковер). Найдите их.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает.

 

ЗАНЯТИЕ 16

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Чтение чистоговорки

Предложите детям прочитать чистоговорку, выученную на предыдущем занятии, на одном выдохе.

Если детям будет трудно ее читать на одном выдохе, предложите читать на два выдоха.

Игра «Назови первый звук слова» (в кругу с мячом)

Логопед бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок перебрасывает мяч логопеду и называет первый звук слова.

В игре должны принять участие все дети.

 

Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш»)

Логопед. Вспомните, как жужжит жук («ж-ж-ж»).

Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь не звонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом, А «ш» — без голоса (дети повторяют).

Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу логопеда). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий.

 

ЗАНЯТИЕ 17

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и дикцию детей.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Чтение чистоговорки

Дети выучивают скороговорки и затем  читают их на два выдоха.

Ручеек, ручеек, дай водички на чаек.

Мы чаек горячий будем пить на даче.

 

Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Логопед бросает мяч ребенку и называет согласный звук (твердый или мягкий), ребенок называет его пару и перебрасывает мяч логопеду.

В игре должны принять участие все дети.

 

Звуки-товарищи «Г» и «К» (рассказ «Как кукушка голос потеряла»)

Логопед читает детям рассказ «Как кукушка голос потеряла»:

«Пошел Ваня в лес послушать, как поет кукушка. Идет по лесу, слушает, а кукушка все не поет.

«На высоком на суку, где ты прячешься?» — спрашивает мальчик. Кукушка отвечает издалека: «Ку-ку, ку-ку».

Ваня спрашивает: «Кукушка, кукушка, ты что так тихо поешь?» Кукушка подлетела поближе и запела громче: «Ку-ку, ку-ку».                         

А Ваня шутит: «Все равно не слышу». Тогда кукушка как запоет звонко, громко: «Гу-гу, гу-гу».

Услыхал такую песенку мальчик и засмеялся».

Л о г о п е д. Почему он засмеялся? (Дети отвечают, что кукушка пела не свою песенку.) Кукушка перепутала в песенках звуки «к» и «г», «Г» произносится с голосом, звонко (дети проверяют); «к» произносится без голоса, незвонко (дети проверяют). Звуки «г» и «к» — товарищи. Какие еще звуки-товарищи вы знаете? («Ж» и «ш».)

 

ЗАНЯТИЕ 18

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Предметные картинки: рак, стол, жук, дом, телефон, топор, мяч, гусь, петух, слон, лист, олень.

Ход занятия

Чтение чистоговорки

Предложите детям прочитать любую чистоговорку, выученную на предыдущем занятии, на одном выдохе.

Если детям будет трудно это сделать, предложите читать на два выдоха.

 

Упражнение «Назови последний звук слова»

Л о г о п е д. Мы уже умеем называть первый звук слова, а сегодня научимся называть последний звук. Послушайте, как я найду и назову последний звук в слове «шар» — шаррр — «р»,,в слове «кот» — коТ — «т».

Логопед по очереди вызывает детей, показывает картинки, они называют предмет, выделяют в слове последний звук и произносят его изолированно.

 

Игра «Будь внимательным» (в кругу)

Л о г о п е д. Я буду называть разные слова: если слово обозначает живой предмет, вы покружитесь, неживой — присядете (предметы называются в произвольном порядке).

 

ЗАНЯТИЕ 19

 

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Картинки, подобранные так, чтобы можно было, составить пару предметов, которые начинаются с одинаковых звуков (сумка — солнце, бегемот — белка, вилка — вишня, воробей — волк, груша — гриб, лебедь — лиса).

Ход занятия

Игра «Найди пару»

Одну из пары картинок логопед дает ребенку, другую кладет на стол или ковер.

Л о г о п е д. Вы должны найти предмет, название которого начинается с того же звука, что и ваше слово.

По сигналу «Найди пару» дети находят пару к своей картинке.

Логопед проверяет правильность выполнения задания, отмечает победителей — тех, кто быстрее выполнил задание.

 

«Что случилось с погремушкой?» (звуки-товарищи «3» и «С»)

Л о г о п е д. Послушайте, что однажды произошло. Играла девочка в погремушку. «З-з-з», — пела погремушка (дети повторяют). Но вдруг она упала и разбилась. Девочка начала в нее играть, а погремушка поет: «С-с-с» — потеряла голос.

Когда погремушка была целой, она пела звонкую песенку. Проверьте.

Когда она разбилась, то как она пела? Звонко? Проверьте.

Звуки «з» и «с» — звуки-товарищи. «3» произносится звонко, с голосом, а «с» — не звонко, без голоса. Какие еще звуки-товарищи вы знаете? («Ж» — «ш»; «г» — «к»).

 

ЗАНЯТИЕ 20

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и дикцию детей.

Материал. Какой-либо заменитель дудочки, деревянный молоточек.

Ход занятия

Упражнение «Какой звук заблудился?»

Логопед предлагает детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку — сказать правильно. Вот колючий, серый ешик... На крылечке сидит кожечка... На травинку села красивая стрекоса... Мама намазала хлеб мазлом...

 

Игра «Пастушок» (в кругу)

Логопед имитирует игру на дудочке, просит всех подпевать:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду...

Выбирается пастушок, он встает в середину круга. Дети идут по кругу и поизносят вместе с логопедом:

Аи ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

Пастушок «играет»

 

ЗАНЯТИЕ 21

 

Программное содержание. Развивать фонематический слух детей, работать над темпом речи.

 

Ход занятия

 

Игра «Карусель» (в кругу)

Логопед произносит текст, дети совершают указанные в нем действия.

«Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели (дети бегут по кругу).

А потом быстрей, быстрей, все быстрей, быстрей, быстрей (темп ускоряется).

Тише. Тише, тише, тише (темп замедляется).

Карусель остановите (дети останавливаются).

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра (дети качают руками вниз - вверх и опускают их)».

Игра повторяется 2 раза.

 

Звуки-товарищи «В» и «Ф» (рассказ «Валя-Валюша»)

Логопед рассказывает детям историю:

«У Вали рос фикус. Она ухаживала за ним, поливала водой. Но однажды она забыла полить фикус, и ей приснился сон, что фикус завял и говорит ей: «Фалёчка, Фалечка, полей меня фодичкой». Проснулась Валюша, подошла к окну и полила фикус. Больше она не забывала его поливать».

Л о г о п е д. Почему фикус называл девочку Фалечкой и попросил полить его фодичкой? (Если дети не смогут ответить, что фикус потерял силу, перепутал звуки, это объясняет логопед).

У него не было сил, голоса, поэтому он вместо звонкого звука «в» говорил не звонкое «ф»(дети проверяют). Звуки «в» и «ф» — товарищи, «в» — звонкий звук, произносится с голосом, а «ф» — не звонкий звук, произносится без голоса.

 

ЗАНЯТИЕ 22

 

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Мяч, фланелеграф и картинки: яблоко, юбка, ежик, ель, ягода, юла.

Ход занятия

 

Чтение считалочки

Дети разучивают и на два выдоха читают считалочку:

Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела, нам велела.

А мы шишки не едим,

Таре-Маре отдадим.

 

Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку; тот называет парный мягкий согласный и перебрасывает мяч логопеду.

В игре должны принять участие все дети.

 

Упражнение «Назови первый звук»

На фланелеграфе выкладываются предметные картинки.

Л о г о п е д. Послушайте, с какого звука начинаются все слова (произносит слова с выделением звука «й»). Первый звук в словах «й» — это самый короткий звук (дети произносят звук несколько раз без призвука гласного).


Категория: Комплекс упражнений для развития фонематического слуха и восприятия | Просмотров: 1863 | Добавил: Evita | Теги: фонематическое восприятие, фонематический слух | Рейтинг: 5.0/3

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С], [Ш], [Л], [Р]

Всего комментариев: 0
avatar