Главная » 2013 » Май » 7 » Старшая группа (23 - 30 занятие)
21:38
Старшая группа (23 - 30 занятие)

ЗАНЯТИЕ 23

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое дыхание и речевой аппарат детей.

 

Ход занятия

 

Упражнение «Болтушка»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 12 (для средней группы). Повторить 5—6 раз.

 

Чтение считалочки

Смотри предыдущее занятие.

 

Звуки-товарищи «Б» и «П» (сказка «Ягненок и котенок»)

Логопед рассказывает детям историю:

«Пошел ягненок гулять, звонко поет свою песенку: "Бе-бе-бе-бе...". Встретил он маленького котенка. Очень котенку понравилась песенка ягненка. Захотел он так же спеть, но у него получалось: "Пе-пе-пе".

— Нет, не так ты поешь, — говорит ягненок. — Нужно "бе-бе-бе".

—  Пе-пе-пе, — опять поет котенок.

—  Нет, не так ты поешь, — говорит ягненок. — Нужно "бе-бе-бе".

—  Пе-пе-пе, — опять поет котенок.

—  Нет, это не моя песенка, — говорит ягненок. — Но ты не печалься, у тебя ведь есть своя песенка, и ты очень хорошо ее поешь.

—  Мяу, мяу, — запел котенок и побежал к маме».

Л о г о п е д. Какую песенку пел ягненок? («Бе...»)

Как пел котенок? («Пе...»)

Звуки «б» и «п» — товарищи. «Б» произносится с голосом, он звонкий, а «п» произносится без голоса, он незвонкий. (Дети проверяют.)

Назовите все звуки-товарищи, которые вы знаете. («Ж» — «ш»; «з» — «с»; «д» — «т»; «в» — «ф»; «б» — «п»; «г» — «к»).

 

ЗАНЯТИЕ 24

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат детей.

Материал. Три сюжетные картинки: у девочки кукла; у мальчика мячик; у детей шары; мяч.

 

Ход занятия

 

Упражнение: «Послушный язычок»

Л о г о п е д. Мы умеем давать задания нашему язычку, и он у нас стал послушным. Он научился быть длинным и широким (язык опускается за нижнюю губу — дети повторяют это два раза), может свернуться и сделать желобок (З раза) может дразниться, как индюк (повторить 6—7 раз).

 

Игра «Телефон»

На столе у логопеда разложены сюжетные картинки. Вызываются трое детей. Они встают в ряд. Последнему логопед тихо говорит предложение, связанное с сюжетом одной из картинок; тот — соседу, а он — первому ребенку. Этот ребенок произносит предложение громко, подходит к столу и показывает соответствующую картинку.

Игра повторяется 3 раза.

 

Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)

Л о г о п е д. Я буду называть звук, который произносится с голосом, звонко, а вы назовете его товарища, который поизносится без голоса, не звонко («б» — «п», «в» — «ф», «г» — «к», «д» — «т», «з» — «с», «ж» — «ш»).

После того как все дети примут участие в игре, задание меняется: воспитатель называет глухой согласны, а дети — звонкий.

 

ЗАНЯТИЕ 25

Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое внимание детей.

Материал. Фланелеграф и картинки: шуба, жуки, рыба, лягушка, лодка, черепаха, щенок, репа, забор, сумка, цапля, роза; синий и зеленый кружки (по одной картинке на ребенка).

 

Ход занятия

Игра «Волшебные барабаны»

Л о г о п е д. Барабаны будут бить, пока дирижер машет палочкой. Тогда слышны части слов. Когда дирижер опускает палочку, барабаны произносят все слово целиком. Например, дирижер показывает картинку, где нарисована роза, барабаны бьют: «Ро-ро-ро»; когда палочка опустится, они стукнут: «Ро-за».

Называются слова: шу-ба, жу-ки, ры-ба, ля-гушка, че-ре-паха, ще-нок, ре-па, сум-ка, цап-ля, лод-ка, за-бор.

Первые слоги произносятся по 3 раза, затем называется все слово.

 

Игра «Найди свой домик»

Логопед дает одному ребенку синий кружок, другому — зеленый, всем остальным — по одной предметной картинке, названия которых начинаются с мягкого или твердого согласного звука.

Л о г о п е д. Большие братцы — твердые звуки слов — будут жить в синем домике, а маленькие братцы — мягкие согласные — в зеленом домике. Посмотрите, что нарисовано у вас на картинках, подумайте, с какого звука начинается слово.

После сигнала «Найди свой домик» дети бегут в «свои» домики. Логопед проверяет правильность выполнения задания. Выигрывает та команда, которая допустила меньше ошибок.

Дети меняются картинками, и игра повторяется.

 

ЗАНЯТИЕ 26

Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч; предметные картинки: санки, мячик, грибы, лук, кошка, лебедь, лист, кукла, мышка, слива, ведро, лента.

 

Ход занятия

 

Упражнение «Сделай желобок»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 20 (для средней группы). Упражнение повторить 6—7 раз.

 

Упражнение «Болтушка»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 12 (для средней группы).

 

Игра «Назови звук» (с мячом в кругу)

Логопед называет слово с выделением любого согласного звука, ребенок, которому брошен мяч, называет звук и перебрасывает мяч логопеду.

 

Упражнение «Волшебные звуки»

Л о г о п е д. В словах есть один звук, который произносится громче и дольше всех других. Давайте находить в словах такие звуки. Послушайте, как я назову этот предмет (указывает на санки): сааанки. Какой звук я произносила долго? («А».) Послушайте и назовите тот звук, который я дольше буду произносить в слове «грибы» — грибыыы («ы») и в слове «Лууук» («у»).

Теперь вы будете называть предметы и находить такие звуки (мячик — «а», кошка — «о», лебедь — «э», лист — «и», лягушка — «у», кукла — «у», мышка — «ы», слива — «и», рыба — «ы», ведро — «о», лента — «э»).

Ребенок называет предмет, затем — с помощью воспитателя и самостоятельно — называет ударный гласный звук.

 

ЗАНЯТИЕ 27

Программное содержание. Развивать фонематический слух детей и речевой аппарат.

Материал. Мяч; фланелеграф и картинки: ромашка, мак, тюльпан, роза, нарцисс, сирень, колокольчик, василек, георгин.

 

Ход занятия

 

Упражнение «Уколем пальчик»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 16 (для младшей группы). Упражнение повторить 6—7 раз.

 

Упражнение «Индюк дразнится»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 10 (для средней группы).

 

Игра «Назови первый звук слова» (в кругу с мячом)

Логопед называет любые слова, которые начинаются с согласных звуков, дети называют эти звуки.

В игре должны принять участие все дети (не менее 2 раз).

 

Игра «Цветочный магазин»

Логопед выставляет на фланелеграфе картинки с изображением цветов, вместе с детьми называет их.

Л о г о п е д. Эти цветы продаются,  но купить их сможет только тот, кто правильно назовет цветок и первый звук слова.

В игре должны принять участие все дети, поэтому можно использовать парные картинки: красная и желтая роза, красный и сиреневый тюльпан и др.

Л о г о п е д. Какие еще цветы мы попросим привезти на следующее занятие? (Дети называют знакомые цветы.)

 

ЗАНЯТИЕ 28

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и дикцию детей.

Материал. Мяч; большой лист бумаги и фломастер.

 

Ход занятия

 

Чтение скороговорки

Дети разучивают и читают скороговорку (на один выдох):

У мухи нет уха, нет уха у мухи.

Чтение скороговорки можно провести как соревнование: кто быстрее и правильнее ее скажет.

 

Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Логопед в произвольном порядке называет твердые и мягкие согласные звуки, а дети — их пары.

В игре должны принять участие все дети.

 

Игра «Нарисуем дом для Незнайки»

Л о г о п е д. Дети построили новый дом для игрушек. У Незнайки тоже есть комната (показывает на лист бумаги). Но в ней ничего нет. Давайте поможем ему обставить комнату мебелью, купить то, что нужно ему в хозяйстве и что он будет есть. Но в названии всех предметов должен быть звук «р».

Дети называют слова, логопед схематично их рисует на бумаге.                                                                                  

Примерный перечень: кровать, люстра, торшер, телевизор, радио, ковер, картина, кружка, простыня, ручка, гитара, сыр, мороженое, торт, груша, рыба...

Л о г о п е д. Сегодня мы купили Незнайке много вещей и продуктов, а в следующий раз мы купим другие предметы. Этот рисунок мы оставим до следующего занятия.

 

ЗАНЯТИЕ 29

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Мяч; картина с комнатой Незнайки.

Ход занятия

 

Чтение скороговорки,

Дети разучивают и читают скороговорку на один выдох:

У Зины в корзине бузина.

Чтение скороговорки можно провести как соревнование.

 

Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)

Логопед называет глухой согласный звук, ребенок — его пару. Когда в игре примут участие все дети, задание меняется: логопед называет звонкие согласные, дети — их пару.

 

Игра «Нарисуем дом для Незнайки»

Л о г о п е д. Сегодня для Незнайки мы будем покупать предметы, в названии которых есть звук «к».

Дети называют слова, воспитатель схематично рисует предметы.

Примерный перечень: столик, стульчик, табуретка, кастрюля, сковорода, ложка, ножик, вилка, скатерть, шкаф, подушка, чашка, тарелка...

Л о г о п е д. Теперь у Незнайки в комнате много вещей. Ему будет удобно жить.

 

ЗАНЯТИЕ 30

 

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Мяч, фишки (или счетные палочки).

 

Ход занятия

 

Чтение скороговорки

Дети разучивают и читают скороговорку на один выдох:

От топота копыт пыль по полю летит.

Чтение скороговорки можно провести как соревнование.

 

Игра «Эрудиты»

Логопед делит детей на две группы. Они садятся друг против друга. Воспитатель задает им по очереди вопросы. За правильный ответ откладывается фишка или счетная палочка.

Вопросы и задания

 

·   Какой первый звук в слове «ёлка»?

•   Какой последний звук в слове «дождь»?

•   Назови братца звука «р».

•  Назови товарища звука «ф».

•   Какой звук в слове «машина» произносится дольше всех?

•  Скажи слово «самолет» и выдели в нем звук «ль».

•  Назови слово, которое начинается с последнего звука слова «стол».

•   Назови транспорт, в названии которого есть звук «ль».

•  Назови музыкальный инструмент, в названии которого есть звук «рь».

•  Назови цветок, в названии которого есть звук «ш».

•  Назови слово, которое начинается со звука «зь».

•   Назови слово, которое начинается со звука «сь».


Категория: Комплекс упражнений для развития фонематического слуха и восприятия | Просмотров: 1974 | Добавил: Evita | Теги: фонематическое восприятие, фонематический слух | Рейтинг: 5.0/3

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - "МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ&quo...

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Всего комментариев: 0
avatar