Главная » 2013 » Май » 7 » Старшая группа (5 - 12 занятие)
21:43
Старшая группа (5 - 12 занятие)

ЗАНЯТИЕ 5

 

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч; фланелеграф и картинка (по одной на каждого ребенка), в названии которых есть звуки «л» и «ль»; синий и зеленый кружки.

 

Ход занятия

 

Упражнение «Сделай желобок»

Порядок выполнения упражнения указан в конспекте занятия 20 (для средней группы). Упражнение нужно повторить с перерывами 5-6 раз.

 

Игра «Скажи, как я» (в кругу с мячом)

Логопед бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2—3 раза с выделением звука.

 

Упражнение «Найди братца»

Логопед раздает детям по одной картинке, в названии которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.

Л о г о п е д. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» — маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет); теперь со звуком «ль» (проверяет).                                                                             

Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».

 

ЗАНЯТИЕ 6

 

Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч; ватный комок, слегка для крепости смоченный в крахмале; фишки-игрушки (30-40 шт.).

 

Ход занятия.

 

Упражнение «Прокати снежный ком»

Ребенок приседает у стола, кладет ватный комок на край стола и дует на него, произнося: «Фууу» несколько раз, пока тот не докатится до другого края стола.

 

Упражнение «Болтушка»

Упражнение описано в занятии 12 (для средней группы). Упражнение нужно повторить с перерывами 4-5 раз.

 

Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Л о г о п е д. На каждое мое слово вы будете передавать мяч по кругу, но, если в слове будет звук «р», перебросьте мяч мне. Теперь вы перебросите мяч, если услышите в слове звук «рь». Звуки «р» и «рь» — братцы! Звук «р» — братец большой, а «рь» — маленький братец.

В игре должны принять участие все дети. Звуки «р» и «рь» в словах интонационно выделяются.

 

Игра «Назови слова»

Логопед предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель.

 

ЗАНЯТИЕ 7

Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое дыхание, речевой аппарат детей.

Материал. Фланелеграф и картинки: мышка, самолет, матрешка, ромашка, дом, мячик, змея, помидор; зеленый и синий кружки; фишки-игрушки (30-40 шт.).

 

Ход занятия

 

Упражнение «Прокати снежный ком»

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 6.

 

Упражнение «Индюк дразнится»

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 10.

Упражнение «Найди братца»

Л о г о п е д (выставляя на фланелеграфе картинки). В названии этих предметов есть звуки-братцы «м» и «мь».

По очереди дети называют предмет, произнося слово с выделением одного из заданных звуков, и ставят картинку после синего («м») или зеленого («мь») кружков.

Один ребенок называет все слова со звуком «м», другой — со звуком «мь». Картинки убираются.

 

Игра «Назови слова»

Логопед предлагает детям назвать слова со звуком «мь», затем со звуком «м» (за каждое слово дается фишка-игрушка).

В конце игры определяется победитель.

 

ЗАНЯТИЕ 8

 

Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и речевой аппарат детей.

Материал. На каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика; мяч, фишки-игрушки (30-40 шт.).

 

Ход занятия

 

Упражнение «Чистим зубы»

Дети облизывают круговыми движениями языка зубы с закрытым и открытым ртом (по 4—5 раз).

 

Упражнение «Забей мяч в ворота»

На противоположный от детей край стола логопед ставит по 2 кубика — ворота. Дети приседают перед столом, поддувают ватный шарик до тех пор, пока он не попадет в ворота. Дети на выдохе произносят: «Фу-у-у».

Упражнение повторяется два раза с перерывом.

 

Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Л о г о п е д. Я рассказывала, что люди, животные, птицы — живые, а все остальные предметы — неживые. Я буду бросать вам мяч и называть предмет. Если я назову живой предмет, вы стукнете мячом об пол и передадите соседу; если неживой — подбросите мяч вверх и передадите соседу.

В игре должны принять участие все дети.

 

Игра «Назови слова»

Логопед предлагает детям называть живые предметы, затем неживые (за каждое слово дается фишка-игрушка). В конце игры определяется победитель.

 

ЗАНЯТИЕ 9

 

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч.

 

Ход занятия

 

Упражнение «Маятник»

Упражнение дано в занятии 18 (младшая группа). Его следует выполнить 4—5 раз, а после короткого отдыха еще 4-5 раз.

 

Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Логопед читает стихотворение, а дети добавляют последнее слово в каждое предложение.

Я хотел устроить бал

И гостей к себе... (позвал).

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый... (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не... (идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек... (откусил).

Потом придвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту... (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек не... (нашли).

 

Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Л о г о п е д. Вы знаете, что у звуков есть братцы: у большого братца — звука «р» — маленький братец — звук «рь», у большого братца — звука «б» — маленький братец — звук «бь». Я буду вам бросать мяч и называть большого братца, а вы назовете маленького братца и перебросите мяч мне.

В случае затруднения логопед сам называет маленького братца, а ребенку дает новое задание.

В игре должны принять участие все дети.

 

ЗАНЯТИЕ 10

 

Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое дыхание детей.

Материал. Мяч.

 

Ход занятия

 

Упражнение «Большие и маленькие волны»

Л о г о п е д. Наш язык умеет показывать волны. Пускай он покажет маленькую волну (медленно провести языком от угла до угла нижней губы и обратно 5—6 раз). Теперь он покажет большую волну (достаточно быстро провести языком по верхней губе и убрать язык — 5— 6 раз).

 

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на два выдоха.

Л о г о п е д. Я вам прочитаю скороговорку и покажу, когда я делаю вдох. (Логопед прижимает руку к груди, делает

 

ЗАНЯТИЕ 11

 

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевой аппарат и дикцию детей.

Материал. Мяч; фишки-игрушки (30—40 шт.).

 

Ход занятия

 

Упражнение «Оближем губы»

Упражнение выполняется с приоткрытым и достаточно широко раскрытым ртом. Повторить по 5—6 раз.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на одном выдохе.

Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

Логопед говорит, что сегодня скороговорку про Лену будут читать на одном выдохе.

Дети хором вместе с логопедом читают скороговорку два раза, затем ее индивидуально читают 5-6 детей.

 

Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)

Логопед бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.

В игре должны принять участие все дети.

Л о г о п е д. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет), его ловить нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей-победителей.

 

Игра «Назови слова»

Логопед предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель.

 

ЗАНЯТИЕ 12

 

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и речевой аппарат детей.

Материал. Стойки с натянутой леской с бабочками на нитках длиной в 10 см; мяч.

 

Ход занятия

 

Упражнение «Мишка ест мед»

«Широким» языком «слизывать» мед — проводить языком! вдоль ладони. Упражнение повторить 7—8 раз с перерывом.

 

Игра «Чья бабочка дальше полетит?»

Трое детей подходят к стойке, по сигналу логопеда: «Бабочки, летите», дуют на бабочку: «Фу-у-у». Чья бабочка дальше полетит, тот и выиграл.

В игре должны принять участие все дети.

 

Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)

Л о г о п е д. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т».

В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, логопед сам называет звук, а ребенок повторяет.


Категория: Комплекс упражнений для развития фонематического слуха и восприятия | Просмотров: 6775 | Добавил: Evita | Теги: фонематическое восприятие, фонематический слух | Рейтинг: 4.5/11

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для развития мелкой моторики с шариком массажёром Су-Джок

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 2-3 лет

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar