Главная » Авторские публикации » Для Вас - Родители » Грамматические домашние задания по лексическим темам для детей с общим недоразвитием речи

Методическая разработка. Рекомендации для родителей по формированию словарного запаса по лексическим темам. Лексическая тема "Фрукты"

Автор: учитель - логопед Домажирова Ольга Владимировна
МКДОУ Детский сад № 38 "Росинка", город Саров

Лексическая тема «Фрукты»

Существительные:  яблоко, груша, лимон, апельсин, банан, слива; дерево, сад; компот, сок.

Глаголырасти, рвать, мыть, резать, есть, варить, кушать, давать.

Прилагательные: круглый, длинный, красный, зелёный, жёлтый, сладкий, кислый, вкусный, мягкий, гладкий, твёрдый, большой, маленький, чистый, грязный.

Местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они, мой, наш, вот, это, тут, там.

Родителям рекомендуется:

1.Развивать понимание речи и активный словарь по данной теме.

   Для этого необходимо  прочитать изучаемый на неделе словарь и грамматические категории  в рамке-указателе.

2. В общей тетради нарисовать или наклеить вместе с детьми картинки с изображением   фруктов. Рассмотреть натуральные фрукты, дать ребёнку попробовать их на вкус.

3. Проводить с детьми речевые игры и упражнения.

 «Покажи-назови»

Задача: развивать понимание речи, умение правильно называть фрукты.

Описание: Перед ребёнком раскладываются фрукты или картинки с фруктами.

Инструкция на понимание речи: - Покажи яблоко (грушу, апельсин, лимон …).

Вопрос на активизацию речи: - Что это? Скажи, где яблоко? (Побуждайте к произвольному или отражённому воспроизведению слоговой структуры слов и высказывания: -  Это груша. Вот яблоко.)

 «Один-много».

Задача: Учить понимать и употреблять существительные Им. п. ед. и мн. числа.

Описание: показать ребёнку картинки с изображением фруктов или натуральные фрукты сначала в количестве одного, затем во множественном числе.

Инструкция на понимание речи: Покажи, где яблоко (где яблоки).

Вопрос на активизацию речи:  - Скажи, что это? (груша – груши и т.д.)

 «Большой-маленький».

Задача: Учить понимать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Описание: показать ребёнку картинки с изображением овощей или натуральные овощи большого и маленького размера.

Инструкция на понимание речи: - Покажи, где большая  груша (где маленькая груша).           

- Покажи, где лимон  (где лимончик).

Задание на активизацию речи:  - Скажи, что это? (большая груша, маленькое яблочко).

 «Какой, какая, какие?».

Задача: Учить понимать и употреблять прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, вкусовые качества фруктов.

Описание: предъявите ребёнку картинки или натуральные фрукты.

Инструкция на понимание речи:- Покажи, какой фрукт красный? (круглый, сладкий, большой)

Задание на активизацию речи:  - Скажи, лимон  по цвету, какой? (жёлтый)

«Мой, мое, мои»

Задача: Учить понимать и употреблять притяжательные местоимения. Учить употреблять фразы типа: «Это мой банан. Это моя слива»

Описание: предъявите ребёнку картинку (или натуральный фрукт) и спросите:                     

- Это чья груша? (Это моя груша)

 «Скажи, где?».

Задача: Учить понимать и употреблять предлоги: НА-В.

Описание:

Инструкция на понимание речи: - Покажи, какой фрукт растёт на яблоне? (лежит на тарелке)

Задание на активизацию речи: - Скажи, где лежит груша? (на столе) Где растёт яблоко? (на дереве)

«Чего нет?»

Задача: развивать зрительное внимание и память.

Описание: сначала предъявить ребёнку 3 картинки с фруктами или натуральные фрукты и попросить назвать их.  Затем спрятать  1 картинку или фрукт  и спросить:

 - Что пропало? (яблоко, груша, лимон).

«Приготовим компот».

Задача: Учить понимать и употреблять глаголы, обозначающие производимые с фруктами действия. Употреблять фразы типа: Мама варит компот. Мама моет яблоко.  Мама чистит апельсин.

Описание: во время игры (приготовление компота) обратите внимание ребёнка на то, какие  фрукты вы берёте и что с ними делаете.  Объясните малышу, что  фрукты  надо помыть, затем почистить, порезать, сварить, выпить компот. Предлагайте ребёнку повторить названия производимых действий.

4. Выучить с детьми  пальчиковую  гимнастику    «Непоседа»

Пальчик, пальчик, непоседа,                               сжимают и разжимают пальцы рук

Где ты бегал, где обедал?                                     в  кулачки

-Долго я в саду гулял,                                         передвигают двумя пальчиками по

Яблоки я собирал.                                                  столу – «идут»

Маме яблоко дал,                                                 загибают большой палец

Папе яблоко дал,                                                  загибают указательный палец

Бабе яблоко дал,                                                  загибают средний палец

Деду яблоко дал.                                                  загибают безымянный палец

И себе яблоко взял.                                             загибают мизинец

Круглое, большое, сладкое такое.                      показывают кулачок

 

5.  Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.

- «Выложи из палочек»  (дерево)

- «Собери картинку с фруктами» (кубики, разрезные картинки  из 2-4 частей)

- «Раскрась фрукты»

Ещё по данной теме:

Категория: Грамматические домашние задания по лексическим темам для детей с общим недоразвитием речи | Добавил: Evita (24.06.2015) | Автор: Домажирова Ольга Владимировна
Просмотров: 3120 | Теги: лексика, фрукты, методическая разработка, ОНР | Рейтинг: 3.9/12

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 3-4 лет

Картотека упражнений для развития мелкой моторики с шариком массажёром Су-Джок

Всего комментариев: 0
avatar