Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Алгоритм работы по подготовке детей с ОНР к составлению творческого рассказа по аналогии.

 

Подготовила учитель-логопед 

Полещук Вера Дмитриевна 

МАДОУ детский сад № 9 "Сказка" 

комбинированного вида г. Топки Кемеровской области

 

Формирование навыков рассказывания у детей с общим недоразвитием речи занимает важное место в системе общего коррекционного воздействия. Положительный результат возможен только при благополучном овладении словарным запасом языка, грамматическим строем речи и умением пользоваться усвоенным языковым материалом на практике. Поэтому на каждом занятии по развитию связной речи детям необходимо выполнять упражнения на формирование грамматически правильной речи, усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций, обогащение словаря за счёт глагольной лексики, слов- признаков.

Следует придерживаться особенно точно данных требований при обучении составлению рассказа с элементами творчества, поскольку оно наиболее сложно для детей с ОНР. Ведь «составляя творческий рассказ, ребёнок должен самостоятельно продумывать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большего запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел».

Составление творческих рассказов следует проводить на втором году обучения, когда у детей сформированы определённые лексические навыки. На данном этапе особое внимание нужно уделять лексическим упражнениям на подбор определений, эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов, родственных слов. проводить игры- упражнения на узнавание предмета по его описанию, отгадывание и составление загадок.

Примером использования данных методических приёмов может служить конспект занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи.

Для детей умения составлять текст по аналогии и изменять время действия в их активном словаре должны присутствовать слова, характеризующие цвет шерсти диких животных в зимний период и другие её свойства. С этой целью нужно сравнить шерсть диких (лисы, собаки, волка) и домашних (кошки) животных. В ходе подготовительного занятия дети вместе с родителями охарактеризовывают шерсть кошки (мягкая, пушистая), обогащая словарь синонимами нежная, ворсистая, и шерсть собаки (густая, грубая, мохнатая, плотная, торчащая). Чтобы новые слова прочно вошли в словарь детей, занятие было насыщено различными речевыми играми. в ходе которых многократно повторялись слова- признаки. характеризующие шерсть животных.

Такая словарная работа подготовила детей к восприятию нового главного героя сказки- пушистого «комочка- колобочка», и дети уже самостоятельно дали характеристику его меха и смогли решить, подходит ли он к шубкам героев сказки. Спланировать высказывание помог анализ текста сказки с выкладыванием опорных картинок с изображением главных героев. Каждый детский рассказ анализировался с выделением наиболее удачных моментов.

Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок».

Занятие № 1

Задачи:

- учить образовывать сравнительную степень прилагательных;

- продолжать учить составлять описательные загадки;

- закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;

- упражнять в подборе признаков к  предмету;

- активизировать словарь по теме «Дикие и домашние животные»

Оборудование: сюжетные картины «Кошка с котятами», «Собака с щенятами», предметные картинки с изображением диких животных.

Предварительная работа: задание детям вместе с родителями- погладить собаку и кошку, подобрать слова- признаки, характеризующие шерсть животных.

I. Организационный момент:

Игра «Четвёртый лишний»

(дикие и домашние животные, взрослые животные и детёныши, животные и их части).

II.Основная часть

Логопед. Давайте вспомним, какое задание вам было дано накануне (Погладить кошку и собаку)

Чью шерсть вы гладили?

(Кошачью, собачью)

Игра «Назови, чья шерсть?»

(Шерсть домашних и диких животных)

Игра «Назови, какая шерсть?»

1. Подбор слов- признаков, характеризующих шерсть животных.

2. Ознакомление со словами-синонимами:  мягкая (нежная), пушистая (ворсистая), жёсткая (грубая, торчащая), густая (плотная).

3. Сравнение шерсти кошки собаки:

- у кого шерсть длиннее, у кого короче;

- у кого шерсть мягче, у кого жёстче?

Игра «Добавь словечко»- сравнение шерсти кошки и собаки и их детёнышей и образование сравнительной степени прилагательных.

- У кошки шерсть густая, а у собаки ещё…(гуще).

- У кошки шерсть тёплая, а у собаки ещё… (теплее).

- У кошки шерсть нежная, мягкая, а у котёнка ещё… (нежнее, мягче).

- Котёнок пушистый, а кошка ещё … (пушистее).

- Щенок мохнатый, а собака ещё… (мохнатее).

- У щенка шерсть грубая, а у собаки ещё… (грубее).

- У кошки шерсть длинная, а у собаки ещё… (длиннее).

- У щенка шерсть короткая, а у котёнка ещё… (короче).

Физкульминутка.

«Звериная зарядка»

Раз- присядка,

Два- присядка.

Это заячья зарядка.

А  лисята, как проснуться,

Любят сладко потянуться.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

Не одну, а обе вместе

Долго топчется на месте.

Игра «Чья шерсть похожа?»

Подбор слов - признаков, характеризующих шерсть диких животных.

Лиса - лисья, рыжая, длинная, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), тёплая.

Заяц - заячья, короткая, белая, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), тёплая.

Волк - волчья, серая, длинная, жёсткая (грубая, торчащая), густая (плотная), тёплая.

Медведь- медвежья, длинная, бурая, жёсткая (грубая, торчащая), густая (плотная), тёплая.

Заучивание загадок о животном с описанием его шерсти.

III.Итог занятия.

 

Занятие № 2

Цель: формировать навыки развёрнутого высказывания с элементами творчества.

Задачи:

- продолжать формировать навык планирования развёрнутого высказывания;

- навык рассказывания с элементами творчества на основе анализа текста знакомой сказки;

- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания;

- учить составлять сказку по аналогии, изменяя главное действующее лицо и время действия.

Предварительная работа: составление загадок описательного характера про животных сказки «Колобок».

Оборудование: иллюстрация к сказке «Колобок», фотографии зверей, круглый  меховой помпон из меха песца светло- серого цвета.

I.Организационный момент:

1. Загадывание загадки.

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушёл.

Сам из теста,

Шар румяный,

От земли один вершок.

1. Выбор нужной иллюстрации к сказке.

Анализ теста сказки.

Логопед: Дети, ответьте на вопросы. Когда, в какое время года происходило действие сказки?

Кто является главным героем?

Игра «Назови три слова»

Вспомните последовательность встречи Колобка со зверями и расскажите об этом, подберите признаки, характеризующие шубки зверей.

 

II. Постановка целей:

 Сегодня мы с расскажем эту сказку на новый лад, её главным героем будет вот такой комочек- колобочек. Рассмотрите его. Расскажите, какой он.

(Пушистый, серый, мягкий).

В новой сказке изменим время действия. События будут происходить зимой. Расскажите, как изменится цвет шубки.

Откуда мог появиться наш герой?

(Выслушиваются варианты ответов детей)

Однажды зимой пошла девочка Маша гулять и надела тёплую шапочку с меховым помпоном. Во время прогулки её чудесный помпончик оторвался и упал в снег. Маша этого не заметила и ушла домой. Надоело пушистому комочку лежать на снегу, он и покатился  куда глаза глядят- искать похожую шубку и даже сочинил песенку:

Я комок-колобок,

У меня пушистый… (бок).

Я ищу похожий мех,

Обойду зверей я… (всех).

- Как вы думаете, понравится ли комочек- колобочек героям сказки?

- Захочется ли им пригласить его остаться на их шубках?

- Что ему могут сказать звери при встрече?

(Комочек- колобочек, какой ты пушистый, мягкий, оставайся на моей шубке)

- Что бы ответил комочек- колобочек зайцу, одинаковый ли у них мех?

(Ты, зайчик, пушистый, мягкий,  но белый, пойду другую шубку искать).

- Волку? ( Ты, волчок – серый, но мех твой жёсткий.)

- Медведю? ( Ты медведь бурый, да и мех твой жёсткий)

- Лисе? ( У тебя, лиса, мех пушистый, мягкий, но ты же рыжая).

- Как же закончить нашу сказку? Сможет ли комочек- колобочек найти похожий мех и вернуться на шапку к девочке? Кто сможет ему помочь?

(Варианты ответов детей)

Физминутка «Звериная зарядка»

Итог занятия.

Рассказывание сказки детьми с последующим коллективным анализом.

Результатом работы на занятиях становятся детские рассказы.

 

 

Категория: Конспекты занятий | Добавил: zwezdunia (19.10.2013) | Автор: Полещук Вера Дмитриевна
Просмотров: 2758 | Теги: ОНР | Рейтинг: 5.0/11

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Логопедические медали "Я умею говорить звук"

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - ИГРУШКИ

Всего комментариев: 0
avatar