Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий |
Подготовила учитель-логопед Полещук Вера Дмитриевна МАДОУ детский сад № 9 "Сказка" комбинированного вида г. Топки Кемеровской области
Формирование навыков рассказывания у детей с общим недоразвитием речи занимает важное место в системе общего коррекционного воздействия. Положительный результат возможен только при благополучном овладении словарным запасом языка, грамматическим строем речи и умением пользоваться усвоенным языковым материалом на практике. Поэтому на каждом занятии по развитию связной речи детям необходимо выполнять упражнения на формирование грамматически правильной речи, усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций, обогащение словаря за счёт глагольной лексики, слов- признаков. Следует придерживаться особенно точно данных требований при обучении составлению рассказа с элементами творчества, поскольку оно наиболее сложно для детей с ОНР. Ведь «составляя творческий рассказ, ребёнок должен самостоятельно продумывать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большего запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел». Составление творческих рассказов следует проводить на втором году обучения, когда у детей сформированы определённые лексические навыки. На данном этапе особое внимание нужно уделять лексическим упражнениям на подбор определений, эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов, родственных слов. проводить игры- упражнения на узнавание предмета по его описанию, отгадывание и составление загадок. Примером использования данных методических приёмов может служить конспект занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи. Для детей умения составлять текст по аналогии и изменять время действия в их активном словаре должны присутствовать слова, характеризующие цвет шерсти диких животных в зимний период и другие её свойства. С этой целью нужно сравнить шерсть диких (лисы, собаки, волка) и домашних (кошки) животных. В ходе подготовительного занятия дети вместе с родителями охарактеризовывают шерсть кошки (мягкая, пушистая), обогащая словарь синонимами нежная, ворсистая, и шерсть собаки (густая, грубая, мохнатая, плотная, торчащая). Чтобы новые слова прочно вошли в словарь детей, занятие было насыщено различными речевыми играми. в ходе которых многократно повторялись слова- признаки. характеризующие шерсть животных. Такая словарная работа подготовила детей к восприятию нового главного героя сказки- пушистого «комочка- колобочка», и дети уже самостоятельно дали характеристику его меха и смогли решить, подходит ли он к шубкам героев сказки. Спланировать высказывание помог анализ текста сказки с выкладыванием опорных картинок с изображением главных героев. Каждый детский рассказ анализировался с выделением наиболее удачных моментов. Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок». Занятие № 1 Задачи: - учить образовывать сравнительную степень прилагательных; - продолжать учить составлять описательные загадки; - закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные; - упражнять в подборе признаков к предмету; - активизировать словарь по теме «Дикие и домашние животные» Оборудование: сюжетные картины «Кошка с котятами», «Собака с щенятами», предметные картинки с изображением диких животных. Предварительная работа: задание детям вместе с родителями- погладить собаку и кошку, подобрать слова- признаки, характеризующие шерсть животных. I. Организационный момент: Игра «Четвёртый лишний» (дикие и домашние животные, взрослые животные и детёныши, животные и их части). II.Основная часть Логопед. Давайте вспомним, какое задание вам было дано накануне (Погладить кошку и собаку) Чью шерсть вы гладили? (Кошачью, собачью) Игра «Назови, чья шерсть?» (Шерсть домашних и диких животных) Игра «Назови, какая шерсть?» 1. Подбор слов- признаков, характеризующих шерсть животных. 2. Ознакомление со словами-синонимами: мягкая (нежная), пушистая (ворсистая), жёсткая (грубая, торчащая), густая (плотная). 3. Сравнение шерсти кошки собаки: - у кого шерсть длиннее, у кого короче; - у кого шерсть мягче, у кого жёстче? Игра «Добавь словечко»- сравнение шерсти кошки и собаки и их детёнышей и образование сравнительной степени прилагательных. - У кошки шерсть густая, а у собаки ещё…(гуще). - У кошки шерсть тёплая, а у собаки ещё… (теплее). - У кошки шерсть нежная, мягкая, а у котёнка ещё… (нежнее, мягче). - Котёнок пушистый, а кошка ещё … (пушистее). - Щенок мохнатый, а собака ещё… (мохнатее). - У щенка шерсть грубая, а у собаки ещё… (грубее). - У кошки шерсть длинная, а у собаки ещё… (длиннее). - У щенка шерсть короткая, а у котёнка ещё… (короче). Физкульминутка. «Звериная зарядка» Раз- присядка, Два- присядка. Это заячья зарядка. А лисята, как проснуться, Любят сладко потянуться. А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну а мишка косолапый, Широко расставив лапы, Не одну, а обе вместе Долго топчется на месте. Игра «Чья шерсть похожа?» Подбор слов - признаков, характеризующих шерсть диких животных. Лиса - лисья, рыжая, длинная, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), тёплая. Заяц - заячья, короткая, белая, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), тёплая. Волк - волчья, серая, длинная, жёсткая (грубая, торчащая), густая (плотная), тёплая. Медведь- медвежья, длинная, бурая, жёсткая (грубая, торчащая), густая (плотная), тёплая. Заучивание загадок о животном с описанием его шерсти. III.Итог занятия.
Занятие № 2 Цель: формировать навыки развёрнутого высказывания с элементами творчества. Задачи: - продолжать формировать навык планирования развёрнутого высказывания; - навык рассказывания с элементами творчества на основе анализа текста знакомой сказки; - закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания; - учить составлять сказку по аналогии, изменяя главное действующее лицо и время действия. Предварительная работа: составление загадок описательного характера про животных сказки «Колобок». Оборудование: иллюстрация к сказке «Колобок», фотографии зверей, круглый меховой помпон из меха песца светло- серого цвета. I.Организационный момент: 1. Загадывание загадки. Он от бабушки ушёл, Он от дедушки ушёл. Сам из теста, Шар румяный, От земли один вершок. 1. Выбор нужной иллюстрации к сказке. Анализ теста сказки. Логопед: Дети, ответьте на вопросы. Когда, в какое время года происходило действие сказки? Кто является главным героем? Игра «Назови три слова» Вспомните последовательность встречи Колобка со зверями и расскажите об этом, подберите признаки, характеризующие шубки зверей.
II. Постановка целей: Сегодня мы с расскажем эту сказку на новый лад, её главным героем будет вот такой комочек- колобочек. Рассмотрите его. Расскажите, какой он. (Пушистый, серый, мягкий). В новой сказке изменим время действия. События будут происходить зимой. Расскажите, как изменится цвет шубки. Откуда мог появиться наш герой? (Выслушиваются варианты ответов детей) Однажды зимой пошла девочка Маша гулять и надела тёплую шапочку с меховым помпоном. Во время прогулки её чудесный помпончик оторвался и упал в снег. Маша этого не заметила и ушла домой. Надоело пушистому комочку лежать на снегу, он и покатился куда глаза глядят- искать похожую шубку и даже сочинил песенку: Я комок-колобок, У меня пушистый… (бок). Я ищу похожий мех, Обойду зверей я… (всех). - Как вы думаете, понравится ли комочек- колобочек героям сказки? - Захочется ли им пригласить его остаться на их шубках? - Что ему могут сказать звери при встрече? (Комочек- колобочек, какой ты пушистый, мягкий, оставайся на моей шубке) - Что бы ответил комочек- колобочек зайцу, одинаковый ли у них мех? (Ты, зайчик, пушистый, мягкий, но белый, пойду другую шубку искать). - Волку? ( Ты, волчок – серый, но мех твой жёсткий.) - Медведю? ( Ты медведь бурый, да и мех твой жёсткий) - Лисе? ( У тебя, лиса, мех пушистый, мягкий, но ты же рыжая). - Как же закончить нашу сказку? Сможет ли комочек- колобочек найти похожий мех и вернуться на шапку к девочке? Кто сможет ему помочь? (Варианты ответов детей) Физминутка «Звериная зарядка» Итог занятия. Рассказывание сказки детьми с последующим коллективным анализом. Результатом работы на занятиях становятся детские рассказы.
| |
Просмотров: 6759 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |