Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки [г]- [г`], буква Г»

Разработала учитель - логопед

Налетова Екатерина Анатольевна

МДОУ детский сад комбинированного вида № 17

города Подольска Московской области

Цели:

  • закрепить навык правильного произношения звуков [г] – [г`]; 
  • продолжить работу над  различением  на слух и в произношении  звуков [г] – [г`];
  • развивать фонематическое восприятие;
  • продолжить работу над закреплением навыка определения позиции заданного звука в слове;
  • закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов;
  • учить согласовывать прилагательное с  существительными в прямом и косвенном падежах;
  •  учить составлять предложения, используя предложенное  словосочетание и определенный предлог;
  • закрепить образ буквы Г;
  •  развивать общую и тонкую моторику;
  • развивать высшие психические функции.

 

Оборудование: схема для характеристики гласных и согласных звуков, спички, карточки игры «Наложенные буквы», флажок,  карточки в виде теннисных ракеток с квадратами синего и зеленого цвета,  предметные картинки (виноград, сапоги, гитара, голубь, груша, попугай, георгин, герань, лягушка, снегирь), схемы для звукового анализа и синтеза, наборные полотна, предметные картинки (гуси, голуби, уши, синица, игрушки; предметные картинки (варежки, карандаши, майка, тетрадь, шарф, платок, блюдце, ведро; карточки со схематичным изображением  предлогов.

 

Ход занятия:

Введение в занятие

«Игра «4-й лишний».

- Ребята, давайте поиграем в игру «4-й лишний».

- Послушайте 4 слова, назовите лишнее и объясните, почему вы так думаете.

ВОЛК,  МЕДВЕДЬ,  ГУСЬ,  ЗАЯЦ

ПОМИДОР,  ГВОЗДИКА,  СВЕКЛА,  КАПУСТА

ГЕРАНЬ,  МУХА,  ОСА,  ПАУК

САПОГИ,  КОФТА,  МАЙКА,  БРЮКИ

Оставшиеся дети называют по одному предмету из предложенного им обобщающего понятия:

- Назови любой фрукт.  (Апельсин) и т.д.

1. Знакомство с темой:

-   Какой общий звук мы слышим в словах  гусь, гвоздика?

  • В словах гусь, гвоздика общий звук [г].
  • Дайте его характеристику?
  • Это согласный, твердый, звонкий, звук.
  • Какой общий звук мы слышим в словах герань, сапоги?
  • В словах герань, сапоги общий звук  [г`]
  • Охарактеризуйте этот звук?
  • Это согласный, мягкий, звонкий, звук.

 

2. Развитие фонематического восприятия:

А. Игра «Телефон».

- Я буду звонить кому-то из вас, а вы точно передайте другим ребятам, что услышите по  телефону.

- Сначала я позвоню Роме.

Тихим голосом на ухо ребенку произносится цепочка слогов:

 

Га - га - гя,                          гя - гя - га                                              

го - ге - го,                          гэ– гэ - ге

гю - гю - гу                         ги – гы – гы

 

Ребенок повторяет громко и четко услышанную цепочку.

Б. Игра «Слог назови, флажок другу подари».

Дети по цепочке передают друг другу флажок, произнося выпавший на них слог.

Слоговая цепочка оговаривается заранее:  

Например, га – гя   и  гу - гу – гю.

га – гя – га - гя…

гу- гу - гю - гу - гу - гю…

В. Игра  «Теннисисты».

        У детей 2 карточки в виде теннисных ракеток. На первой наклеен синий квадрат, обозначающий согласный твердый звук [г], на второй - зеленый квадрат, обозначающий согласный мягкий звук [г`]. Воспитанникам предлагается послушать слово и  определить  на слух,  согласный твердый звук  или  согласный мягкий звук   в  нем.  А затем поднять соответствующую ракетку.

ГАРАЖ, ПИРОГИ, ГИМН, ГЕРКУЛЕС, ГРУЗОВИК, ГЕРОЙ, ГЕНИЙ, ГОРДОСТЬ, ДОРОГА, ОГОНЬ.

Г.  Игра «Подари картинки Гене и Гале».

На наборном полотне  предметные картинки. Дети отбирают картинку, в названии которых есть звук Г, определяют позицию данного звука в слове.

-Назовите картинку, в названии которой есть звук Г и определите место звука в слове.

Д.  Выделение слов с заданными звуками из стихотворного текста.

- Слушайте стихотворение, найдите и запомните  слова со звуками  [г] - [г`].

«Голуби – гости города».

Голуби на газоне сидели, горделиво головами вертели.

Гена с Галей рогалик купили, но про птичек  не забыли.

Гули  деток окружили, крошек вкусных попросили.

Гена с Галей сдобу ели, но для птиц не пожалели:

-Вас спасем от голода! Вы же гости города!

(Е. Налетова)

3. Звуковой анализ – синтез обратных и прямых слогов.

        Игра «Угадайка».

- Гена и Галя играли в  кубики красного, синего и зеленого цветов. Они выкладывали  из них узор.  Если  вы будете внимательно слушать, то сможете угадать, что у них получалось.

 Дети сидят за столами. На доске выкладывается звуковая схема слога, но закрывается от детей.  Им предлагается выложить схему услышанного слога, а затем сопоставить со слогом, который логопед впоследствии откроет. С детьми, у которых допущена ошибка, проводится работа:

 - Сколько звуков ты услышал(а)?

-Назови первый звук?

-Какой это звук?

-Назови второй звук.

-Какой это звук?

-Определи количество звуков в  слоге?

Затем дети наоборот придумывают слог к заданной схеме.

- Придумайте сами слог к кубикам, с которыми играли Гена и Галя. В придуманных вами слогах гласные звуки любые, согласный твердый звук [г], согласный мягкий звук [г`].

                  АГ, УГ, ЭГ и т.д.

                  ГЕ, ГЮ, ГЯ и т.д.

                 ГО, ГУ, ГЫ и т.д.

                 ИГЬ, ЭГЬ, ОГЬ и т.д.

 

5. Звуковой анализ – синтез слов.

Игра «Отгадай картинку».

Хочу предложить вам поиграть в игру «Отгадай картинку»

-Отгадайте, что изображено на картинке. (На доске перевернута картинка «Гуси». Параллельно с озвучиванием  картинок голубь, уши, синица, игрушки -  сами картинки выставляются на наборное полотно.)

- Я вам помогу: В загаданном слове 2 слога, и чтобы угадать это  слово, вам надо выделить первые звуки в словах  голубь, уши, синица, игрушки и соединить их в 1 слово.

Дети называют варианты «угаданных» слов. Переворачивается картинка «Гуси».

-Давайте проверим, как же вы отгадали слово «гуси» и составим его схему. Дети по одному выходят к доске, отвечают на вопрос, характеризуют звук, выставляют нужную схему. Остальные работают за столами.

- Назови первый звук в слове голубь? (Первый звук в слове голубь  - [г]).  

- Какой он?

- Это согласный, твердый, звонкий звук.

- Какой квадрат положим?

- Положим синий  квадрат.

- Назови первый звук в слове уши? (Первый звук в слове уши  - [у]).  

- Какой он?

- Это гласный звук.

- Какой квадрат положим?

- Положим красный квадрат. 

- Назови первый звук в слове синица(Первый звук в слове синица  - [с`]).  

- Какой он?

- Это согласный, мягкий, глухой звук.

- Какой квадрат положим?

- Положим зеленый квадрат.

- Назови первый звук в слове игрушки? (Первый звук в слове иглы – [и]).  

- Какой он?

- Это гласный звук.

- Какой квадрат положим?

- Положим красный квадрат. 

Фронтальный опрос:

- Сколько всего звуков в слове «гуси»?

- Сколько согласных твердых звуков?

- Какой?

- Сколько согласных мягких звуков?

- Какой?

- Сколько гласных звуков?

- Какие?

- Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!

- Сколько слогов в слове «гуси»?    (В слове «гуси» 2 слога.).

 

6. Согласование прилагательных с существительными.

- Посмотрите, пожалуйста, на картинки: варежки, карандаши, блюдце, ведро, майка, тетрадь, шарф, платок.

 Выставляются на наборное полотно и озвучиваются логопедом.

 - Все они голубого цвета. Про что можно сказать голубой? (Можно сказать голубой платок). Про что можно сказать голубая? (Можно сказать голубая тетрадь) и т.д.

7. Образование формы Р.п. прил. и сущ. в ед. и мн. числе.

Игра «Чего не стало?»

Картинки по одной убираются с наборного полотна. Учитель спрашивает у детей «Чего не стало?» (Не стало голубых варежек) и т.д. 

8. Составление предложений с предложенным учителем словосочетанием и определенным предлогом.

К оставшейся  на наборном полотне  картинке «голубой шар» добавляется карточка со схематичным изображением  предлога НАД (НА, ПОД, В, ИЗ).

- Составьте предложение, используя в нем  словосочетание  «голубой шар» и предлог НАД. 

(Дети составляют 3 - 4 предложения и происходит замена карточки предлога).

9. Работа с буквой Г.

А. Выкладывание буквы Г из спичек.

- Ранее  вы узнали, что звуки [г]-[г`] обозначаются  буквой Г. Вы печатали ее в своих тетрадях. Теперь давайте выложим  ее из спичек.

Б. Игра «Узнай букву»

- Вы знаете не только букву Г, но и много других. Назовите буквы, которые вы увидите.

10. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня учились не путать между собой?

- Мы учились различать звуки [г]–[г`]  .

- Звук г – какой?

- Звук [г] – это согласный, твердый, звонкий звук.

- Звук г – какой?

- Звук [г] – это согласный, мягкий, звонкий звук.

- Какой буквой обозначаем звуки [г] – [г`]?

- Звуки [г] – [г`]  обозначаем буквой Г.

Оценка деятельности детей.

Задание на коррекционный час.

Ещё по данной теме:

НОД в форме интерактивной игры по обучению грамоте и развитию речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи

Алгоритм работы по подготовке детей с ОНР к составлению творческого рассказа по аналогии.

Тема №20. Звуки [Г], [Г’]; [Г] - [Г’]. Буква Г

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (15.05.2014) | Автор: Налетова Екатерина Анатольевна
Просмотров: 15971 | Теги: лексика, Грамота, звук Г | Рейтинг: 4.5/6

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Развивающая логопедическая игра – лото «Говорушка»

Картотека "Учимся читать, играя"

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar