Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж] в слогах и в словах

Подготовила учитель - логопед

Борисова Елена Ивановна

МБДОУ «Детский сад № 73 «Полянка» города Чебоксары Чувашкой Республики

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель занятия: автоматизация звука «Ж» в прямых слогах и в словах с прямыми слогами.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Образовательная область «Речевое развитие»

  1. упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
  2. формировать навыки согласования существительных с количественными числительными;
  3. автоматизировать звук «Ж» в слогах и словах.

2. Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. активизировать в речи предметы со звуком «Ж»;
  2. уточнить правильную артикуляцию звука «Ж».

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Образовательная область «Речевое развитие»

  1. совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память;
  2. развивать фонематическое восприятие;
  3. формировать длительный плавный выдох;
  4. развивать артикуляционную и общую моторику.

2. Образовательная область «Физическое развитие»

  1. сохранение и укрепление здоровья;
  2. формирование кинестетических и тактильных ощущений;
  3. Накопление и обогащение двигательного опыта ребенка.

3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности

Коррекционно-воспитательные задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;
  2. формировать положительную установку на занятие.

Оборудование:  мягкая игрушка бегемот Жужа, картинки-символы, предметные картинки, мелкие игрушки в названии которых есть звук «Ж»,  зеркало.

Предшествующая работа

  1. организация дидактических «Поймай звук», «Один - много», «Один-два-пять», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Где спрятался звук», «Скажи ласково»;
  2. формирование  артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произношения звука «Ж»;
  3. отработка упражнений мелкой моторики;
  4. отработка опорных звуков;
  5. постановка звука «Ж»

Методические приемы:

  1. организационный момент;
  2. игровая мотивация;
  3. артикуляционная гимнастика;
  4. дыхательная гимнастика;
  5. Игра Игра «Поймай звук»;
  6. Игра «Где спрятался звук»;
  7. Игра «Назови ласково»;
  8. Игра «Скажи наоборот»;
  9. Игра «Один-два-пять»;
  10. Игра «Догадайся»;
  11. Поощрения.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Здравствуй дружочек. Сегодня к нам в гости пришел бегемотик Жужа. Поздоровайся с ним. Повтори, как его зовут. Он хочет с тобой поиграть в разные игры. А ты, хочешь с ним поиграть? (Ребенок: да хочу).

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Жужа будет тебе показывать картинки-символы, а ты покажешь ему, как их можно изобразить с помощью языка и губ, хорошо? («Улыбка», «Забор», «Качели», «Маляр», «Индюк».

 

  1. Характеристика и артикуляция звука «Ж».

Логопед: С какого звука начинается имя нашего бегемотика? (со звука «Ж»).

- А когда мы произносим звук «Ж», губы у нас в каком положении? (губы округлены) где находится наш язычок? (язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам), а зубы в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние).

- Мы этот звук произносим с трудом или легко? Его можно пропеть или нет? (произносим его с трудом, а пропеть не можем?). Значит этот звук какой, гласный или согласный? (этот звук согласный). А он звонкий или глухой? (звонкий). Твердый или мягкий? (твердый).

- А как ты определил, что этот звук звонкий (Если закрыть уши руками и произнести звук «Ж», то мы услышим звук в ушах).

- Молодец, теперь,  и Жужа узнал, что звук «Ж» согласный, звонкий, твердый.

 

  1. Игра: «Поймай звук» - развитие фонематического восприятия

Логопед: мы с Жужей будем  произносить разные слоги и слова, если ты услышишь звук «Ж», нажимай всеми пальцами на песок (жа, жу, по, жо, лы, жу, со, жук, мак, ложка, журнал, жак, стол, гараж, ждужок, сом, овощи, живот, лужа, пчела).

- Молодец.

 

  1. Игра: «Картинки - паутинки» - развитие долговременной памяти

Логопед: Бегемотик Жужа приготовил тебе сюрприз. Он принес картинки – паутинки. Запомни все картинки, которые изображены на этой «паутине», запомни в какой последовательности они расположены (дается 1 минута, для запоминания). (На паутинке изображено: жаба, жук, флажок, еж, нож)

- Запомнил, а сейчас сложи паутинку и положи в карман.

 

  1. Игра: «Повторяй за нами»- автоматизация в слогах и словах

 

Жа-жа-жа - жар;

Жа-жа-жа - жаба;

Жа-жа-жа - жало;

Жо-Жо-Жо – Жора;

Жо-жо-жо- рожок;

Жо-жо-жо- лужок;

Жо-жо-жо- флажок;

Жу–жу-жу - жук

Жу-жу-жу- лежу;

Жи-жи-жи – в море плавают моржи;

Жа-жа-жа- сидят на ветке два чижа;

Жа-жа-жа-покажи ежа;

Жу-жу-жу-я по лужам не хожу;

Жу-жу-жу – молока дадим ежу

 

  1. Игра: «Сдуй, назови и скажи где спрятался звук»

Жужа приготовил тебе еще один сюрприз. Он спрятал под песком картинки, постарайся сдуть с них песочек и назвать их (картинки: журнал, лыжи, жираф, ёжик, жаба, морж, жук, снежинка).

- Скажи пожалуйста в слове журнал, где находится звук «Ж» в начале слова, в середине или в конце? И.т.д.

 

  1. Игра: «Назови ласково»

Логопед: Давай научим Лоло произносить слова  ласково, мы будем произносить слова, а ты произнесешь их ласково:

 

Утюг - утюжок,

Жук - жучок,

флаг – флажок,

друг - дружок,

пирог - пирожок,

ёж - ёжик,

берег - бережок,

флаг – флажок,

нож - ножик,

жилет - жилетик,

дождь-дождик;

жакет - жакетик

 

 

  1. Физкультминутка.

Вот и Жужкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше подтянись.

Ну-ка плечи распрями.

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись.

Рук коленями коснись.

 

  1. Игра: «Скажи наоборот»

Лентяй - труженик;

гасить - зажигать;

греть - охлаждать;

вставать - ложиться;

удаляться - приближаться;

холод - жара;

мягкий - тяжелый;

правдивый - лживый;

ловкий - неуклюжий;

легкий – тяжелый.

10. Игра: «Один-два-пять»

Логопед: посчитай по образцу:

ПР: Одна жаба, две жабы, пять жаб;

Один нож, два ножа, пять ножей;

Одна лужа, две лужи, пять луж;

Один флажок, два флажка, пять флажков;

Одна баржа, две баржи, пять барж.

 

             11. «Догадайся»

Логопед: Жужа принес игрушки, посмотри какие они маленькие и красивые. Я сейчас буду описывать эти игрушки, а ты догадайся, про какую игрушку я говорю

  • длинношее, ушастое, в пятнышку … (жираф)
  • маленький,  когда летает жужжит… (жук)
  • серый, много иголок, фырчит…   (еж)
  • маленький, любит зимой сосать лапу, и очень любит мед… (медвежонок)
  • не лопата, не совок, что захватит, то в роток (ложка)

 

       12. Логопед: Посмотри на эти картинки, и выбери только те картинки, которые были у тебя на «картинке-паутинке», разложи их в той же последовательности, и назови.

- Молодец .

 

        13. Итог занятия.

Логопед: Мы сегодня хорошо провели время с бегемотиком Жужей. А тебе понравилось играть с бегемотом?  а что именно, расскажи. Молодец.

Какой звук мы сегодня повторяли? Ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук «Ж». И Жуже понравилось на нашем занятии, он тебя очень благодарит. Скажи ему до свидания, и пойдем в группу.

Ещё по данной теме: 

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (11.11.2014) | Автор: Борисова Елена Ивановна
Просмотров: 5227 | Теги: звук Ж, автоматизация | Рейтинг: 5.0/6

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для камешков Марблс – ФРУКТЫ И ЯГОДЫ

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С’], [З’], [З], [Ц], [Ж], [Ч], [Щ], [Л’...

Всего комментариев: 0
avatar