Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект индивидуального занятия. Тема: «Автоматизация [Р] в слогах, словах и фразах»

Автор: учитель – логопед ГАУ РЦСППСДМ Даминова Аниса Шариповна,

«Детский сад №42 компенсирующего вида» Октябрьского района городского округа город Уфа

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Артикуляция звука [р] в изолированном положении, в слогах, словах и фразах.

2. Определение места звука в слове и звуковой состав слогов со звуком [р].

3. Множественное число существительных (окончания –ы; -и)

4. Одушевлённость – неодушевлённость объектов.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнить и закрепить знания о согласных звуках (твёрдых и мягких, звонких и глухих), их отличии.

2. Закреплять умения детей образовывать множественное число существительных.

3. Закреплять умение определять одушевлённость – неодушевлённость.

4. Закреплять умение определять позицию звука в слове и звуковой состав слогов.

Коррекционные:

5. Автоматизировать звук [р] в изолированном положении, в слогах, словах и фразах.

6. Коррекция нарушений фонематического слуха у детей.

7. Коррекция слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления.

8. Коррекция общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

9. Формирование мотиваций обучения.

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Существительные – звуки, язык, губы, баран, радуга, жираф, барабан, рама, ракушка, ранец, карандаш, пирамида, детвора, полёт, экипаж, отсек, лукошко, мотор, механизмы, путешествие, слог, слово, рассказ.

Прилагательные – тренировочный, мощный, алый, согласный, звонкий, твёрдый, синий.

Глаголы – выкладывается, включаться, подготовиться, работать, отдыхать, развлекаться.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: ракета, ноутбук с заданиями, логопедическая дорожка, таблицы со схемами изменения силы голоса, тренажёр ротик, игра «Звукознайка», слоговые ступеньки, фигурки рака, барана, поля для определения «Живое – неживое», предметные картинки (ракета, радуга, пирамида, барабан, карандаш, ранец, рама, ракушка) в единственном и множественном числе, пиктограммы для рассказа, приз

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент                    

Рано, рано поутру

Солнце будит детвору.

Просыпайся, детвора,

В детский сад идти пора.

Заждались вас там игрушки:

Пирамиды и хлопушки.

Ярко-красный грузовик

От тоски совсем поник.

Грустно им без вас стоять,

С ними надо поиграть.

- Какой звук чаще других произносится в этом стихотворении? (Звук [Р])

- Правильно, сегодня я приглашаю тебя с собой в увлекательное путешествие, а на чём мы отправимся, отгадай сам:

Чудо - птица – алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд.

(Ракета)

(Показываю ракету)

- Но прежде, чем отправиться, надо немного подготовиться к полёту. Экипажу предлагается занять места в тренировочном отсеке.

(Ребёнок и логопед садятся к зеркалу, перед ноутбуком)

 

I часть Артикуляционная гимнастика

- В начале путешествия разомнём наш язычок.

1. Первое упражнение называется «Грибок»

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

(Выполнение под счёт до 8-10, количество повторений 3- 4 раза)

2. «Лошадка»

Я – весёлая лошадка,

Тёмная как шоколадка,

Языком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

(Выполнять в течение 20 сек)

3. «Гармошка»

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

 

II часть Артикуляция звука [Р] в изолированном положении, характеристика звука

- На ракете установлен мощный мотор, но мотор есть и в других механизмах. Каких? (Ребёнок: моторы есть в машинах, моторных лодках, самолётах…)

- Правильно, сейчас мы покатаемся на машине. Садись рядом с ёжиком и поехали…

(Ребёнок проводит пальцем по логопедической дорожке и одновременно произносит звук [Р])

- Какой звук слышится, когда работает мотор? (Ребёнок «Звук [Р]»)

- Мотор может включать и выключать. Покажи, как он тогда звучит.

(Ребёнок произносит звук [р] с разной силой голоса по схеме)

- Расскажи, как мы произносим этот звук?

 (Ребёнок сопровождает описание артикуляции с показом на тренажёре РОТИК)

-Скажи, какой это звук? (Согласный, звонкий, твёрдый).

- Каким цветом мы его обозначим? (Синим)

 

III часть Фонематический слух.

- Мы с тобой готовы начать своё путешествие. Ты уже завёл мотор.

(Включается звук двигателя на аудиозаписи)

Пять, четыре, три, два, один…Ура! Летим!

Поднимается ракета,

Чертит небо ярким светом.

- В полёте космонавты работают, отдыхают и развлекаются. Давай, поиграем в игру «Звукознайка».

- Я буду произносить много звуков, слогов и слов, а ты располагай их на полосках с помощью фишек и схем.

- А, Р, МЬ, Р, У, Р

- РА, ОР, РЫ

- РАКЕТА, УДАР, ПИРАМИДА

(Анализ деятельности ребёнка)

IV часть Физминутка

- На ракете объявляется тренировка. Вставай, упражнение выполняй.

 

Мы летаем высоко, мы летаем низко,

Мы летаем далеко, мы летаем близко.

 

 

V часть Произнесение в слогах

- Наша тренировка продолжается. Сейчас мы будем ходить по ступеням вверх к раку в гости, произнося слоги со звуком [р]:

 

РА – РА - РА – РО                           

РО – РО - РО – РЫ                          

РЫ – РЫ – РЫ – РО                         

АР – АР – АР – ОР

ОР – ОР – ОР – УР

УР – УР – УР - ЫР

VI часть Произнесение [р] в словах и определение места звука в слове.

- Пора сесть за пульт нашей ракеты.

- На экране монитора ты видишь слова, определи, есть ли в них звук [р], нажми соответствующую кнопку, а также определи место звука в слове.

(Выполнение задания на компьютере)

 

VII часть Произнесение [р] в словах, определение одушевлённости – неодушевлённости

Идёт спокойно наш полёт.

Нас впереди заданье ждёт.

- Разложи картинки по этим полям. Сюда ты положишь те, к которым можно задать вопрос «Кто? », а сюда те картинки, к которым задаётся вопрос «Что?».

(Ребёнок раскладывает картинки)

 

- Назови картинки на этом игровом поле. (РАК, БАРАН, ЖИРАФ)

- Как про них можно спросить? Почему?

- Назови картинки на этом игровом поле. (РАКЕТА, РАДУГА, ПИРАМИДА, БАРАБАН, КАРАНДАШ, РАНЕЦ, РАМА, РАКУШКА)

- Как про них можно спросить? Почему?

 

VIII часть Произнесение [р] в словах, множественное число существительных

- Я буду показывать картинку, ты найдёшь среди этих парную и назовёшь обе:

РАМА – РАМЫ                                                         

ПИРАМИДА – ПИРАМИДЫ                                    

БАРАН – БАРАНЫ

РАК – РАКИ…

 

VIII часть Произнесение [р] во фразах. Составление рассказа по пиктограммам «Радик и Рая.

А сейчас экипажу нужно

Составить рассказ дружно.

-Я расскажу тебе рассказ, а ты выложи его из пиктограмм. Постарайся работать со мной одновременно.

Радик и Рая.

Жарко. Радик собирается к РАЕ. Он собирает в ранец пирамиду, карандаш, барабан. В небе ракета и радуга. Рая будет рада Радику.

 

IX часть Итог занятия. Анализ.

Сюрпризный момент на мониторе ноутбука и вручение подарка.

Ещё по данной теме:

 
Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (24.12.2014) | Автор: Даминова Аниса Шариповна
Просмотров: 2160 | Теги: звук Р, автоматизация | Рейтинг: 5.0/10

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С], [Ш], [Л], [Р]

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 3-4 лет

Всего комментариев: 0
avatar