Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий |
Разработала учитель-логопед Фаттахова Елена Валерьевна
МБДОУ ДС "Родничок" п. Новогорный, г. Озёрск Челябинская область
Программное содержание Образовательная задача 1. Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; формировать двигательные умения и навыки; способствовать овладению детьми познавательных эталонов; развивать пространственные представления с помощью логопедической ритмики; расширять словарь. Коррекционно - развивающая задача 2. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, грамматическую правильность речи; формировать координацию, переключаемость, плавность движений, оптико-пространственную ориентацию; развивать фонематический слух, общую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память, умение правильно согласовывать движения с текстом. Воспитательная задача 3. Воспитывать общую музыкальную, речевую и двигательную культуру; проявлять художественно-творческие способности, личностные качества, чувство коллективизма; воспитывать просодические компоненты речи, эмоции высшего порядка. Задачи интегрируемых образовательных областей: Образовательная область «Познание»: формировать у детей исследовательские навыки: умение наблюдать, анализировать, сравнивать и процессы взаимодействия объектов природы. Закреплять представления детей о сезонных изменениях осенью.
Образовательная область «Здоровье»: продолжать обучать детей разным видам имитационных движений, закреплять приёмы самомассажа. дыхательной гимнастики.
Образовательная область «Коммуникация»: пополнить и активизировать словарный запас детей, развивать речевую активность.
Образовательная область «Музыка»: развивать умение сочетать темп движений с характером музыки.
Образовательная область «Физическая культура»: развивать двигательные умения, навыки ходьбы и бега. Образовательная область «Художественное творчество»: развивать творческие проявления детей. Методы Словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический. Приёмы Поисково-исследовательская деятельность, игровой прием. Предварительная работа Знакомство с приметами осени, творческие упражнения «Ритм-лото», упражнения на ориентацию в пространстве «Вправо-влево», упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции «Листопад», «Ветерок». Просмотр мультипликационного фильма «Феи». Словарная работа примета, листопад, накрапывает. Материалы для занятия Игрушки театра Би-ба-бо – герои сказки «Колобок», музыкальные звоночки, малые массажные мячи, металлофон, магнитная доска, шапочки грибов, наклейки - листочки, «Дневничок достижений», иллюстрации с изображением осеннего времени года. Аппаратное и программное обеспечение Аппаратное обеспечение: мультимедийное оборудование, магнитофон. Программное обеспечение: MS Power Point, аудиозапись шума ветра, фонограммы музыкальных произведений. Образовательные ресурсы 1. Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей» - М.: ТЦ Сфера, 2007. 2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»- М.: Школьная Пресса,2008. 3. Сборник СанПиН 2.4.1.2660-10. Интернет ресурсы nsportal.ru; admin@logoburg.com; pedgazeta.ru Ход мероприятия: Организационный момент. Вводная часть. Длительность 5 минут Учитель-логопед приглашает детей, они входят в зал под тихую спокойную музыку. Приветствие: Учитель-логопед: Добрый день! Дети: Добрый день! Заниматься нам не лень! Учитель-логопед: Как обычно, для порядка, дружно сделаем зарядку. Справа друг и слева друг (дают правую, левую руку) Встанем все в веселый круг! (строят круг) Ритмическая игра «Раз! Два!» (развитие устойчивости внимания при воспроизведении ритмических рисунков с сопряженным проговариванием текста) Использование ТСО (фонограмма мелодии песни «Варенье» из мультипликационного фильма «Маша и медведь», дети выполняют движения игры) 1 такт – раз, два – мы идём! (ходьба на месте) 2 такт – хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши) 3 такт – раз, два – мы поём! (пружинка 2 раза) 4 такт - топ, топ, топ! (притопы) 5 такт – раз, два – мы идём! (пружинка 2 раза) 6 такт – шлеп, шлеп, шлеп! (шлепки по ногам) 7 такт – раз, два – мы поём! (пружинка 2 раза) 8 такт – поворот! (поворот тремя прыжками спиной в круг) Повтор движений, стоя спиной в круг, затем, на быструю часть музыки дети двигаются легким бегом по кругу и по сигналу «Направо! Налево! Кругом! Стоп! Врассыпную!» выполняют движения; с окончанием музыки дети садятся на стулья.
Основная часть. Проблемно-игровая ситуация «Письмо от фей» Длительность 20 минут Учитель-логопед: Друзья, сегодня я получила загадочное письмо (показывает). Оно излучает приятный запах. Чувствуете нежный аромат? Как вы думаете, что это за запах? Дети: Пахнет какими-то цветами. Учитель-логопед: Да, мне тоже так показалось. Хотите узнать, от кого это письмо и что здесь написано? Вы хотели бы отправиться на поиск ответа? (дети выражают согласие). Использование ТСО (звучит фонограмма веселой музыки, педагог жестом направляет внимание детей на экран) Использование ИКТ- Появление сказочного персонажа на экране - Здравствуйте! Меня прислали к вам мои подруги - феечки осеннего леса. Мы слышали, что вы тоже любите путешествовать! Поэтому приглашаем вас к нам в гости, но чтобы попасть в нашу страну, вам нужно превратиться во что-то осеннее. Что бывает осеннее? (ответы детей, составление словосочетаний с прилагательным «осенний», «осенняя», «осеннее»). Верно, давайте попробуем стать осенними грибочками. Кто подскажет, как это можно сделать? (предположения, ответы детей) Учитель-логопед: Правильно, ребята, нам необходимо волшебство. Использование ТСО (звучит фонограмма «Фея Драже» П.И.Чайковского) Учитель - логопед: Что ж, начинаем превращение! И поможет нам в этом волшебные воротца. Нужно пройти сквозь них, назвав осеннюю примету, и надеть на себя шапочку грибочка. Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай). Дети выполняют игровое задание. Учитель - логопед: Отправляемся в путь, в гости к лесным феечкам! Использование ТСО (фонограмма «Марш») Упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем» (развитие умения переключаться с одного вида движения на другой и ориентироваться в пространстве) Мы шагаем, мы шагаем, движение в левую сторону Дружно ноги поднимаем ритмично шагают друг за другом змейкой По дороге мы пойдем, Автора письма найдём. Влево – шаг, вправо – шаг, стоя на месте, выполняют движения по тексту Шаг вперёд и шаг назад. Через лужу прыг, скок, два приседания, два прыжка на двух ногах вперед И выходим на мосток шагают, подходят к канату, лежащему на полу Мы по мос-ти-ку ша-га-ем, приставной шаг, слова разбиваются на слоги Нож-ку к нож-ке при-став-ля-ем, Раз, два, не зевай, выше ноги поднимай! шагают, перестраиваясь в круг Мы торопимся за кладом, руки согнуть в локтях, легкий бег по кругу Все быстрее мы идем, Раз, два, три, не отставай и друг друга догоняй. Шаг немножко замедляем, замедляют движение Руки вверх, руки вниз, движения по тексту И немного потрясём, стоя в наклон трясут расслабленными руками А теперь мы отдохнём! выпрямиться, руки в стороны и вниз
Использование мультимедийного оборудования (дети переходят в другую зону, где находится мультимедийный экран, на экране появляется изображение пещеры (вид снаружи). Создание проблемно-игровой ситуации Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, мы добрались до большой пещеры, здесь и живут наши подруги-феи. Но для того, чтобы с ними встретиться, нам нужно отгадать, волшебные слова, без которых не войти в осенний лес. Фея с экрана: Братцев этих ровно семь, всем они известны. Каждую неделю кругом, ходят братцы друг за другом: Попрощается последний, появляется передний (Дни недели). Логопед: Как вы думаете, про что эта загадка? (дети отвечают). Правильно. О семи братцах – днях недели. Наши волшебные слова звучат так же, как дни недели. Давайте назовём их все вместе. Упражнение на развитие мелкой моторики и слухового внимания «Дни недели» (дети проговаривают текст, по очереди загибая пальцы) Среди любой осенней недели первым будет Понедельник. День второй за ним пошёл, это Вторник к нам пришёл. Нам не деться никуда, третий день всегда Среда. Он четвёртый там и тут, этот день Четверг зовут. В череде рабочих дней пятый Пятница теперь. Вся закончена работа, день шестой всегда Суббота. День седьмой, его мы знаем: Воскресенье, - отдыхаем! Фея: Ребята, вы правильно назвали сказочные слова, и я приглашаю вас в наш волшебный осенний лес. Использование мультимедийного оборудования (на экране появляется вид осеннего леса, дети переходят в следующую зону, где находится магнитная доска, стол с атрибутами театра Би-ба-бо, дети садятся на коврик) Учитель-логопед: Ну, вот мы и добрались! (Слайд) Ребята, посмотрите, осенью всё вокруг жёлтое: жёлтые поляны, жёлтые деревья. Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев жёлтые листья. Они кружатся и падают на землю. (Слайд) Как это называется? (Дети: Листопад). Правильно. Мы с вами находимся на осенней полянке. Посмотрите, сколько листьев лежит на земле. И все они какого цвета? (жёлтые, оранжевые). Игровое упражнение на развитие речевого дыхания Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех, и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки. (Выполняем дыхательную гимнастику.) Вот какой листопад у нас с вами получился. Слышите, какие-то звуки…это волшебные звоночки предлагают нам сыграть осенюю песенку. Музыкально-ритмическая игра на развитие чувства ритма, памяти, музыкального слуха «Осенние звоночки». (учитель-логопед играет на металлофоне ритмический рисунок мелодии, дети повторяют ритм колокольчиками). Игра «Подбери действие» на развитие грамматической стороны речи Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. Мяч осенний и волшебный, - Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я даю осенний лист. Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают… Физкультминутка «Осенние листочки». Использование ТСО (фонограмма легкой музыки) (Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение, с началом музыки бегают врассыпную, выполняя движения) Мы, листики осенние, На веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал. И листочки все поднял. Повертел их, покружил. И на землю опустил. Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет. - Знаете, ребята, а ведь осень- волшебное время года, осенью случаются разные истории, как вот эта… Использование ТСО (мультимедиа презентация фрагмента сказки) -Ну-ка, не зевай-ка, сразу повторяй-ка! Сказка «Колобок» в стихах - комплекс упражнений логопедической гимнастики на развитие и укрепление мышц органов артикуляционного аппарата) (сказочный герой на экране показывает артикуляционные упражнения, дети повторяют). Пальчиковая игра с самомассажем рук для активизации речевой зоны головного мозга «Осенний букет». Автоматизация ранее поставленных звуков. художественное творчество. - Ребята, хотите собрать осенний букет для своих друзей? -На столиках лежат листья и часть картинки, дул сильный ветер и картинка порвалась…как можно снова сделать красивую вартинку? (Предположения детей) Молодцы, верно догадались, что можно наклеить литья с помощью пластилина. (Дети выполняют поделки из природного материала и пластилина, восстанавливая картинки) Составление рассказов по сюжетным картинкам в малых группах «девочки-мальчики» (раздаётся стук в дверь, вносятся мольберты с картинами) -Ребята, смотрите, феи осеннего леса нам прислали свои творения. Придумайте по своей картинке короткий рассказ, а мы рисунки соединим, и у нас получится большая осенняя книга. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень» в парах: две девочки - два мальчика) Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья горят на солнышке, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Осень.Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме. Использование ТСО (фонограмма веселой танцевальной музыки) Игровая обучающая ситуация «Что в осеннем есть лесу» на развитие вестибулярного аппарата, мышления, внимания, быстроту реакции, закрепление полученных представлений (дети переходят в другую зону, стоя врассыпную с закрытыми глазами, показывают: деревья – потянуться вверх, руки поднять вверх, грибы, ягоды – присесть, руки вниз)
Заключительная часть. Итог мероприятия. Длительность 5 минут Учитель-логопед: Посмотрите, ребята, какая большая, красивая книга получилась у нас. Мы положим её на окошко, чтобы осенние феечки. пролетая мимо окон, увидели её и обрадовались.
-О каком времени года мы говорили? -Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.) - Какие игры вам понравились больше всех? -Как вы думаете, что самое важное нам подарили феи? - Верно, они нам подарили новые знания, научили дружно справляться с трудностями. Мне очень понравилось, как вы отвечали, старались говорить четко. И мы ещё будем путешествовать с вами в другие интересные места. Пора возвращаться, и снова помогут нам волшебные ворота.
Использование ТСО (звучит фонограмма «Фея Драже» П.И.Чайковского, дети проходят через «воротца» из листьев, висящие над дверью)
Учитель-логопед вручает каждому наклейку с изображением осеннего листочка, который дети позже наклеивают в «Дневничок достижений». Дети выходят из зала под тихую, спокойную музыку.
| |
Просмотров: 9524 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |