Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект коррекционного логоритмического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у осенних фей».

 

Разработала учитель-логопед 

Фаттахова Елена Валерьевна

 

МБДОУ ДС "Родничок"

п. Новогорный,  г. Озёрск Челябинская область

 

 

 

 

 

Программное содержание

Образовательная задача

1. Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; формировать двигательные умения и навыки; способствовать овладению детьми познавательных эталонов; развивать пространственные представления с помощью логопедической ритмики; расширять словарь.

Коррекционно - развивающая задача

2. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, грамматическую правильность речи; формировать координацию, переключаемость, плавность движений, оптико-пространственную ориентацию; развивать фонематический слух, общую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память, умение правильно согласовывать движения с текстом.

Воспитательная задача

3. Воспитывать общую музыкальную, речевую и двигательную культуру; проявлять художественно-творческие способности, личностные качества, чувство коллективизма; воспитывать просодические компоненты речи, эмоции высшего порядка.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Образовательная область «Познание»: формировать у детей исследовательские навыки: умение наблюдать, анализировать, сравнивать и процессы взаимодействия объектов природы. Закреплять представления детей о сезонных изменениях осенью.

 

Образовательная область «Здоровье»: продолжать обучать детей разным видам имитационных движений, закреплять приёмы самомассажа. дыхательной гимнастики.

 

Образовательная область «Коммуникация»: пополнить и активизировать словарный запас детей, развивать речевую активность. 

 

Образовательная область «Музыка»: развивать умение сочетать темп движений с характером музыки.

 

Образовательная область «Физическая культура»: развивать двигательные умения, навыки ходьбы и бега.

Образовательная область «Художественное творчество»: развивать творческие проявления детей.

Методы  Словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.

Приёмы

Поисково-исследовательская деятельность, игровой прием.

Предварительная работа

Знакомство с приметами осени, творческие упражнения «Ритм-лото», упражнения на ориентацию в пространстве «Вправо-влево», упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции «Листопад», «Ветерок». Просмотр мультипликационного фильма «Феи».

Словарная работа примета, листопад, накрапывает.

Материалы для занятия

Игрушки театра Би-ба-бо – герои сказки «Колобок», музыкальные звоночки, малые массажные мячи, металлофон, магнитная доска, шапочки грибов, наклейки - листочки, «Дневничок достижений», иллюстрации с изображением осеннего времени года.

Аппаратное и программное обеспечение

 Аппаратное обеспечение: мультимедийное оборудование, магнитофон.

Программное обеспечение: MS Power Point, аудиозапись шума ветра, фонограммы  музыкальных произведений.

Образовательные ресурсы

1. Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей» - М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»- М.: Школьная Пресса,2008.

3. Сборник СанПиН 2.4.1.2660-10.

Интернет ресурсы 

nsportal.ru; admin@logoburg.com; pedgazeta.ru

Ход мероприятия:

Организационный момент. Вводная часть. Длительность 5 минут

Учитель-логопед приглашает детей, они входят в зал  под тихую спокойную музыку.

Приветствие:

Учитель-логопед: Добрый день!

Дети: Добрый день! Заниматься нам не лень! 

Учитель-логопед:  Как обычно, для порядка, дружно сделаем зарядку.

          Справа друг и слева друг (дают правую, левую руку)

          Встанем все в веселый круг!  (строят круг)

Ритмическая игра «Раз! Два!» (развитие устойчивости внимания при воспроизведении ритмических рисунков с сопряженным проговариванием текста)

Использование ТСО (фонограмма мелодии песни «Варенье» из мультипликационного фильма «Маша и медведь», дети выполняют движения игры)

1 такт – раз, два – мы идём!   (ходьба на месте)

2 такт – хлоп, хлоп, хлоп!      (хлопки в ладоши)

3 такт – раз, два – мы поём!   (пружинка 2 раза)

4 такт -  топ, топ, топ!            (притопы)

5 такт – раз, два – мы идём!  (пружинка 2 раза)

6 такт – шлеп, шлеп, шлеп!     (шлепки по ногам)

7 такт – раз, два – мы поём!    (пружинка 2 раза)

8 такт – поворот!                    (поворот тремя прыжками спиной в круг)

Повтор движений, стоя спиной в круг, затем, на быструю часть музыки дети двигаются легким бегом по кругу и по сигналу «Направо! Налево! Кругом! Стоп! Врассыпную!» выполняют движения; с окончанием музыки дети садятся на стулья.

 

Основная часть. Проблемно-игровая ситуация «Письмо от фей»

Длительность 20 минут

Учитель-логопед: Друзья, сегодня я получила загадочное письмо (показывает). Оно излучает приятный запах. Чувствуете нежный аромат? Как вы думаете, что это за запах? Дети: Пахнет какими-то цветами.

Учитель-логопед: Да, мне тоже так показалось. Хотите узнать, от кого это письмо и что здесь написано? Вы хотели бы отправиться на поиск ответа? (дети выражают согласие).

Использование ТСО (звучит фонограмма веселой музыки, педагог жестом направляет внимание детей на экран)

Использование ИКТ- Появление сказочного персонажа на экране

- Здравствуйте! Меня прислали к вам мои подруги - феечки осеннего леса. Мы слышали, что вы тоже любите путешествовать! Поэтому приглашаем вас к нам в гости, но чтобы попасть в нашу страну, вам нужно превратиться во что-то осеннее. Что бывает осеннее? (ответы детей, составление словосочетаний с прилагательным «осенний», «осенняя», «осеннее»). Верно, давайте попробуем стать осенними грибочками. Кто подскажет, как это можно сделать? (предположения, ответы детей)

Учитель-логопед: Правильно, ребята, нам необходимо волшебство.

Использование ТСО (звучит фонограмма «Фея Драже» П.И.Чайковского)

Учитель  - логопед: Что ж, начинаем превращение! И поможет нам в этом волшебные воротца. Нужно пройти сквозь них, назвав осеннюю примету, и надеть на себя шапочку грибочка. Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай). Дети выполняют игровое задание.

Учитель - логопед: Отправляемся в путь, в гости к лесным феечкам!

Использование ТСО (фонограмма «Марш»)

Упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем»

(развитие умения переключаться с одного вида движения на другой и ориентироваться в пространстве)

Мы шагаем,  мы шагаем,           движение в левую сторону

Дружно  ноги  поднимаем         ритмично шагают друг за другом змейкой

По дороге мы пойдем,                               

Автора письма найдём.

Влево – шаг, вправо – шаг,       стоя на месте, выполняют движения по тексту

Шаг вперёд и шаг назад.           

Через  лужу  прыг, скок,           два приседания, два прыжка на двух ногах вперед

И выходим на мосток             шагают, подходят к канату, лежащему на полу

Мы  по мос-ти-ку ша-га-ем,   приставной шаг, слова разбиваются на слоги

Нож-ку к нож-ке при-став-ля-ем,  

Раз, два, не зевай, выше ноги поднимай!  шагают, перестраиваясь в круг

Мы торопимся за кладом,                  руки согнуть в локтях, легкий бег по кругу

Все быстрее мы идем, 

Раз, два, три, не отставай и друг друга догоняй.

Шаг немножко замедляем,               замедляют движение

Руки вверх, руки вниз,                      движения по тексту

И немного потрясём,                    стоя в наклон трясут расслабленными руками

А теперь мы отдохнём!                    выпрямиться, руки в стороны и вниз

 

Использование мультимедийного оборудования (дети переходят в другую зону, где находится мультимедийный экран, на экране появляется изображение пещеры (вид снаружи).

Создание  проблемно-игровой ситуации

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, мы добрались до большой пещеры, здесь и живут наши подруги-феи. Но для того, чтобы с ними встретиться, нам нужно отгадать, волшебные слова, без которых не войти в осенний лес.

Фея с экрана:  Братцев этих ровно семь, всем они известны.

                          Каждую неделю кругом, ходят братцы друг за другом:

                            Попрощается последний, появляется передний (Дни недели).

Логопед: Как вы думаете, про что эта загадка?  (дети отвечают). Правильно. О семи братцах – днях недели. Наши волшебные слова звучат так же, как дни недели. Давайте назовём их все вместе.

Упражнение на развитие мелкой моторики и слухового внимания «Дни недели» (дети проговаривают текст, по очереди загибая пальцы)

Среди любой осенней недели первым будет Понедельник.

День второй за ним пошёл, это Вторник к нам пришёл.

Нам не деться никуда, третий день всегда Среда.

Он четвёртый там и тут, этот день Четверг зовут.

В череде рабочих дней пятый Пятница теперь.

Вся закончена работа, день шестой всегда Суббота.

День седьмой, его мы знаем: Воскресенье, - отдыхаем!

Фея: Ребята, вы правильно назвали сказочные слова, и я  приглашаю вас в наш волшебный осенний лес.

Использование мультимедийного оборудования (на экране появляется вид осеннего леса, дети переходят в следующую зону, где находится магнитная доска, стол с атрибутами театра Би-ба-бо, дети садятся на коврик)

Учитель-логопед:  Ну, вот мы и добрались! (Слайд) Ребята, посмотрите, осенью всё вокруг жёлтое: жёлтые поляны, жёлтые деревья. Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев жёлтые листья. Они кружатся и падают на землю. (Слайд) Как это называется? (Дети: Листопад). Правильно. Мы с вами находимся на осенней полянке. Посмотрите, сколько листьев лежит на земле. И все они какого цвета? (жёлтые, оранжевые).

Игровое упражнение на развитие речевого дыхания  Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех, и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки. (Выполняем дыхательную гимнастику.) Вот какой листопад у нас с вами получился. Слышите, какие-то звуки…это волшебные звоночки предлагают нам сыграть осенюю песенку.

Музыкально-ритмическая игра на развитие чувства ритма, памяти, музыкального слуха «Осенние звоночки».

(учитель-логопед играет на металлофоне ритмический рисунок мелодии, дети повторяют  ритм колокольчиками).

Игра «Подбери действие» на развитие грамматической стороны речи Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный, 
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

- Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я даю осенний лист.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают…
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идёт …
Урожай осенью — Урожай осенью убирают…
Птицы осенью — Птицы осенью улетают…
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья…
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки...

Физкультминутка «Осенние листочки».

Использование ТСО (фонограмма легкой музыки)

(Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение, с началом музыки бегают врассыпную, выполняя движения)

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.

- Знаете, ребята, а ведь осень- волшебное время года, осенью случаются разные истории, как вот эта…

Использование ТСО (мультимедиа презентация фрагмента сказки)

-Ну-ка, не зевай-ка, сразу повторяй-ка!

Сказка «Колобок» в стихах - комплекс упражнений логопедической гимнастики  на развитие и укрепление мышц органов артикуляционного аппарата)

(сказочный герой на экране показывает артикуляционные упражнения, дети повторяют).

Пальчиковая игра с самомассажем рук для активизации речевой зоны головного мозга «Осенний букет». Автоматизация ранее поставленных звуков. художественное творчество.

- Ребята, хотите  собрать осенний букет для своих друзей?
Раз, два, три, четыре, пять – 
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать массажные мячики в кулачках).
Листья берёзы. Листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы на мяче).
Мы соберём,  вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

-На столиках лежат листья и часть картинки, дул сильный ветер и картинка  порвалась…как можно снова сделать красивую вартинку? (Предположения детей) Молодцы, верно догадались, что можно наклеить литья с помощью пластилина.

(Дети выполняют поделки из природного материала и пластилина, восстанавливая картинки)

Составление рассказов по сюжетным картинкам в малых группах «девочки-мальчики» (раздаётся стук в дверь, вносятся мольберты с картинами)

-Ребята, смотрите,  феи осеннего леса нам прислали свои творения. Придумайте по своей картинке короткий рассказ, а мы рисунки соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень» в парах: две девочки - два мальчика)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья горят на солнышке, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром.

Осень.Часто идет холодный дождик.  Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Использование ТСО  (фонограмма веселой танцевальной музыки)

Игровая обучающая ситуация «Что в осеннем есть лесу» на развитие вестибулярного аппарата, мышления, внимания, быстроту реакции, закрепление полученных представлений

 (дети переходят в другую зону, стоя  врассыпную с закрытыми глазами, показывают: деревья – потянуться вверх, руки поднять вверх, грибы, ягоды – присесть, руки вниз)

 

Заключительная часть. Итог мероприятия.

 

Длительность 5  минут

Учитель-логопед:  Посмотрите, ребята, какая большая, красивая книга получилась у нас. Мы положим её на окошко, чтобы осенние феечки. пролетая мимо окон, увидели её и обрадовались.

 

-О каком времени года мы говорили?

-Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

- Какие игры вам понравились больше всех?

-Как вы думаете, что самое важное нам подарили феи?

- Верно, они нам подарили новые знания, научили дружно справляться с трудностями. Мне очень понравилось, как вы отвечали, старались говорить четко. И мы ещё будем путешествовать с вами в другие интересные места. Пора возвращаться, и снова помогут нам волшебные ворота.

 

Использование ТСО  (звучит фонограмма «Фея Драже» П.И.Чайковского, дети проходят через «воротца» из листьев, висящие  над дверью)

 

Учитель-логопед вручает каждому наклейку с изображением осеннего листочка, который  дети позже наклеивают в «Дневничок достижений». Дети выходят из зала под  тихую, спокойную музыку.

 

 

Категория: Конспекты занятий | Добавил: сини4ка (22.10.2013) | Автор: Фаттахова Елена Валерьевна
Просмотров: 4896 | Теги: лексика, здоровьесберегающие технологии, логоритмика | Рейтинг: 5.0/12

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Логопедические медали "Я умею говорить звук"

Картотека картинок для выкладывания камешков Марблс - БУКВЫ

Всего комментариев: 0
avatar