Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект логопедического занятия для детей с акустической дисграфией. Тема: "Дифференциация акустически сходных звуков в словах"

Подготовила учитель - логопед

Абашина Наталья Викторовна

ГОКУ СКШ №1

Образовательные:

  • закреплять понятия: согласный звук, звонкий и глухой;
  • уточнять и сравнивать артикуляцию и звучание звуков б-п;
  • совершенствовать  навыки дифференциации звуков и букв Б-П в устной и письменной речи;
  • учить выделять звуки п и б из начала и середины слова

Коррекционно-развивающие:

  • развитие навыков фонематического анализа и синтеза на основе речевого материала со звуками п и б;
  • развитие фонематического слуха через упражнения на выделение заданного звука;
  • развитие тактильных ощущений на основе упражнений в дифференциации «звонкий-глухой»
  • развитие слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность при письме

 

Ход занятия

I. Организационный момент

Сейчас сядет тот, кто назовёт слово на согласный звук. На какие звуки начинаются ваши слова. Почему они называются согласными: (при образовании согласных звуков воздушная струя встречает преграду).

Как образуются гласные звуки? Гласные звуки - это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки.

 

II. Подготовка артикуляционного аппарата к работе:

- пропоём гласные, которые я покажу

- произнесём  согласные

III. Сообщение темы и цели занятия

Сегодня мы поговорим о согласных звуках, научимся их различать. А о каких звуках идёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадки:

1) На ветках плотные комочки,

в них дремлют клейкие листочки (почки);

2) Смастерили из досок, и надели поясок

И хранит посуда эта

С грядки собранное летом (бочки)

 

- Это очень похожие слова. А чем они различаются? Какой первый звук в слове бочки? А какой первый звук в слове почки? Давайте сравним остальные звуки. Второй звук в слове бочки, почки; третий звук….

Посмотрите на эти слова (таблички со словами)

Вывод: Изменился только один звук, и изменилось целое слово

- Вы догадались о каких согласных звуках мы будем говорить? П-Б

Покажите, какими буквами обозначаются эти звуки.

 

IV. Основная часть

1) Сравнение произношения звуков Б-П.  Сравнительная характеристика звуков

- Произнесите звуки П, Б. Посмотрите друг на друга и произнесите ещё раз: одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков. (одинаково). При помощи чего мы произносим эти звуки? (при помощи губ, губы смыкаются).

- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли горло при произнесении звука Б (дрожит). А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при произнесении этого звука (не дрожит).

 

Вывод: значит звук Б произносится с голосом, он звонкий. А звук П произносится без голоса, он глухой (соотносятся с колокольчиками и кружочками)

 

2) Упражнения на дифференциацию звуков П и Б в словах

Сейчас мы с вами потренируемся различать звуки П и Б в словах

А) Устно: я называю слово – вы показываете букву, которая есть в этом слове Б или П .  Эта буква может стоять в начале или в середине слова (палка, лапа, буря, грибы, рыбак, булка)

 

Б) Замените звук Б на П в словах:
бочка — почка, бой — пой, борт — порт, Булька — пулька
балка — палка, бас — пас, бар — пар, бравый — правый.

Прочитайте слова, которые даны (читаем цепочкой), какие слова получим, если заменим букву Б на П ? Читаем парами.
Что происходит со словами? (Меняется смысл, значение слова.)
 

ФИЗМИНУТКА: Выполняется стоя. Логопед произносит слова. Если в слове есть звук Б, дети опускают руки вниз,, если П — руки вверх.

Портфель, альбом, пенал, бумага, перо, папка. (Дети садятся).

 

Откройте тетради, запишите число

В) На карточках слова, в них пропущена буква Б или буква П. Вставьте нужную букву. Один у доски пишет в два столбика.

Проверка: прочитайте сначала слова с буквой Б. Прочитайте слова с буквой П.

 

Г) Сейчас поработаете самостоятельно (карточки с пропущенными слогами). Полученные слова записать в тетрадь.

Проверка (самопроверка: готовые карточки)

V. Закрепление

- Какие звуки мы сегодня учились различать? Чем они различаются? (звук Б - звонкий, звук П - глухой)

Игра «Лото» У вас на столах лежат карточки с изображением предметов, содержащих звуки Б и П . Я называю слово, вы определяете, какой звук есть в слове и закрываете картинку соответствующей буквой. (если есть время, записывают)

VI. Итог

Спасибо за работу (словесная оценка)

Возможно вам будет интересно:

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (17.10.2014) | Автор: Абашина Наталья Викторовна
Просмотров: 2088 | Теги: дисграфия, Грамота | Рейтинг: 5.0/7

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С], [Ш], [Л], [Р]

Картотека картинок для обследования звукопроизношения

Всего комментариев: 0
avatar