Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект логопедического занятия по развитию речи с элементами ролевого моделирования у детей билингвистов. Лексическая тема: "Дом"

Подготовила учитель-логопед 

Сигодина Наталья Александровна

МБОУ СОШ № 160 город Новосибирск

Лексическая тема:

Дом. Приглашение на новоселье.

Грамматическая тема:

Словообразование. Согласование существительного с прилагательным.

Цель: Обогащение словаря по теме «Наш дом».

 

Коррекционно-образовательные цели:

 

  • Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов, формирование практических навыков подбора признаков, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Наш дом»;
  • Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).
  • Закрепление практических навыков согласования имени существительного и прилагательного.
  • Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей. Совершенствовать умение слогового и звукового анализа слов.

 

Коррекционно-развивающие цели:

 

  • Развитие связной речи, слухового внимания; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.
  • Развивать логическое мышление и долговременную память;
  • Развивать умение  находить пути  решения  проблемной ситуации.
  • Развивать фонематическое восприятие, фонематические  представления, сложные формы фонематического анализа.
    Развивать моторику и координацию движений.
    Развивать пространственно-временные представления учащихся.

 

Коррекционно-воспитательные цели:

 

  • Формирование внимания к языковым явлениям речевой производительности, коммуникативных навыков;
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.
  • Воспитывать аккуратность, навыки  культурного поведения в доме;
  • Формировать мотивацию успеха.
    Формировать умение слушать ответы товарищей и выполнять учебные действия по инструкции логопеда.


Материалы к занятию: Рабочие листы, картинки по лексической теме, презентация, карточки слов.

Индивидуальная работа. Предварительная работа: Фронтальная беседа с детьми об их доме, работа с пословицами «о доме», рисунок  своего дома.

 

Ход занятия

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

    1.1. Психологический  настрой «Цепочка дружбы».

- Ребята по очереди называют свой адрес и занимают свои места.

2. Основная часть занятия

- Ребята, послушайте три слова и их первых звуков составьте название темы нашего занятия.

Дерево        Очки           Машина        ДОМ (слайд 3)

- Правильно, мы сегодня продолжаем говорить о доме.

 

1. задание « Пантомима»

- Что можно делать в доме? (Покажи всему классу!)

Примеры слов: спать, кушать, смотреть телевизор, читать, убираться, веселиться и т.п.

(Закрепляется навык употребление  правильной формы глагола)

Например: Мадина спит дома. Я сплю.

- А ещё можно встречать гостей. Наш знакомый «Домовёнок Кузя» оставил для вас                                 ПРИГЛАШЕНИЕ. (слайд 6)

 

Дорогие, ребята!

Приглашаю вас к себе домой на новоселье.

С уважением Домовёнок Кузя

 

Толкование слова «новоселье».

Новосе́лье — праздник, в честь обновления (ремонта) или покупки нового жилого помещения (квартира, дача, дом). В России одна из самых распространённых «вечеринок». Обычно новоселье – это застолье с домашним угощением и подарками для хозяев нового дома.

- Ребята, а как вы думаете, мы можем отправиться в гости? Нет.

- Чего мы не знаем? (Адреса- улицу, номер дома, номер квартиры)

- Что бы узнать, надо выполнить задание.

 

 2. задание «Дом» (рисование двумя руками)

На доске дети по очереди рисуют элементы дома. Называют части дома, согласуя существительное с числительным.

Например: одна крыша, два окна, четыре стены и т.д.

Дети получают табличку с названием улицы «Школьная»

 

3. задание «Родственники в доме». (слайд 5)

Подбери родственные слова к слову «дом».

– Где живет человек? (В доме)

- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

- О большом доме? (домище)

- Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

- Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка, домофон, домовитый – это семья слов, слова-родственники.

(Карточки со словами на доске) Приложение 1

Дети получают табличку с номером дома №30

4. задание Дидактическая игра с мячом «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

 

из бетона –                           из пластмассы -                 из бумаги -       

из дерева –

 

из металла -                        изо льда -

из глины —                          из стекла -                          

 

 

Дети получают табличку с номером квартиры 5

- Ну вот теперь можно идти в гости.

5. задание (ориентация в пространстве) (слайд 9-10)

- Перед вами план города, много улиц и много домов. Возьмите карандаш и проложите путь к дому «Домовёнка Кузи» по схеме. (Приложение 2)

- В каком доме живёт «Домовёнок Кузя»? (многоэтажном)

 

6. задание «Подарок» (согласование существительного с глаголом).

- Есть такая традиция, на новоселье дарить хозяину в дом, что-то полезное.

- Что вы подарите?

(Силуэты из белой бумаги. Дети узнаю, подбирают прилагательное и составляют предложение: «Я подарю ……стеклянную вазу» и т.д.)

Примеры словосочетаний: Мягкое кресло, письменный стол, книжную полку, пушистый ковёр, настольную лампу, красивую картину….

                                

3. Рефлексия

- «Домовёнок Кузя» благодарит вас за работу и замечательные подарки.

- Он передал вам сладкий привет! (Угощение от Кузи)

-Что нового вы узнали сегодня? Что было интересно, сложно?

- У каждого из вас лежит слово. Составьте из них вместе пословицу.

«В гостях хорошо, а дома лучше». (слайд 11)

- Нам пора возвращаться.    

 

Приложение 1

ИК

ИЩЕ

ОВОЙ

АШНИЙ

ОВИТЫЙ

ОХОЗЯЙКА

ОФОН

ОСЕД

Приложение 2

Презентация

Скачать презентацию

Ещё по данной теме:

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (21.11.2014) | Автор: Сигодина Наталья Александровна
Просмотров: 14156 | Теги: Билингвизм, лексика, Грамота, ролевое моделирование | Рейтинг: 4.9/11

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 3-4 лет

Развивающая логопедическая игра – лото «Говорушка»

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar