Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект логопедического занятия. Тема: "Формирование представлений о звуках"

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель: Формирование представлений о звуках.

Коррекционно - образовательные: Формирование представлений о звуках.  Знакомство с понятием «Звук», «Звуки речи». Расширение словарного запаса. Развитие понимания обращенной речи.

Коррекционно-развивающие: Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, ориентировки  в схеме собственного тела, ориентировки  в схеме тела человека, сидящего напротив, слухового внимания, координации речи с движением,  развитие быстроты реакции, длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Звучащие игрушки, ширма, индивидуальные зеркала,            артикуляционный профиль, артикуляционная гимнастика в картинках, карточка подсказка «Звуки», аудиозапись песни Радионяня «Что такое звук», аудиозапись  разных звуков:  шуршание бумагой, ревущий мотор, плачущий ребенок, рычание льва, вой ветра и т.д.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте дети!

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие (т.е. далеко от своего города). Длится оно будет целый год.

- Ребята, мы на наших занятиях попадем в город Красивой речи.  Наши встречи будут интересными, иногда трудными.

- Как называют людей, которые путешествуют?

- Путешественники - люди совершающие путешествия с научными целями, чтобы что-то  узнать.

- Значит, кем мы   с вами станем?

- Путешественниками. 

2. Игра «Кто внимательнее» (ориентация в схеме собственного тела, ориентация в схеме тела человека, сидящего напротив).

- Для того, чтобы не заблудиться, нам нужно хорошо ориентироваться в пространстве, в незнакомой местности..

- Покажите свою главную руку, которой вы держите карандаш. Назовите её. Поднимите другую.  Назовите.

- Покажите своё левое плечо, правую бровь, ухо. Левой рукой покажите правый локоть. Правой рукой левый глаз. Левой рукой левое ухо.

- Сядьте на свои места. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите правое плечо соседа. Левую руку соседа.

- Вы готовы к путешествию.

3. Сообщение темы.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

- Вот сейчас и узнаем что такое звуки.

4. Игра «Молчанка».

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по- разному. Послушайте эти звуки. (аудиозапись  разных звуков - шуршание бумагой, ревущий мотор, плачущий ребенок, рычание льва, вой ветра и т.д.). 

5. Игра «Угадай, что звучало».

- Ребята, посмотрите, что стоит  на столе? – Мишка, кукла, лошадка, погремушка, свисток, юла (звучащие игрушки).

- Как можно все  эти предметы назвать одним словом? – Игрушки.

- Посмотрите перед вами игрушки одинаковые или разные?

- Разные.

- А чем они отличаются, как вы думаете? Размером, цветом, а ещё они сделаны из разного материала.

- Перечислите из какого материала они сделаны? – С помощью логопеда дети отвечают: плюшевый мишка, резиновая кукла, пластмассовый свисток, погремушка, железная юла.

- А для чего нам нужны игрушки? – Чтобы играть.

- Вот сейчас игрушки с вами и поиграют.

- Вам нужно отгадать эти предметы по звучанию, но сначала, уточним их название игрушек.  (Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало).

 - Как вы думаете, что вы слышали? Как это называется одним словом?

- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши - это орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Ответы детей - помощь логопеда).

 - Ребята, послушайте: А, К, У, О, Т, Б, Д

- Как вы думаете, звуки, которые произнесла я, и звуки которые издают игрушки одинаковые или разные?

- Разные.

- Чем отличаются? (Ответы детей). (Речевые - неречевые)

- А звуки, которые мы будем изучать на наших встречах - это звуки речи. - Звуки - это то, что мы слышим и произносим. (Выставляется карточка - подсказка).  Закрепляется понятие «Звук» и соотносится с карточкой-подсказкой.

 

Путешествие мы продолжаем

И слова все повторяем

Звуки все мы произносим.

Что не ясно сразу спросим.

 

Все живые существа тоже издают звуки. 

 

6. Физкультминутка   с мячом игра «Кто как разговаривает»

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Логопед   поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.

Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. (Звуки - это то, что мы слышим и  произносим).

7. Игра «Домик звуков».

- Что помогает нам произносить звуки? (Губы, язык). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот - домик звуков. Логопед знакомит детей с  органами артикуляции.

Чтобы дальше нам пройти

И не сбиться с пути,

Не цепляться за сучок,

Разомните язычок.

 Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

 

- Чтобы закрепить понятие звук прослушайте песню  Радионяни «Что такое звук».

 

8. Итог.

- Чем мы сегодня занимались? - путешествовали, играли.

- Что мы слушали?

- Чем мы слушали?

- Чем произносили звуки?

- Что нового узнали? О чем ещё хотелось бы узнать?

Путешествовали долго

Мы идём сейчас домой!

Но не бойтесь вместе скоро,

Мы придем сюда с тобой.

 

Список литературы:

  1. Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Мяч и речь.- СПб.: Дельта, 2001. — 96 с.
  2. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов. -М.: Изд. Владос, 1999. 
  3. Е.А. Ярош Путешествие по городу Красивой речи. Екатеринбург, «Центр Проблем Детства»,2001.-444  с.

Ещё по данной теме:

«Путешествие в Звукоград». Конспект занятия по обучению грамоте

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «АБВГД-ейка приглашает"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Проделки Опечатки в городе Буквограде»

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (12.08.2014) | Автор: Гимадиева Людмила Павловна
Просмотров: 3281 | Теги: Звук, лексика | Рейтинг: 5.0/9

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 3-4 лет

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С], [Ш], [Л], [Р]

Всего комментариев: 0
avatar