Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР на тему: «Путешествие команды «Лесовичок»»

Подготовила: учитель - логопед Костина Екатерина Андреевна, 

МАДОУ «Детский сад №29 компенсирующего вида» г. Кириши, Ленинградская область

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать словообразовательную функцию речи детей;
  • упражнять в подборе прилагательных к существительным по теме;
  • закрепить умения детей в образовании родственных слов;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание и творческое воображение;
  • развивать общую моторику и моторику рук;
  • развивать у детей радость и удовольствие от игр развивающей направленности;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности;
  • воспитывать дружеские отношения между детьми;
  • желание помочь попавшим в беду;
  • воспитывать любознательность, доброту, бережное отношение к природе и животным;

Здоровьесберегающие:

  • следить за осанкой детей;
  • соблюдать охранительно-педагогический режим;

Оборудование: Мультимедийный проектор,  мультимедийная доска, ноутбук.

Материал:

демонстрационный: презентация  слайдов с музыкальным сопровождением:

«зима», «медведь в берлоге», «белка на дереве», «лось среди деревьев»,  «лиса охотится за зайцем», конверт с письмом от лесника, следы зайца и лисы(с заданием), картинки тюков сена и мешков соли, для сюрпризного момента корзинка с орехами.

раздаточный: отличительные значки «Лесовичок», разрезные картинки «Дикие животные»,

Методы и приёмы:

Словесный метод (объяснение, пояснение, беседа, художественное слово: загадки, физическая минутка).

Игровой  метод (сюрпризный момент, дидактические игры).

Наглядный  метод (мультимедийная  презентация, рассматривание картинок).

Предварительная работа:

Работа над обогащением словаря на тему «Дикие животные», разучивание физической минутки, рассматривание материала о жизни диких животных в зимнее время года.

Ход деятельности:

Этапы занятия

Действия и слова педагога/Ответы детей

Орг. момент

 

 

 

 

 

 

Основная часть:

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывание загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое

упражнение

«Узнай и назови»

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывание загадки

 

 

 

 

 

 

Упражнение

«Слова – признаки»

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая минутка

«Зайка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывание загадки

 

 

 

 

 

Упражнение

«Составь предложение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывание загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение

«Назови и покажи части тела дикого животного»

 

 

 

 

Дидактическая игра «Сложи картинку»

 

 

Итог занятия.

 

Дети стоят напротив учителя - логопеда. (слайд №1)

 

Логопед: Ребята, к нам вчера  в детский сад пришло письмо. Давайте, прочитаем, кому и от кого оно пришло (читаем: детский сад №29 детям группы №7. От главного лесничего Ленинградской области.) Откроем?

Д.: Да!

 

Логопед: (читает текст письма) «Дорогие ребята! В связи с сезонными изменениями этой зимой, диким животным тяжело зимовать в лесу. Им нужна ваша помощь!!! Помогите, пожалуйста».

Логопед: Кто расскажет, что такое сезонные изменения? (ответы детей)

Логопед: Какое сейчас время года? Какие явления природы естественны для этого сезона? (ответы детей)

Логопед: Почему в эту зиму животным не просто зимовать в лесу? (не постоянная погода, очень мало снега и т.д.) Вы хотите помочь диким животным?

Д.: Да!

Логопед: Давайте, мы с вами объединимся в группу, которая помогает диким животным? Называться она будет «Лесовичок». Согласны?

Д.: Да!

Логопед: Вам каждому надо получить отличительный значок, но для этого ответьте мне на вопрос: назови любое дикое животное.

(дети по очереди называют дикое животное, и получают значок «Лесовичок»).

Логопед: Все получили значки? Молодцы! Вы  готовы к путешествию?

Д.: Да! (дети закрывают глаза)

Звучит музыкальная композиция, включается экран с изображением зимнего леса (слайд №2)

Логопед: Ребята, куда мы с вами попали?

Д.: Мы попали в зимний лес.

Послушайте загадку:

- Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой,

Спит в избушке снеговой.

Д.: Медведь.

Логопед:Правильно (слайд №3).

- Посмотрите, медведь спит в берлоге, а берлога не вся покрыта снегом. Медведь может проснуться. Чтобы он не проснулся надо добавить снега на берлогу. Как мы можем помочь ему?

Д.: Подождать, когда выпадет снег или стряхнуть снег с деревьев.

Логопед:Правильно, но для того, чтобы выпал снег мы должны выполнить задание «Узнай, назови». ( У каждого ребёнка конверт, в котором лежит семья дикого животного: мама, папа, детёныш)

Д.: (ответы детей)

Мама – волчица, папа – волк, детёныш – волчонок;

Мама – белка, папа – белка, детёныш – бельчонок;

Мама – лосиха, папа – лось, детёныш – лосёнок;

Мама – зайчиха, папа – заяц, детёныш – зайчонок;

Мама – медведица, папа – медведь, детёныш – медвежонок;

Мама – лисица, папа – лис, детёныш – лисёнок;

Логопед:Молодцы, все ответили правильно. Посмотрите, снег пошёл и засыпал берлогу медведя, теперь ему будет уютно зимовать. (слайд №4), (слайд №5)

 

Логопед: Слушайте следующую загадку:    

По веткам скачет,

Да не птица,

Рыжая,

Да не лисица.

Д.: Белка.

Логопед: Правильно (слайд №6).

Белка запасла осенью орехи, но забыла в каком дупле, какого дерева она их спрятала. Поможем, белке  отыскать орехи? (макет дерева)

Д.: Да.

Логопед: Каждое дупло закрывают снежки. Чтобы открыть дупло нам надо подобрать и назвать   как можно больше слов-признаков к диким животным. (ответы детей)

Медведь (какой?) – большой, косолапый, бурый, огромный…

Лиса (какая?) – хитрая, рыжая, шустрая, быстрая…

Заяц (какой?) – маленький, белый, умный, трусливый…

Лось (какой?) – огромный, могучий, спокойный, строгий…

Волк (какой?) – страшный, опасный, серый, злой…

Белка (какая?) – пушистая, смелая, ловкая, рыжая…

Ёж (какой?) – колючий, добрый, игольчатый…

Логопед:Молодцы! Вот и орехи.

Физическая минутка

Зайка по лесу скакал,                   (дети прыгают руки, на груди)

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке,       (одна рука на затылочной части,

Поднялись как стрелки ушки.             шевелят двумя пальцами)

Шорох тихий раздаётся:                             (оглядываются)

Кто-то по лесу крадётся.

Заяц путает следы,                                 ( ходьба нога за ногу)

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,                 (прыжок в сторону)

И под кустиком свернулся,             (приседают, обхватывают

Словно беленький клубок                         руками колени)

Чтоб никто найти не смог.

 

Логопед: Нас с вами ожидает следующее задание. Отгадайте, кому мы будем сейчас помогать:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Д.: Лось.

Логопед:Правильно. (слайд №7)

Лосей зимой лесники подкармливают сеном и солью, чтобы им было легче перезимовать. Давайте и мы пошлём им тюки с сеном и мешки с солью. Посмотрите, на каждом из них есть картинки. Составьте предложения, используя все изображения.

( логопед раздаёт каждому ребёнку «тюк сена» или «мешок соли» с заданием). Например: картинки  -  спящий  медведь, берлога; заяц, следы, лиса; Ёж, нора, зима; и т.д.

Дети составляют предложения и озвучивают:

Например: Медведь спит в берлоге.

                   Лиса ищет зайца по следам.

                   Ёж зимует в норе.

 Логопед:Молодцы! Лоси будут рады  лакомству в эту тяжёлую для них пору.

(На полу следы зайца и лисы)

Логопед: Ребята, здесь следы сразу двух животных. Слушайте загадки.

         По полю скачет-

Ушки прячет.

Встанет столбом,

Ушки торчком.

Д.: Заяц. (слайд №8)

         Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

Д.: Лиса. (слайд №9)

Логопед: Да, посмотрите  -  лиса охотится за зайцем. Надо ему помочь убежать от лисы. Поможем?

Д.: Да.

Упражнение «Назови и покажи части тела животного».

Логопед:Вы будете брать, по очереди, следы и называть животное и его части тела. А за каждый правильный ответ зайчик будет двигаться ближе к своей норке и спрячется там от лисы. (ответы детей)

Логопед:Молодцы.

А сейчас, чтобы нам отослать отчёт лесничему, о том кому мы помогли из диких животных, давайте составим их из разрезных картинок. После занятия мы их наклеим на картон и отправим их в конверте на обратный адрес.

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Логопед:Смотрите, какие мы с вами молодцы – мы помогли некоторым диким животным и облегчили им зимовку. Что вам запомнилось и всех больше понравилось? Кому мы помогли?

 Д.: (ответы детей) (слайд №10)

Логопед:Вы все молодцы, ребята, порадовали меня! И за то, что вы оказались такими отзывчивыми и добрыми, откликнулись на зов о помощи, белка прислала вам небольшие сюрпризы из своих запасов

Дети говорят спасибо.

Логопед:Занятие окончено.

Приложение: Скачать ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Список используемой литературы:

  1. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников:Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). Издательство: ВАКО Год издания: 2005
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.
  3. Османова Г.А. Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы. Издательство:КАРО, 2008.
  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.  — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

Ещё по данной теме:

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (20.03.2015) | Автор: Костина Екатерина Андреевна
Просмотров: 1889 | Теги: ОНР | Рейтинг: 4.9/8

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - "МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ&quo...

Картотека картинок для камешков Марблс – ФРУКТЫ И ЯГОДЫ

Всего комментариев: 0
avatar