Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект занятия для учащихся 1 класса с ОНР 2 – 3 уровня. Тема: "Дифференциация звуков с – ш. Путешествие со смешариками"

Подготовила учитель - логопед

Зотке Оксана Александровна 

ГБС(К)ОУ школа –   интернат № 136 г. Самара

Цель: дифференциация звуков С-Ш, закрепление связи звука и буквы

Задачи:

Коррекционно-развивающие задачи:

  • закрепление правильного произношения звуков [с]-[ш];
  • совершенствование фонематических процессов;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие слухового и зрительного внимания, мышления;

Коррекционно-образовательные:

  • отработка навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • отработка навыка согласования имени существительного с прилагательным
  • актуализация словаря по лексическим темам «Одежда» и «Продукты»
  • закрепление навыка послогового чтения;

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную учебную мотивацию;
  • воспитывать усидчивость, работоспособность.

Оборудование: сказочные герои, воздушные шары, индивидуальные зеркала, слоговые таблицы, фишки, корзинки с буквами С-Ш , дидактические карточки, предметные картинки, мяч.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на логопедическом занятии.

- Скажите, что за сказочные герои пришли к нам сегодня?

       

(Смешарики)

- Какие буквы потерялись в названии героев?

_МЕ_АРИКИ    (С – Ш)

- Эти буквы будут сегодня главными на занятии. А чтобы начать занятие, нужно занять свои места. Выберите карточку с цифрой и займите соответствующее место.

(на стульях написаны цифры от 1 до 4)

  1. Основная часть.

- Герои пришли к нам с интересными заданиями.

1. Задание от Кроша.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

- Откройте конверт. Что в нем?

(Воздушные шарики и картинка Веселый язычок   (СКАЗКА)

- Давайте надуем для Кроша воздушные шарики.

(дети выбирают понравившийся шарик и надувают)

- Молодцы! У вас получились красивые шарики. В конце занятия мы их подарим, но кому, пока останется секретом.

- Возьмите в руки зеркало. Отправляемся в путешествие с Веселым язычком.

 «Сказка о Веселом язычке».

-Жил-был язычок (показать).

-Жил он в домике (открыть рот и протянуть (а—а-а))

-Вокруг домика стоял заборчик («улыбка» (видны зубки))

-В заборчике были воротики (губы в трубочке)

-Любил язычок чистоту. Каждое утро протирал он свои воротики – губы (облизываем нижнюю и верхнюю губу)

- Чистил заборчик снизу и сверху

- Решил язычок отдохнуть и покататься на качелях (поднимаем и опускаем кончик язычка)

- А теперь на лошадке  (поцокать языком по верхнему нёбу)

- Стал наш язычок бодрым и веселым. Стал он свистеть, как насос : С-С-С, а потом шипеть, как змея: Ш-Ш-Ш.

Характеристика звуков «С-Ш»

- Ребята, а какие звуки произносил Язычок : гласные или согласные?

(согласные)

- Поставьте ладошку к горлышку и произнесите звуки «С», «Ш». Какие это звуки : звонкие или глухие?

(глухие)

2. Задание от Нюши.

Чтение слоговой таблицы. Игра «Лото»

- Нюша предлагает вам поиграть в лото. Возьмите карточки и фишки.

(логопед называет слоги, а дети закрывают их фишками; затем дети читают слоги с заданной буквой и слоги, на которые указывает логопед)

СА

СЮ

УШК

ШИП

ОШО

СЁ

УС

ША

ШКА

ОСЕ

СВИ

СМО

ШИ

ОШ

АШ

 

Дидактическая  игра «Разложи по корзинам»

- Помогите Нюше разложить предметы по корзинам. Выполнить задание помогут буквы, написанные на корзинах?

(детям предлагаются картинки: сыр, шуба, шорты, колбаса, рубашка, сок, шапка, мясо, шарф)    

 

С                                               Ш               

 

          

       

- Как одним словом назвать то, что лежит в корзинке с буквой «С»; «Ш»?

(продукты, одежда)

3. Задание от Совуньи.

- Прочитайте, что написано рядом с Совуньей.

(ПЕРЕМЕНА)

- Ребята, а что делают на перемене?

(играют, отдыхают)

- Совунья предлагает вам немного отдохнуть и поиграть в игру с мячом:

«Скажи ласково»

(логопед произносит слова и бросает мяч, ребенок произносит тоже слово ласково и возвращает мяч обратно)

Кошка – кошечка         

Шапка – шапочка        

Шишка – шишечка      

Чашка – чашечка        

  - Какой звук занятия «С» или «Ш» был во всех словах?

(«Ш»)

стол – столик

нос – носик

сушка – сушечка

стул – стульчик

- Какой звук занятия повторялся в этих словах?

(«С»)

- Назовите в каком слове были и звук «С» и звук «Ш»?

(сушка)

4.Задание от Лосяша.

Игра «Собери слово»»

- Что принес Лосяш?

(геометрические фигуры)

- В этих фигурах зашифровано слово. Помогите Лосяшу отгадать его. Расположите фигуры в заданной последовательности.

Детям предлагаются фигуры, которые расположены в определённой последовательности (в первом ряду) и фигуры в разброс, внутри которых написаны буквы: Р О М А Ш К А (во втором ряду).

(ромашка)

- Что такое ромашка?

(цветок)

- Какой звук занятия есть в этом слове?

( «Ш»)

- Какой по счету звук «Ш» в слове «ромашка»?

(5)

5. Задание от Бараша.

Игра «Буква потерялась»

- Посмотрите какие необычные ромашки принес нам  Бараш. Выберите понравившуюся ромашку.

                       (ромашки разноцветные)

- На лепестках ромашки написаны слова, в которых потерялись буквы «С» или «Ш». Помогите Барашу найти их.

…ок, …уп, …уба, ду…, ли…т, ко…ка, …ина,  но…

ватру…ка, …неговик, поду…ка, ло…адь, гру…а, но…ок, но.., Ма…а

( дети вставляют буквы и читают получившиеся слова)

- Давайте соберем букет из наших ромашек и подарим Барашу. Даря ромашку, называйте какая она по цвету.

(У меня белая ромашка; У меня желтая ромашка и т.д.)

- Сосчитайте сколько ромашек в букете.

(Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек)

 

  1. Заключительная часть.

- Наше путешествие со Смешариками подходит к концу. Какие звуки путешествовали вместе с нами?

- Кто, по-вашему, занимался сегодня лучше всех? Кому мы подарим наши шарики?

- Мне понравилось, как занимались все. Каждый подарите сами себе шарик.

- Занятие закончено. До свидания.

Список используемой литературы:

  1. Костыгиной В.Н. «ТРУ-ЛЯ-ЛЯ», Артикуляционная гимнастика. М. – 2000.
  2. Мальцева М., Костыгина В. Мой логопедический альбом.
  3. Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. Сценарии занятий. – М.: «Экзамен», 2009. – 205 с.

Ещё по данной теме: 

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (03.10.2014) | Автор: Зотке Оксана Александровна
Просмотров: 2385 | Теги: дифференциация, ОНР, звук Ш, звук С | Рейтинг: 5.0/6

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для обследования звукопроизношения

Картотека картинок для выкладывания камешков Марблс - ЦИФРЫ

Всего комментариев: 0
avatar