Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект занятия на этапе автоматизации звука [Р] в слогах, словах. Тема: "Звук [Р]"

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

 

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

 

Цели:

1. Образовательные:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.

2. Коррекционные:

  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.

3. Воспитательные:

  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

 

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

 

Ход занятия:

      1.Организационный этап.

-  Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

 

      2.   Сообщение темы.

-  Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

 

       3.   Артикуляционная гимнастика.

- Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.  

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

 

       4.  Упражнение на дыхание «Фокус».

- А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

- Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

 

      5.   Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

- Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

- Что делает горлышко? (поёт)

- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

- Правильно.

 

      6.   Характеристика звука

-  Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

- Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).

- Звонкий или глухой звук? (звонкий)

- Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

- Каким цветом его обозначаем? (синим).

- Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

 

      7.   Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

- У нашего Дракоши сломалась машина.

- Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

- Сначала тихо; (р-р-р-р).

- Громко; (р-р-р-р).

- Очень громко; (р-р-р-р).

- Тихо; (р-р-р-р).

- Громко. (р-р-р-р).

- Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

 

     8.    Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

- Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

- Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

 

      9.     Развитие фонематического восприятия.

Игра «Найди звук».

-  Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

 

       10.    Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

- Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

Кра-кра-кра                  Пра-пра-пра

Кро-кро-кро                 Про-про-про

Кры-кры-кры               Пры-пры-пры

Кру-кру-кру                  Пру-пру-пру

 

      11.  Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.  

Игра «Один-много».

- Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

- Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

 

     12.    Автоматизация звука в словах.

Упражнение «Повтори».

- Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

 

     13.   

Игра «Скажи наоборот».

- Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

 

     14.     Связь звука с буквой.

- Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

 

     15.     Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

- Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

 

     16.     Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

     17.     Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

     18.    Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (01.11.2016) | Автор: Григорьева Оксана Тихоновна
Просмотров: 529 | Теги: ОНР, звук Р | Рейтинг: 5.0/5

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для выкладывания камешков Марблс - БУКВЫ

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С’], [З’], [З], [Ц], [Ж], [Ч], [Щ], [Л’...

Всего комментариев: 0
avatar