Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема: "Золотая Хохлома"

Автор: учитель-логопед Троицкая Людмила Владимировна

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение

детский сад комбинированного вида № 5 «Звёздочка»

Мурманская область, город Полярный

 

 

Цель: актуализировать знания детей по лексической теме «Посуда»

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные
  1. Расширение и активизация словаря по теме «Посуда».
  2. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
  3. Совершенствовать  умение детей подбирать определения к предметам, согласовывать их с существительными в числе и роде.

 

  • Коррекционно-развивающие
  1. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания.
  2. Развитие общей моторики и координации мелких движений пальцев рук, координации речи с движением.
  3. Развитие умения аргументировать свои ответы.

 

  • Коррекционно-воспитательные
  1. Воспитывать интерес к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
  2. Воспитание навыков общения.
  3. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.  

 

Оборудование:  силуэты (точечное изображение посуды), краски, альбомные листы, карандаши.

 

Подготовка: выставка книг, иллюстраций на тему « Народные промыслы России», практическая деятельность детей во время дежурства по группе, сравнение предметов посуды в дидактических и сюжетно-ролевых играх.

Методы: словесный, наглядный, игровой, сравнительный.

 

Ход занятия.

1. Организационный  момент.

Логопед предлагает сесть тому из детей, кто скажет, какой (какая, какое)

(подбор определений)

день- …

настроение- …

улыбка- …

солнце- …

лист- …

краска- …

Логолед: 

И в десять лет, и в семь, и пять

Все люди любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует,

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос , ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем – были б краски.   

 

2. Логопед: Представьте себе, что мы очутились в городе , в котором всё серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах. Что бы было? (Рассуждения детей).

Дети:  Было бы скучно, все люди были бы одинаковые …

Логопед: Часто во время дождя мы сидим у окна, смотрим и прислушиваемся , и нам кажется , что у всех вещей есть голоса, что все они разговаривают. И ваши краски тоже. Вот говорит Красная краска (ассоциативный  ряд)

«Разговор красок»  ( в процессе игры логопед на листе рисует радугу)

Красная: ( начинает логопед, а дети продолжают) Я- мак, огонь, … ______

Оранжевая: Я- морковка, апельсин, мандарин, …  _______

Жёлтая: Я- цыплёнок, солнце, пшеница, … ______________

Зелёная: Я- лес, трава, огурец, … ___________________

Голубая: Я- незабудка, лёд, небо, …________________________

Синяя: Я- колокольчик, море, чернила, …_______________

Фиолетовая: Я- сирень, слива, баклажан …____________________________

Логопед:  Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают голоса цветных красок. Над нашим городом встаёт радуга ( показ радуги). И из серого он превращается в разноцветный. Как вы понимаете слово разноцветный?

Дети: Всё стало красным, жёлтым, зелёным,… ( всё разного цвета)

Логопед: В нашем городе много разных предметов, украшенных яркими нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой. Нарядные ткани. Кто придумал для них рисунок? 

Дети: Художник.

Логопед: Правильно, художник по тканям. А вот красивая одежда. Фасоны придумал художник - модельер. На заводе, где делают посуду, тоже не обойтись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чайников и чашек? Всюду нужны художники. Потому что всё, чем пользуются люди, всё, что нас окружает обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.

Большинство предметов с красивыми узорами сделаны на заводах и фабриках. Там художник создаёт образец , и по этому образцу на машинах и станках изготовляют  много одинаковых предметов . Но есть другие  красивые предметы, которые расписаны каждый отдельно , вручную. Часто такая посуда бывает в одном экземпляре – авторская выставочная работа .

 

3. Сейчас из нашего города мы отправимся на экскурсию в село под названием Хохлома, в Нижегородской области.

-  Но прежде давайте  ещё раз вспомним, какая посуда есть в каждом доме?

Дети: – Тарелки, кастрюли, чашки …

Логопед:

Ты знаешь, какая бывает посуда?

И как без неё нам приходится худо?

Попробуй поесть без тарелки и ложки

Без миски никак не накормишь и кошки.

Кофейники, чайники, чашки, стаканы

О них вспоминаем мы утречком рано.

Кастрюли, салатницы, вилки, ножи

Всегда всю посуду в порядке держи!

- Из каких материалов бывает посуда? 

Дети: - Из стекла

Логопед: - Из стекла - значит она …?

Дети: - Стеклянная.

Дети: - Из фарфора.

Логопед: - Из фарфора- значит она…?

Дети: - Фарфоровая

Аналогично из металла, пластика, глины, дерева.

 

4. Логопед: В селе Хохлома всю домашнюю утварь (так в старину называли посуду) вытачивали из дерева (липы или берёзы), она отливала золотом и веселила глаз красивым узором. Полюбуйтесь на это чудо – чашки и бочонки, вазы и подносы, широкие блюда, ковши – «братины».  

- Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времён: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе  у боярыни, в избе крестьянина.   Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком. Любили  мастера свои изделия и ласково их называли.

Образование  уменьшительно-ласкательной формы существительных

Логопед: - Чашка -

Дети: - Чашечка

Аналогично: ложка-ложечка, миска-мисочка, поднос- подносик, ваза-вазочка, ковш- ковшичек, блюдо- блюдечко, солонка- солоночка.

Логопед: - Содержали они свою посуду в чистоте.

 

Координация речи с движением (физкульминутка)

Моем чашку, моем кружку - круговые движения поочерёдно каждой рукой.

Ставим высоко на сушку - тянемся вверх.

Ой, упала кружка с полки - наклоны головой вправо-влево.

Будем собирать осколки - сметаем осколки в совок.

- А почему хохломская посуда не разбивается?

Дети: - Потому что она  деревянная.

 

5Логопед: Из Хохломы жар-птицами разлетались миски да ложки по ярмаркам и базарам. Есть такая красивая легенда:

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и её угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой».

- Это, конечно легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелёгкое. Много труда нужно вложить в каждое изделие.  И мы сейчас с вами тоже потрудимся.

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Обведи предмет по силуэту».

Каждому ребёнку даётся точечный силуэт изделия. Его нужно обвести карандашом и объяснить для чего оно служит.

Образец: Дети: -  Это чашка. Она нужна для того, чтобы пить чай, компот, кофе.

 

6. Логопед - Долгой была дорога на ярмарку, телеги до краёв были нагружены  посудой. Приезжали мастера да пересчитывали товар, вдруг по дороге что потеряли.

- Давайте мы тоже посчитаем (согласование числительных с существительными)

Логопед:  5 кастрюля

Дети - пять кастрюль

Логопед: - 7 ковш

Дети: - семь ковшей

Аналогично: 8 чашка - восемь чашек, 3 бочонок – три бочонка, 6 поднос – шесть подносов, 4 солонка - четыре солонки.

Логопед: – Быстро расходился товар на ярмарке, потому что посуда была практична, удобна и очень красива. Приезжали умельцы довольные , что хорошо поторговали , садились за широкие столы, ели пироги да чай пили. А когда пили, то приговаривали- « Чай пьёшь – до ста лет живёшь».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети: - Питьё чая с друзьями поднимает человеку настроение, делает его сильным, здоровым, продлевает жизнь.

Логопед:  Чай исстари пьют с сахаром, мёдом, сушками.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия в Хохлому. Велика наша любимая Родина! Сколько замечательных талантов вокруг! Искусство Хохломы – это гордость нашей культуры. Золотые узоры вобрали в себя всю красоту русской земли.

Стоит студёная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

Предложить детям силуэты, которые они обводили, раскрасить под Хохлому.

 

Ещё по данной теме:

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (02.12.2014) | Автор: Троицкая Людмила Владимировна
Просмотров: 7941 | Теги: хохлома, лексика, Грамота, посуда, ОНР | Рейтинг: 4.1/10

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 2-3 лет

Картотека логопедических консультаций по речевому развитию детей на стенд, в ло...

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar