Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий |
Автор: учитель-логопед Троицкая Людмила Владимировна Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Звёздочка» Мурманская область, город Полярный
Цель: актуализировать знания детей по лексической теме «Посуда» Задачи:
Оборудование: силуэты (точечное изображение посуды), краски, альбомные листы, карандаши.
Подготовка: выставка книг, иллюстраций на тему « Народные промыслы России», практическая деятельность детей во время дежурства по группе, сравнение предметов посуды в дидактических и сюжетно-ролевых играх. Методы: словесный, наглядный, игровой, сравнительный.
Ход занятия. 1. Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому из детей, кто скажет, какой (какая, какое) (подбор определений) день- … настроение- … улыбка- … солнце- … лист- … краска- … Логолед: И в десять лет, и в семь, и пять Все люди любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует, Всё вызывает интерес: Далёкий космос , ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски… Всё нарисуем – были б краски.
2. Логопед: Представьте себе, что мы очутились в городе , в котором всё серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах. Что бы было? (Рассуждения детей). Дети: Было бы скучно, все люди были бы одинаковые … Логопед: Часто во время дождя мы сидим у окна, смотрим и прислушиваемся , и нам кажется , что у всех вещей есть голоса, что все они разговаривают. И ваши краски тоже. Вот говорит Красная краска (ассоциативный ряд) «Разговор красок» ( в процессе игры логопед на листе рисует радугу) Красная: ( начинает логопед, а дети продолжают) Я- мак, огонь, … ______ Оранжевая: Я- морковка, апельсин, мандарин, … _______ Жёлтая: Я- цыплёнок, солнце, пшеница, … ______________ Зелёная: Я- лес, трава, огурец, … ___________________ Голубая: Я- незабудка, лёд, небо, …________________________ Синяя: Я- колокольчик, море, чернила, …_______________ Фиолетовая: Я- сирень, слива, баклажан …____________________________ Логопед: Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают голоса цветных красок. Над нашим городом встаёт радуга ( показ радуги). И из серого он превращается в разноцветный. Как вы понимаете слово разноцветный? Дети: Всё стало красным, жёлтым, зелёным,… ( всё разного цвета) Логопед: В нашем городе много разных предметов, украшенных яркими нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой. Нарядные ткани. Кто придумал для них рисунок? Дети: Художник. Логопед: Правильно, художник по тканям. А вот красивая одежда. Фасоны придумал художник - модельер. На заводе, где делают посуду, тоже не обойтись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чайников и чашек? Всюду нужны художники. Потому что всё, чем пользуются люди, всё, что нас окружает обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым. Большинство предметов с красивыми узорами сделаны на заводах и фабриках. Там художник создаёт образец , и по этому образцу на машинах и станках изготовляют много одинаковых предметов . Но есть другие красивые предметы, которые расписаны каждый отдельно , вручную. Часто такая посуда бывает в одном экземпляре – авторская выставочная работа .
3. Сейчас из нашего города мы отправимся на экскурсию в село под названием Хохлома, в Нижегородской области. - Но прежде давайте ещё раз вспомним, какая посуда есть в каждом доме? Дети: – Тарелки, кастрюли, чашки … Логопед: Ты знаешь, какая бывает посуда? И как без неё нам приходится худо? Попробуй поесть без тарелки и ложки Без миски никак не накормишь и кошки. Кофейники, чайники, чашки, стаканы О них вспоминаем мы утречком рано. Кастрюли, салатницы, вилки, ножи Всегда всю посуду в порядке держи! - Из каких материалов бывает посуда? Дети: - Из стекла Логопед: - Из стекла - значит она …? Дети: - Стеклянная. Дети: - Из фарфора. Логопед: - Из фарфора- значит она…? Дети: - Фарфоровая Аналогично из металла, пластика, глины, дерева.
4. Логопед: В селе Хохлома всю домашнюю утварь (так в старину называли посуду) вытачивали из дерева (липы или берёзы), она отливала золотом и веселила глаз красивым узором. Полюбуйтесь на это чудо – чашки и бочонки, вазы и подносы, широкие блюда, ковши – «братины». - Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времён: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком. Любили мастера свои изделия и ласково их называли. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных Логопед: - Чашка - Дети: - Чашечка Аналогично: ложка-ложечка, миска-мисочка, поднос- подносик, ваза-вазочка, ковш- ковшичек, блюдо- блюдечко, солонка- солоночка. Логопед: - Содержали они свою посуду в чистоте.
Координация речи с движением (физкульминутка) Моем чашку, моем кружку - круговые движения поочерёдно каждой рукой. Ставим высоко на сушку - тянемся вверх. Ой, упала кружка с полки - наклоны головой вправо-влево. Будем собирать осколки - сметаем осколки в совок. - А почему хохломская посуда не разбивается? Дети: - Потому что она деревянная.
5. Логопед: Из Хохломы жар-птицами разлетались миски да ложки по ярмаркам и базарам. Есть такая красивая легенда: «Давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и её угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой». - Это, конечно легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелёгкое. Много труда нужно вложить в каждое изделие. И мы сейчас с вами тоже потрудимся.
Развитие мелкой моторики пальцев рук. «Обведи предмет по силуэту». Каждому ребёнку даётся точечный силуэт изделия. Его нужно обвести карандашом и объяснить для чего оно служит. Образец: Дети: - Это чашка. Она нужна для того, чтобы пить чай, компот, кофе.
6. Логопед - Долгой была дорога на ярмарку, телеги до краёв были нагружены посудой. Приезжали мастера да пересчитывали товар, вдруг по дороге что потеряли. - Давайте мы тоже посчитаем (согласование числительных с существительными) Логопед: – 5 кастрюля Дети - пять кастрюль Логопед: - 7 ковш Дети: - семь ковшей Аналогично: 8 чашка - восемь чашек, 3 бочонок – три бочонка, 6 поднос – шесть подносов, 4 солонка - четыре солонки. Логопед: – Быстро расходился товар на ярмарке, потому что посуда была практична, удобна и очень красива. Приезжали умельцы довольные , что хорошо поторговали , садились за широкие столы, ели пироги да чай пили. А когда пили, то приговаривали- « Чай пьёшь – до ста лет живёшь». - Как вы понимаете смысл этой пословицы? Дети: - Питьё чая с друзьями поднимает человеку настроение, делает его сильным, здоровым, продлевает жизнь. Логопед: – Чай исстари пьют с сахаром, мёдом, сушками. - Вот и подошла к концу наша экскурсия в Хохлому. Велика наша любимая Родина! Сколько замечательных талантов вокруг! Искусство Хохломы – это гордость нашей культуры. Золотые узоры вобрали в себя всю красоту русской земли. Стоит студёная зима, Снежинки крутит буйный ветер, А солнечная Хохлома Напоминает нам о лете. В тарелочках не полутьма, Не сумрак в вазах и солонках, Напоминает Хохлома Родную, милую сторонку! Предложить детям силуэты, которые они обводили, раскрасить под Хохлому.
| |
Просмотров: 7941 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |