Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "Звук и буква [Щ]"

Автор: учитель - логопед Пархоменко Екатерина Сергеевна

МАДОУ № 214 "Центр развития ребёнка - детский сад", г. Кемерово

 

Тема: «Звук Щ, буква Щ».

Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.

Задачи:

          1. Закрепление правильного   произношения  звука Щ, определение места звука в слове.

          2. Знакомство с буквой Щ.

          3. Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

          4. Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

          5. Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.

          6. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

          7.Развитие  фонематического  восприятия;  навыков  звукового  анализа, чтения и письма, внимания, памяти.

Оборудование: Доска, буква Щ, рабочие тетради по числу детей, ручки, фиш­ки зелёного цвета с зачёркнутым колокольчиком внутри, счётные палочки, картинки со звукам Щ.

 

Ход занятия.

Отгадайте загадки:

Помашет, помашет.

«Вот так чисто» - скажет.

(Щётка)

Он хорош для кислых щей

(Помимо прочих овощей)

(Щавель)

 

Какой первый звук в этих словах? (Ответы детей).

Правильно это звук Щ, с ним, то мы и познакомимся сегодня на занятии.

А сейчас давайте возьмём зеркала и посмотрим какое положение принимают наши губы, зубы и язык.

- Губы округлены и вытянуты вперёд;

- Зубы не сжимаем, между ними расстояние – «большая дорожка»;

- Язык широкий, высоко поднимается к верху;

- Горлышко не гудит;

Дуем на поднятый вверх язык: Щ,щ,щ,щ.

А теперь давайте дадим характеристику звуку Щ. Какой он если во рту есть преграда когда мы его произносим? (согласный). Твёрдый или мягкий? (он всегда мягкий). И если горлышко не гудит, то (глухой). Обозначать мы его будем зелёной фишкой с зачёркнутым колокольчиком внутри.

Давайте проверим, кто самый внимательный. Я буду называть различные звуки, слоги слова, а вы если услышите в нём звук Щ, потопайте ножками.

  • Звуки: а, о, п, г, Щ, в, Щ, ы, д.......
  • Слоги: па, ба, Ща, то, уЩ, иЩ........
  • Слова: клещи, сапог, шапка, щёки.......

 

"Слоговое лото".

Кто больше придумает слов на заданный слог. Я называю слог, а вы его заканчиваете.

Ща (щавель, щадить...), щё (щётка щёлкает...), ще (щегол, щенок, щедрый...), щу (щука, щупальца, щурится...), щи (щи, щипать, щиплет...).

 

Игра "Добавь слог".

Продолжите слова походящим слогом Ща, Щу, Щи.

Пи-щу, гу-ща уго-щу, кле-щи, ча-ща, наве-щу, та-щу (щи), изве-щу, защи-щу, ро-ща, пи-ща, зачи-щу.

 

Физминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь, выше - выше потянитесь. Влево - вправо посмотрите, руками коленей коснитесь. Сели, встали. И на месте побежали.

 

Знакомство с буквой Щ.

Логопед вывешивает на доску большую букву Щ и картинку с расчёской из трёх зубцов.

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!   (Е. Тарлапан)

 

Это буква Щ давайте её рассмотрим. Из скольких линий она состоит? (5). На, что она похожа? (ответы детей).

Посмотрите, как она пишется (пишет букву Щ сверху вниз коментируя свои действия).

- Давайте напишем её в воздухе пальцем вместе со мной (пишут).

- А теперь вылижете её у себя на столах из пяти палочек. (выкладывают).

- Прописывание буквы Щ в тетрадях.

 

Игра "Найди подходящее слово".

На доске изображено:

1. Лесенка.                                        2. Сквозная буква.

щ -                                                      - - щ -

щ - -                                                    - - щ -

щ - - -                                                  - - щ -

щ - - - -                                                - - щ -

щ - - - - -                                              - - щ -

Примерные ответы:                            Примерные ответы:

щи, щит, щука, щегол,                       гуща, чаща, лещи, роща, мощи.

щавель.

 

Игра "Найди слова".

На доске написано 2 слова (товарищи и щекотка). Разбор слова на слова.

Товарищи (щи, ищи, тащи...), щекотка (щека...).

Записывание получившихся слов со звуком Щ в тетради.

 

Итог занятия.

  • С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились на занятии?
  • Дайте звуку Щ характеристику.
  • Какие слова со звуком Щ вы запомнили?
  • Ваше задание на дом вспомнить и записать, как можно больше слов со звуком Щ.
  • Занятие окончено. 
Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (12.12.2015) | Автор: Пархоменко Екатерина Сергеевна
Просмотров: 9031 | Теги: Грамота, дислалия | Рейтинг: 5.0/3

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека логопедических консультаций по речевому развитию детей на стенд, в ло...

Картотека картинок для камешков Марблс – ОВОЩИ

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar