Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Гласные звуки и буквы А, О, У, ы, И"

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель: Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.

 

Коррекционно - образовательные:

Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.

Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к  музыке и классической литературе.

Оборудование:

  • Игра «Билеты»;
  • Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;
  • Гласные буквы А, О, У, И, ы;
  • Магнитная доска;
  • Игра «Буквы играют в прятки»;
  • Гусеница со «сломанными» буквами;
  • Красные карандаши или маркеры  по количеству детей;
  • Картинки на гласные звуки в конверте;
  • Игра «Прочитай-ка» - составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;
  • Игра «Куб с буквами»
  • Компьютер и музыкальное сопровождение
  • «Дерево» и «листья - прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).

Ход:

1. Орг.момент 

Дети входят в игровую зону. 

 

Игра «Билетики»

Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся  в страну «АБВГДЕЙ – ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук   «спрятался»   в  начале слова.  

Дети, получают билеты, отвечают.

 

Повторение пройденного.

-  Назовите, все звуки , которые  вы сейчас произносили?

- Логопед: Как называются эти звуки?

- Логопед: Почему они гласные?

 

2. «Вспоминай-ка!»

После каждого упражнения делается обобщение.  Например, в какую игру поиграли? ("Вспоминай-ка") Мы определяли место звука в слове.

- Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды).

- Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?  

Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом

 

Игра «Читалочка» -  по  сигналам гласных звуков.

 Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих – выставляют на доске.

- А теперь выберите сигнал - символ звука, подходящий к вашей картинке - соотнесение с сигналом – символом гласных звуков. Взаимопроверка.

 

3. Сообщение темы занятия

- Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.

В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Ребята, скажите  как обозначаем звук на письме – буквой.

- Что такое буква-  это то, что мы видим и пишем.  

Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме.

 

4. Игра  «Иностранные буквы».

«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»

 

- К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы,  с которыми мы познакомились.

- Вот они!

- Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!

- Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.

Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)

(когда игра закончена, обнаруживают   конверт с картинками)

 

 5. Игра  «Заколдованные картинки»

-  Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками - отгадками и соотносят с буквой.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку, милый мой  дружок!

- Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

 

6. Игра «Подарочки»

Для этого нужно определить  какой гласный звук в слове  находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.

- Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.

- Гласные буквы (А,О,У,ы,И)  выставлены на доске.

- Почему картинок меньше чем букв?

( В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)

 

7. Физкультминутка «Веселый кубик».  (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А - начало букваря...").

Мы старались звуки определить по порядку.

Я вас приглашаю на веселую зарядку.

- У нас есть кубик - помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.

- Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.

- Кто будет кидать первым?

- Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.

- Раз, два, три - дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.

- Повторяют на что похожа буква. Стихотворение - шутка.

- Придумывают слова с  заданной  буквой, (например Автомобиль  - и выполняют соответствующее упражнение).  Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это   … , выполняют упражнение,

ИВОЛГА - птица

- Выполняют упражнение - «тело-буква».

 

8. Игра« Прочитай-ка»

С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.

  • Мальчик плачет: А-а-а!
  • Винни пух и осы : О-о-о!
  • Воет волк: У-у-у!
  • Яблоко и груша.
  • Морковь____, а огурец_____.
  • Заблудились в лесу! Ау!
  • Как зовут ослика:  Иа!
  • Малыш плачет: Уа!
  • У кошки котенок.
  • У девочки кукла, а у мальчика машина.
  • У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.

 

__,   а ___.      Конфеты сладкие, а лимон кислый.

__ ___у-у-у!

 _______ _________ Уа,уа!

 

 

У       и ,

а  у      и  .

 

У        ..

 

 

   _____  О    .  

(Зайчик мечтает, или думает  о капусте)

 

9. Итог занятия.  Рефлексия

Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками - прищепками.

Дерево - дети украшают дерево листочками.

Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями   - украсьте дерево  листочком желтого цвета.

Если  вы  испытывали затруднения - оранжевого.

Если было очень трудно -  красного. (Дети у которых  красные и оранжевые листочки  - закрепляют  материал на индивидуальном занятии).

- Какое дерево получилось?

- Осеннее, разноцветное. 

Многие поэты любили это время  года и воспевали его в  своих стихах.

-  О нашем дереве  можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина

«В багрец и золото одетые леса», – что значит  багрец - багровый, красивый, темно-красный, золото – желто - оранжевое.

- Наше путешествие в   страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)

Ещё по данной теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «АБВГД-ейка приглашает"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Проделки Опечатки в городе Буквограде»

НОД в форме интерактивной игры по обучению грамоте и развитию речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи

"Звуки [А], [У]". Конспект подгруппового занятия для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности с ТНР

«Путешествие в Звукоград». Конспект занятия по обучению грамоте

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (27.07.2014) | Автор: Гимадиева Людмила Павловна
Просмотров: 13345 | Теги: звук А, звук О, звук И, звук Ы, звук У, Грамота, ТНР | Рейтинг: 5.0/7

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - ИГРУШКИ

Картотека картинок для выкладывания камешков Марблс - БУКВЫ

Всего комментариев: 0
avatar