Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект занятия по риторике «Если виновен – проси извиненья, словом ищи выраженья…»

Подготовила учитель - логопед

Назарова Оксана Юрьевна

МАДОУ Детский сад № 7

 

Цель: обучение детей общению в речевых ситуациях.

Задачи:

  • учить детей правильно (логически и интонационно) реагировать на то, что говорит собеседник;
  • учить детей правильно расходовать воздух при произнесении звуков;
  • учить детей употреблять различные формы выражения извинения;
  • обогащать знания детей об окружающем, активизировать словарь;
  • учить детей осознанно задавать вопросы и отвечать на них.

План: 1. Объявление темы.

            2. Рассказывание скороговорки.

            3. Упражнение на отработку фонационного дыхания.

            4. Беседа – диалог «Простое слово «извините»…»

            5. Физкультминутка «Если нравится тебе»   народная японская игра.

            6. Дидактическая игра «Почему и Потому».

            7. Речевая ситуация.

            8. Итог образовательной деятельности.

Ход образовательной деятельности:

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с волшебным словом «Извини», вспомним скороговорку, будем продолжать учиться  правильно дышать.

Логопед: Сейчас предлагаю вам вспомнить скороговорку «Кукушка»

Первый раз проговариваем её медленно, затем темп увеличивается.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

(по цепочке в форме диалога и меняя интонацию высказывания – повествование, вопрос, восклицание).

Логопед: Молодцы! А теперь, давайте вспомним, как нужно правильно дышать.

Логопед: Сделали вдох через нос – выдох через рот. Ребята, делая носом вдох,  поднимайте руку вверх, а на выдохе плавно опускайте её.

Молодцы! Повторили упражнение ещё раз.

Логопед: Краткий глубокий вдох – замедленный выдох. На вдохе ваша рука быстро и резко поднимается вверх, как птичка взлетела; на выдохе рука плавно опускается вниз.

Логопед: А теперь сделали вдох глубокий, задержали дыхание, затем выдох.

Молодцы! Вы все правильно выполнили это упражнение.

Логопед: давайте вспомним, как гудит поезд

Дети: ууууууууу.

Логопед: Правильно. А когда поезд приближается звук поезда усиливается.

Дети: «у-у-У-У».

(сделать вдох и на одном выдохе произнести звук)

Логопед: хорошо, а теперь поезд удаляется от нас и гудок поезда ослабевает.

Дети: «У-У-у-у».

Логопед: Молодцы ребята! А сейчас я хочу с вами поговорить о простом слове «Извините».

Логопед: Дети, скажите, пожалуйста, с какими вежливыми словами вы уже познакомились?

Дети: Мы познакомились со словами «здравствуйте», «пожалуйста» «спасибо».

Логопед: Правильно, ребята. В каких случаях вы их произносите?

Дети: Слово «здравствуйте» мы произносим при встрече.

Дети: «Пожалуйста» мы говорим, когда обращаемся с просьбой.

Дети: «Спасибо» говорим, когда благодарим за что-то.

Логопед: молодцы. Скажите, пожалуйста, какими словами вы воспользуетесь, когда случайно причините какую - нибудь неприятность человеку, а потом пожалеете об этом или поймёте, что неправильно поступили?

Дети: Если я сделаю кому – нибудь больно, то обязательно извинюсь.

Дети: Я скажу: «Прости меня, пожалуйста».

Логопед: Да, есть такое слово – «извини». Мы пользуемся этим словом, когда причиняем вольно или невольно неприятность человеку, случайно обижаем его, а потом понимаем, что поступили неправильно.

Послушайте стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились».

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Логопед: Дети, а как вы думаете, что было дальше? Оцените поступок девочки.

Дети: Я думаю, что девочка неправильно поступила со своей подругой, она должна была попросить игрушку, сказать: «Можно я посмотрю твоего мишку».

Дети: Девочка должна была извиниться, что убежала с игрушкой.

Логопед: Вот так закончилась эта история:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам её мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

Логопед: Ребята, а вот что случилось в одном дворе:

Попал я в дедушку мячом

И закричал: «А я при чём?»

Но, досчитав до тридцати,

Сказал: «Ну, дедушка, прости».

Логопед: Как вы думаете, вежливо ли мальчик попросил извинения у дедушки?

Дети: Я думаю, что мальчик попросил невежливо прощенье

Логопед: А вы бы так же извинились?

Дети: Я бы извинился вот так : «Дедушка, простите меня, пожалуйста, я не хотел попасть в вас мячом».

Дети: «Извините меня, пожалуйста, я не специально попал мячом».

Логопед: Правильно, ребята. Даже если вы случайно причинили боль другому человеку, надо обязательно так извиниться, чтобы человеку стало легче после ваших слов. Извинение всегда должно быть искренним.

Логопед: А теперь, дети, я предлагаю отдохнуть и сыграть в игру.

 

( Игра «Если нравится тебе.)

Если нравится тебе, то делай так…        два щелчка пальцами над головой.

Если нравится тебе, то делай так…       два хлопка в ладоши

Если нравится тебе, то делай так…       два хлопка по коленям

Если нравится тебе,                                 повернуться влево – вправо.

То и другим ты покажи,                          прыжки на месте.

Если нравится тебе, то делай всё.          остановиться, руки развести в стороны

Логопед: Мы с вами отдохнули, а теперь приготовьтесь слушать сказочную историю, которая называется «Почему и Потому».

Жили были два братца, звали их Почему и Потому. Почему любил задавать вопросы, а Потому думал и отвечал на них. Вот смотрит как-то братец Почему в окно и говорит: - Почему бревно катится? Братец Потому подумал и ответил: - Бревно катится, потому что оно круглое.

Логопед: Дети, давайте и мы с вами превратимся в братцев Почему и Потому.

( логопед берёт на себя роль братца Почему и задаёт вопросы).

Логопед: Почему птицы летают?

Дети: Птицы летают, потому что у них есть крылья.

Логопед: Почему зимой нельзя купаться?

Дети: Зимой нельзя купаться, потому что на улице холодно, можно заболеть.

Логопед: Зачем человеку рот?

Дети: Человеку нужен рот, потому что он им дышит.

( затем логопед и дети меняются ролями: в роли Почему выступают дети, они задают вопросы логопеду) Лучшие ответы поощряются.

Логопед: Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием. А теперь давайте обсудим несколько ситуаций.

Вы идёте по улице и вдруг видите, что возле магазина стоит маленькая девочка и горько плачет. Как вы поступите? Какими словами утешите девочку?

Дети: Я подойду к девочке, спрошу: «Здравствуй девочка, что случилось, почему ты плачешь»

Дети: А я успокою девочку, скажу: « Не надо плакать, мама скоро выйдет из магазина, она покупает тебе игрушку».

Дети: Я утешу девочку такими словами « пожалуйста, не плачь, всё будет хорошо».

Логопед: Всё правильно ребята, вы подобрали верные слова утешения. Ведь и правда: «Доброе слово лечит, а худое – калечит».

Логопед: Дети давайте с вами вспомним, о чём мы говорили сегодня на занятии?

Дети: Сегодня на занятии мы познакомились с вежливыми словами, со словом «извините».

Дети: Мы говорили о том, что даже если случайно причинили боль другому человеку, необходимо извиниться так, чтобы человеку стало легче от ваших слов.

Дети: Сегодня на занятии мы продолжали учиться правильно дышать.

Дети: Мы разучили новую игру «Если нравится тебе».

Логопед: Мне очень приятно, что вы столько запомнили из нашего занятия. Вы все молодцы, хорошо отвечали на мои вопросы, давали полные ответы. 

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (28.10.2014) | Автор: Назарова Оксана Юрьевна
Просмотров: 6004 | Теги: риторика, ОНР | Рейтинг: 5.0/4

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Игровое логопедическое пособие на автоматизацию звуков [Р], [Рь].

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar