Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект занятия. Тема: "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе"

Разработала учитель-логопед:

Шишмакова Марина Анатольевна

МА ДОУ "Детский сад № 203" г. Пермь

Цели:

1) Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа и рода.

2) Содействовать расширению и обогащению словарного запаса учащихся.

3) Воспитывать у детей патриотические чувства.

                                               Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед - Какое сегодня число, день недели, месяц?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

2. Введение в тему занятия.

Логопед - Какой праздник отвечает наша страна в феврале?

Дети - День защитника отечества.

Логопед - Я буду называть разные профессии, а вы постарайтесь объединить несколько профессий в одну группу.

Логопед называет профессии:

учитель, воспитатель, писатель, танкист;

художник, портретист, пейзажист, летчик;

почтальон, бухгалтер, менеджер, пограничник;

продавец, доктор, водитель, моряк.

Дети - Танкист, летчик, пограничник, моряк – это военные профессии, а остальные профессии мирные.

Логопед - Люди этих профессий – наши защитники. Скажите, какими они должны быть?

Дети - Они должны быть смелыми, храбрыми, сильными, отважными, выносливыми, надежными.

          На доске табличка:

(храбрый)                     танкист

(зоркий)                        пограничник

(отважный)                  летчик

(выносливый)              моряк

(надежные)                  защитники

Логопед - Какой частью речи являются слова: танкист, пограничник, летчик, моряк, защитники?

Дети - Это имена существительные.

Логопед - Какого они рода?

Дети - Они мужского рода.

Логопед - Подберите к данным существительным прилагательные?

Дети подбирают прилагательные к существительным.

Логопед - С какой частью речи связаны имена существительные?

Дети - Они связаны с именами прилагательными.

Логопед - В каком роде употреблены имена прилагательные?

Дети - Они тоже мужского рода.

Логопед - А во множественном числе мы можем определить род прилагательных?

Дети - Нет.

3. Сообщение темы.

Логопед - Мы сегодня будем наблюдать, как имена существительные и прилагательные связаны между собой и согласуются в роде и числе?

4. Этап усвоения новых знаний.

Логопед - Составьте предложения, используя данные словосочетания (храбрый) танкист, (зоркий) пограничник и т.п.

Дети самостоятельно составляют предложения, затем зачитывают их в слух.

Дети - У нашей страны надежные защитники.

Зоркий пограничник охраняет нашу границу.

Храбрый танкист защищает нашу Родину.

Смелый моряк охраняет наши водные рубежи.

Отважный летчик бороздит воздушные пространства.

5. Словарно орфографическая работа.

Дети разгадывают ребусы:

Родина, победа, постовой.

Идет работа над словарными словами, дети выделяют орфограммы, четко по слогам проговаривают слова. Записывают слова в тетрадь.

Логопед - Слова Родина и победа – словарные их написание нужно заполнить.

Упражнение в изменении имени прилагательного по родам и подбор имен существительных.

Логопед - К слову Родина подберите слова синонимы?

Дети - Отчизна, отечество.

Логопед - К слову Родина подберите слово, обозначающее признак предмета?

Дети - Родной, родная, родное, родные.

Логопед - Составьте словосочетания с этими словами, подберите к прилагательным имена существительные?

Дети - Родная – страна, сторона, улица.

     Родной – человек, язык, голос.

     Родное – слово, село.

     Родные – просторы, города, улицы.

6. Валеологическая пауза.

                                       Физминутка «Самолет».

Руки в стороны – полет

Отправляем – самолет.

Правое крыло в перед, (поворот через правое плечо)

Левое крыло в перед. (поворот через левое плечо).

Полетел наш самолет

7. Закрепление учебного материала.

Упражнение в правильном согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

Логопед - Перед вами на столах карточки со словами помощниками (он, она, оно), эти слова помогут вам правильно определить род. Каждому ученику дается карточка с текстом.

Задание. Найдите словосочетания существительных с прилагательными, прочеркните, их укажите род существительных и прилагательных, выделите окончания прилагательных.

Логопед подводит детей к выводу: какого рода имя существительное, такого же рода и имя прилагательное в данном словосочетании.

Игра с мячом (превращение формы единственного числа в форму множественного числа, и на оборот).

Сильный солдат - …                 Родные просторы -…

Выносливый летчик -…           Любимые страны -…

Храбрый воин - …                    Надежные защитники -…

Смелый танкист - …                 Боевые ордена -…

Отважный капитан - …            Славные победы -…  

Боевой командир - …               Крепкие державы -…

Дети образуют формы единственного и множественного числа.

8. Рефлексия.

Загадки.

1) Под водой железный кит,           2) На море, в реках и озерах,

     Днем и ночью кит не спит.             Я плаваю, проворный, скорый.

          Днем и ночью под водой,               Среди военных кораблей

          Охраняет наш покой                       Известен легкостью своей

                        (подводная лодка)                                               (катер)

Дети находят сочетания прилагательных и существительных, определяют их род.

Итог занятия.

Логопед оценивает деятельность учащихся.

Логопед - Над какой темой мы работали?

Дети - Мы определяли род и число существительных и прилагательных.

Логопед - приближается праздник, не забудьте поздравить своих пап, дедушек, братьев.  

Ещё по данной теме:

Конспект занятия. Тема: "Слова, обозначающие признаки предметов"

Конспект занятия с учащимися 3 класса, имеющими нарушения чтения и письма Тема: Предложение. Связь слов в предложении (с презентацией)

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова. Тема:"Слова, обозначающие предметы"

Конспект занятия. Тема: "Слова, обозначающие действия предметов"

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (27.05.2014) | Автор: Шишмакова Марина Анатольевна
Просмотров: 4438 | Теги: профилактика дислексии, профилактика дисграфии, Грамота | Рейтинг: 5.0/4

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - ИГРУШКИ

Картотека картинок для выкладывания камешков Марблс - БУКВЫ

Всего комментариев: 0
avatar