Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий |
Разработала учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ д/с комбинированного вида №6 "Антошка" г. Павлово, Нижегородской области
Пулина Нина Павловна
Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.
2. Расширять лексический запас по данной теме. 3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных , оканчивающихся на –ья, -ьи. 4. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные. 5. Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным . 6. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 7. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе. 8. Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными. 9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением. 3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению. 4. Развивать воображение, любознательность.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.
Материал:
Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки. ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках); Мяч; Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?» Раздаточный : карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).
Ход занятия
I.Организационный момент:
Психогимнастика:
-Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите , как они обрадовались, когда мы им насыпали корма. -Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки. -Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко
II. Сообщение цели: Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.
1. Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:
-Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица) (выставляется картинка синички)
-Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.
Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! ( снегирь) (выставляется картина снегиря). -Угадайте , что за птица? Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова) (выставляется картинка совы).
-В серой шубке перовой, и в морозы он герой!
Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица! (выставляется картинка воробья).
-Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар! -Кто это? -Вороны! (выставляется картинка ворон).
-Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит! А это кто? -Дятел! (выставляется картинка дятла.)
Логопед: - Как можно назвать всех вместе этих птиц?
Дети: – Зимующие! Логопед: - Почему мы называем этих птиц зимующими? Дети: - Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны. Логопед: - Каких зимующих птиц вы ещё знаете? (Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.) Логопед: -Что общего между всеми зимующими птицами? Дети: -У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями) Логопед: - А чем отличаются друг от друга зимующие птицы? Дети: - Размером, окраской, оперением. Логопед: - Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края? Дети: - У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.
2. Сейчас у нас игра с мячом «Один – много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов
Ворона - (вороны) сорока – (сороки)
Голубь - (голуби) сова –(совы) Снегирь - (снегири) галка - (галки) Клёст - (клесты) свиристель - (свиристели) Перо - (перья) крало - (крылья) Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)
3. Игра Какой? Какая? Какие? ( Образование сложных прилагательных.)
-Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая) -У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый) -У вороны длинный клюв? (длинноклювая) _А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый) -У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)
4. Игра «Сосчитай - ка» (согласование имени числительного с именем существительным)
У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).
5. Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:
Галки-галочки, галчата.
Снегири - снегирики , снегирёчки, снегирята. Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята. Голуби, голубочки, голубята. Логопед : А что умеют делать эти птицы? Дети: -летать , прыгать, ходить.
6. Координация речи с движением «Птички» Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют, Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют. Пёрышки почистили, клювики почистили, Дальше полетели. И на место сели. ( под стих дети выполняют соответствующие действия)
7. Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ?Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах? (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?
Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно – синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? (снегири).
8. У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?
-Ленивый, грустный, малоподвижный. -У какая по характеру синица? -Тонкая, умная, весёлая, юркая. -А какой воробей? -Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой. -А что можно сказать про сороку? Какая она? -Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.
9. Игра «Накорми птиц»
У нас на зимнее дерево прилетели зимующие птицы, я приготовила для них разнообразный корм. -Это семена дыни. Какие семена? Дети: -Дынные! Кто из птиц клюёт дынные семена? - Синица. -Иди, Алина, накорми синицу этими семенами. Какими семенами ты будешь угощать синицу? -Дынными. -А это семена арбуза. Какие семена? (арбузные) А их из птиц кто любит клевать? -Снегири. -Иди Андрей, угости снегирей арбузными семенами. – Чем ты кормишь снегирей? (арбузными семенами) -А это семена ясеня. Их тоже любят снегири. Какие семена? (ясеневые). Мы тоже их дадим снегирям. - А каким птицам мы насыпаем семечки подсолнуха? (воробьям, голубям) А ещё у меня приготовлено сало. Какая птица любит сало? (синичка) -Здесь у меня еловая шишка. Кто любит семена еловых шишек? (дятел)
10. Пальчиковая гимнастика «Дятел» Давайте покажем, как дятел добывает семена из шишек. -Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой. (Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)
11. Логопед: - А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.
-Как подаёт голос воробей? (он чирикает) --А синица и снегирь? ( они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.) -Как свой голос подаёт ворона? -Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.
III. Релаксация. Логопед: - Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов) Дети: - Я слышала , как каркает ворона, -А я слышала, как чирикает воробей. -Я слышал, как свистят синицы и снегири. -А я - как трещит сорока.
IV. Итог:
Птицы – полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно! Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице , на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую. | |
Просмотров: 8991 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |