Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова. Тема: "Слова, обозначающие предметы"

Разработала учитель-логопед:

Шишмакова Марина Анатольевна

МА ДОУ "Детский сад № 203" г. Пермь

Цели:

1) Количественный рост словаря.

2) Качественное обогащение словаря.

3) Формирование понятий о живых и неживых предметах.

4) Закрепить понятия « одушевленный – неодушевленный».

                                                      Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед.

Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила (Зима)

Логопед - Какой сейчас месяц?

Логопед - Какой он по счету среди зимних месяцев?

Логопед - Какой сегодня день недели?

2. Работа по развитию логического мышления.

К нам путаница пробралась,

И фигура потерялась.

Ты фигуру ту найди

И на место верни.

3. Сообщение темы.

Логопед - Прочитайте слова на доске:

Кто?                   Что?

Лиса                   Класс

Птица                Урок

Ученик              Зима

Логопед - Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?

Дети - О словах, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Логопед - А что обозначают эти слова?

Дети - Предметы.

Логопед - Мы с вами сегодня будем работать над темой: «Слова, обозначающие предметы».

Всему название дано –                        И все, что может видеть глаз, -

И зверю, и предмету,                           Над нами и под нами, -

Вещей вокруг полным – полно,         И все, что в памяти у нас, -

А безымянных нету!                            Означено словами.

4. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы кто? и что?

Упражнение.

Прочитайте слова: рука, плотник, гром, глаза, врач, радуга, молния, голова, учитель.

Выпишите в три столбика названия профессий, явлений природы, частей тела. Сверху над столбиками напишите вопрос, на который отвечают данные слова.

Превращения слов.

Логопед - А сейчас мы поиграем в волшебников? Нужно данные слова превратить в маленькие (игра с мячом «Назови ласково»).

Дождь-дождик, гном-гномик, гвоздь-гвоздик, пароход-пароходик, стол-столик.

5. Работа по развитию словаря и грамматического строя речи.

Упражнение «Измени по образцу».

Гуси – гусенок – гусята

Лоси - … - …

Лисицы - … - …

Медведи - … - …

Волки - … - …

Зайцы - … - …

Белки - … - …

Рыси - … - …

Прочитайте и запишите слова, вставляя вместо черточки нужный слог:

                                             на

-род                                                                              - таша

-ходка                                                                          -дя

 тиши -                                                                         -стя

Логопед - К каким словам вы поставите вопрос что? или кто?

Как называются слова, отвечающие на вопрос что? или кто?

Дети - Неодушевленные. Одушевленные.

6. Грамота.

Ребусы, «Угадай слово по полубуковке».

 

Подбор синонимов к словам обозначающие предметы:

приятель-                                            труд-

врач-                                                    зной-

 

Изографы: аист, сорока, пенал, автомобиль.

Дети угадывают. Затем идет работа над данными словами, как словарными.

 

С этими словами составить предложения:

Аист поселился на крыше дома. Сорока – зимующая птица. У меня в ранце новый пенал. Автомобиль мчится по дороге.

Логопед - Какие вопросы поставили к словам:

Кто? аист, сорока – одушевленные предметы.

Что? пенал, автомобиль – неодушевленные предметы

 

Допишите к словам - признакам    слова-предметы:

теплое (что?)                добрый (кто?)

весеннее (что?)            умный (кто?)

сухая (что?)                  веселый (кто?)

старый (что?)               быстрый (кто?)

 

Подумайте, какие слова надо дописать в предложениях:

На ветку ели села…

С ветки свисают большие…

(птица (кто?) – одушевленный предмет, шишки (что?) – неодушевленный предмет).

 

Распредели слова по смыслу. Подбери к каждой группе общее слово:

Мышонок, ландыш, стул, кровать, незабудка, зайчонок, гвоздика, котенок, шкаф, щенок, стол, медвежонок, диван, подснежник (животные, цветы, мебель).

 

Придумай слова, отвечающие на вопрос кто? к словам, отвечающим на вопрос что?

Футбол-футболист, хоккей-…, лыжи - ….

Замени одним словом: замершая вода (лед), движение воздуха (ветер), сильная буря на море (шторм), ненастье с громом и молнией (гроза).

Логопед - Какой вопрос подходит к данным словам

Дети - Вопрос что? Все эти слова неодушевленные.

7. Работа с текстом.

Составь связный текст, правильно расположи предложения.

Но зима не настала.

Голая земля промерзла.

А через час снег повалил хлопьями.

К вечеру потеплело.

Пошел снег.

8. Итог занятия.

Логопед - Над какой темой работали?

- Что запомнили?

- Что понравилось на занятии?

 

Ещё по данной теме:

Конспект занятия. Тема: "Слова, обозначающие признаки предметов"

Конспект занятия с учащимися 3 класса, имеющими нарушения чтения и письма Тема: Предложение. Связь слов в предложении (с презентацией)

Конспект занятия. Тема " Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе"

Конспект занятия. Тема: "Слова, обозначающие действия предметов"

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (19.05.2014) | Автор: Шишмакова Марина Анатольевна
Просмотров: 2186 | Теги: авторская публикация, конспект профилактика дисграфии и д | Рейтинг: 5.0/4

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для обследования звукопроизношения

Картотека логопедических консультаций по речевому развитию детей на стенд, в ло...

Всего комментариев: 0
avatar