Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР |
Разработала учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области
Чередник Виктория Анатольевна
Занятие №2. Тема: Твердые и мягкие согласные звуки. Автоматизация звуков [л], [л,]. Цели:
Оборудование: индивидуальные зеркала, фишки для звукового анализа слов, звуковые замки, предметные картинки-«цветы», разрезная картинка «гномик», карточки со слогами, игрушки из киндер-сюрпризов, су-джоки. Ход занятия.
Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу. Какое время года наступило? (зима) Назовите ласково (зимушка). Какое слово длиннее: зима или зимушка? Почему? С какого звука начинаются эти слова? Характеристика звука (согласный, звонкий, мягкий). Назовите его твердого «братца».
Продолжаем путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.
Приготовимся к путешествию – потренируем наш язычок. Дети выполняют артикуляционные упражнения: 1. Чередование «улыбочка» - «хоботок». 2. «Лопаточка» - «иголочка». 3. Качели. 4. Лошадка. 5. Индюшата.
Губы в улыбке, кончик языка упирается в верхние зубки, голосовые связки работают – гудим, как самолет в облаках «л-л-л-л» Дети дают характеристику звуку: согласный, звонкий, твердый. Назовите мягкого «братца». Полетим в страну Твердых и Мягких звуков на самолете, возьмем в помощники звуки [л] и [л,] и будем их правильно произносить.
Речь с движением (речевой материал придуман автором): Лёт-лёт-лёт – отправляемся в полет, (изображают крылья самолета) Лот-лот-лот – самолет ведет пилот, (изображают пилота за штурвалом самолета) Ла-ла-ла – мимо тучка проплыла, (повороты головы из стороны в сторону) Ля-ля-ля – за окном видна земля. (круговые движения руками)
Кто нас встречает? – Узнаете, если соберете разрезную картинку (гном в зеленом колпачке). Кто это? Сколько слогов в слове гном? Сколько гласных? Какой гласный? Измените слово «гном» так, чтобы в нем стало 2 слога (гномик). Сколько гласных в слове «гномик»? Определите ударную гласную. Логопед демонстрирует детям картинку с изображением гномика в синем колпачке. Кто больше: гном или гномик? А кто старше? Дополните мои предложения: Жил да был веселый … (гном), Он в лесу построил …. (дом), Рядом жил поменьше … (гномик), Под кустом сложил он … (домик).
Пришла пора познакомиться с гномами. Я буду «кидать» вам звуки их имени, а вы обозначайте их фишками. Гнома в синей шапочке зовут [б, о, л]. Соберите звуки в слово. Гнома в зеленой шапочке зовут [б,, и, л]. Имя какого гнома начинается с твердого звука? С мягкого звука?
Мы прилетели не с пустыми руками, и теперь будем дарить подарки. Билу подарим игрушки, название которых начинается с мягкого согласного звука, Болу – с твёрдого согласного (игрушки подобраны таким образом, что в их названии есть звуки [л] и [л,]). Дети по очереди выходят к доске с «подарками» и начинают «дарить» их, начиная с фразы: «Я дарю Билу (Болу)…» Зарисуйте слоговую схему слов на доске и в тетради.
Гномы придумали игру «Чего не стало?» Посмотрите внимательно на киндер-сюрпризы. Какая игрушка стоит слева от лисенка? Справа от лодки? Между самолетом и столиком? Закройте глаза (в это время логопед убирает одну из игрушек или меняет их местами). Какой игрушки не стало? Что изменилось?
«Достаньте» из карманов наши волшебные шапочки с бубенчиками, наденьте на голову. Наклоните голову к правому плечу. Играем головой, как мячиком, легко толкая ее ладонью. Наклоните голову к левому плечу – играем, как мячиком. Речь с движением «Шарик» Шарик, шарик мой воздушный, Непоседа, непослушный. Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий, шарик мягкий. Я на шарик нажимаю – из-под рук он вылетает Вверх, но я его поймал, Нитку к пальцу привязал.
Собрались гномы сплести венок из цветов. Это необычные цветы – в середине каждого цветка нарисована картинка (якорь, листья, руль, ребус, стул, лук, кость, тигр). Нужно расположить цветы так, чтобы название картинки последующего цветка начиналась с такого же звука, на который заканчивается название картинки предыдущего. Угадайте, с какого цветка начнем плести венок: В море он нырнет без страха,
потому что это .... (якорь)
(Слова загадки авторские)
Далее дети по очереди подбирают подходящие цветы, пока не сплетут "венок".
Давайте его расшифруем. Сколько предложений в письме? Как догадались? Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Догадались, почему второе слово начинается с большой буквы? (Это имя гнома) Какое последнее слово? Что сделал Бил с домом? (Гном Бил построил дом.) А теперь крепко зажмурьтесь, откройте глаза – вот мы снова оказались в кабинете.
Какие звуки помогали нам различать Бил и Бол? | |
Просмотров: 7777 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |