Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР

Занятие №2. Тема: Твердые и мягкие согласные звуки. Автоматизация звуков [л], [л,].
Разработала учитель-логопед 
высшей квалификационной категории 
МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области
Чередник Виктория Анатольевна 
 
 

Занятие №2.

Тема:

 Твердые и мягкие согласные звуки

Автоматизация звуков [л], [л,].

Цели:

  1. Формировать умение различать твердые и мягкие согласные звуки.
  2. Формировать навык звукового и слогового анализ и синтеза слов.
  3. Закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах и предложениях.
  4. Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории винительного падежа им. существительных.
  5. Развивать пространственную ориентировку, слуховое внимание.
  6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе.

 

Оборудование: индивидуальные зеркала, фишки для звукового анализа слов, звуковые замки, предметные картинки-«цветы», разрезная картинка «гномик», карточки со слогами, игрушки из киндер-сюрпризов, су-джоки.

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу. Какое время года наступило? (зима) Назовите ласково (зимушка). Какое слово длиннее: зима или зимушка? Почему? С какого звука начинаются эти слова? Характеристика звука (согласный, звонкий, мягкий). Назовите его твердого «братца».

 

  1. Массаж пальцев су-джоками, оформление тетрадей.

 

  1. Сообщение темы.

Продолжаем путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.

 

  1. Артикуляционная гимнастика.

Приготовимся к путешествию – потренируем наш язычок.

Дети выполняют артикуляционные упражнения:

1. Чередование «улыбочка» - «хоботок». 2. «Лопаточка» - «иголочка». 3. Качели. 4. Лошадка. 5. Индюшата.

 

  1. Артикуляция, характеристика звука «л»

Губы в улыбке, кончик языка упирается в верхние зубки, голосовые связки работают – гудим, как самолет в облаках «л-л-л-л»

Дети дают характеристику звуку: согласный, звонкий, твердый. Назовите мягкого «братца».

Полетим в страну Твердых и Мягких звуков на самолете, возьмем в помощники звуки [л] и [л,] и будем их правильно произносить.

 

  1. Автоматизация звуков [л] и [л,]

Речь с движением (речевой материал придуман автором):

Лёт-лёт-лёт – отправляемся в полет, (изображают крылья самолета)

Лот-лот-лот – самолет ведет пилот,    (изображают пилота за штурвалом самолета)

 Ла-ла-ла – мимо тучка проплыла,     (повороты головы из стороны в сторону)

 
Ля-ля-ля – за окном видна земля.       (круговые движения руками)

 

 

  1. Развитие пространственной ориентировки, слоговой анализ слов.

Кто нас встречает? – Узнаете, если соберете разрезную картинку

(гном в зеленом колпачке).

Кто это? Сколько слогов в слове гном? Сколько гласных? Какой гласный?

Измените слово «гном» так, чтобы в нем стало 2 слога (гномик). Сколько гласных в слове «гномик»? Определите ударную гласную.

Логопед демонстрирует  детям картинку с изображением гномика в синем колпачке.

 Кто больше: гном или гномик? А кто старше?

Дополните мои предложения:

Жил да был веселый … (гном),

Он в лесу построил …. (дом),

Рядом жил поменьше … (гномик),

Под кустом сложил он … (домик).

 

  1. Звуковой анализ слов.

Пришла пора познакомиться с гномами. Я буду «кидать» вам звуки их имени, а вы обозначайте их фишками. Гнома в синей шапочке зовут [б, о, л]. Соберите звуки в слово. Гнома в зеленой шапочке зовут [б,, и, л].

Имя какого гнома начинается с твердого звука? С мягкого звука?

 

  1. Развитие фонематического слуха. Слоговой анализ слов.

Мы прилетели не с пустыми руками, и теперь будем дарить подарки. Билу подарим игрушки, название которых начинается с мягкого согласного звука, Болу – с твёрдого согласного (игрушки подобраны таким образом, что в их названии есть звуки [л] и [л,]).

Дети по очереди выходят к доске с «подарками» и начинают «дарить» их, начиная с  фразы: «Я дарю Билу (Болу)…»

Зарисуйте слоговую схему слов на доске и в тетради.

 

  1. Развитие внимания, пространственной ориентировки.

Гномы придумали игру «Чего не стало?»

Посмотрите внимательно на киндер-сюрпризы. Какая игрушка стоит слева от лисенка? Справа от лодки? Между самолетом и столиком?

Закройте глаза (в это время логопед убирает одну из игрушек или меняет их местами). Какой игрушки не стало? Что изменилось?

 

  1. Физминутка. Психогимнастика.

«Достаньте» из карманов наши волшебные шапочки с бубенчиками, наденьте на голову. Наклоните голову к правому плечу. Играем головой, как мячиком, легко толкая ее ладонью. Наклоните голову к левому плечу – играем, как мячиком.

Речь с движением «Шарик»

Шарик, шарик мой воздушный,

Непоседа, непослушный.

Шарик круглый, шарик гладкий,

Шарик тонкий, шарик мягкий.

Я на шарик нажимаю – из-под рук он вылетает

Вверх, но я его поймал,

Нитку к пальцу привязал.

 

  1. Развитие умения выделять из слов первый и последний звук.

Собрались гномы сплести венок из цветов. Это необычные цветы – в середине каждого цветка нарисована картинка (якорь, листья, руль, ребус, стул, лук, кость, тигр). Нужно расположить цветы так, чтобы название картинки последующего цветка начиналась с такого же звука, на который заканчивается название картинки предыдущего. Угадайте, с какого цветка начнем плести венок:

В море он нырнет без страха, 
потому что это .... (якорь) 
(Слова загадки авторские) 
Далее дети по очереди подбирают подходящие цветы, пока не сплетут "венок".

 


  1. Работа над предложением.


Гном Бил видит, какие вы умные, а вот он не знает буквы и не умеет писать, поэтому он нарисовал письмо фее Зеленого замка.

Давайте его расшифруем. Сколько предложений в письме? Как догадались? Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Догадались, почему второе слово начинается с большой буквы? (Это имя гнома) Какое последнее слово? Что сделал Бил с домом? (Гном Бил построил дом.)

А теперь крепко зажмурьтесь, откройте глаза – вот мы снова оказались в кабинете.

 

  1. Итог занятия.

Какие звуки помогали нам различать Бил и Бол?

Категория: Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР | Добавил: vikar (17.10.2013) | Автор: Чередник Виктория Анатольевна
Просмотров: 7825 | Теги: профилактика ошибок письменной речи, звук Л | Рейтинг: 4.5/11

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Картотека "Сто чистоговорок для свистящих звуков"

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar