Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР |
Разработала учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области
Чередник Виктория Анатольевна
Занятие №3 Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными второго ряда. Цели:
Оборудование: индивидуальные зеркала, смайлики-настроения, сухие бассейны, разрезная картинка «Улитка» в конвертике у каждого ребенка, предметные картинки для различения твердых и мягких звуков в словах, слоговая таблица, таблица со словами, в которых пропущены гласные буквы 2-го ряда, мяч массажный или мешочек с крупой. Ход занятия.
Какое у вас настроение? (показать смайлик) Какое время года? Число? День недели? Какой день недели был вчера, будет послезавтра? (те, кто затрудняются, ориентируются по пальцам рук: большой – понедельник (первый), указательный – вторник (второй), среда – средний (по середине), безымянный – четверг (четвертый), пятница – мизинец (пятый), субботу и воскресенье дети запоминают легко.
Сжимать и разжимать кулачки в сухом бассейне, наполненном фасолью, горохом: Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слега пошевелить пальцами: Только уставать начнем,
Сразу пальцы разожмем, Мы пошире их раздвинем, Посильнее напряжем.
Кто сегодня приполз к нам на занятие – узнаете, если правильно соберете разрезную картинку. Какой вопрос зададим к слову «улитка»? Игра в мяч. Давайте подберем к слову «улитка» слова-признаки: улитка какая? А теперь подберем слова-действия: улитка что делает? Сколько слогов в слове «улитка»? Сколько гласных?
Назовите гласные звуки по порядку, обозначая их движениями рук: У – руки вытянуты вперед, И – руки разведены в стороны, ладони слегка приподняты, А – делают широкий круг над головой, приподнимаясь на носках. Назовите ударный гласный. Какой согласный в слове звучит мягко? Зарисуйте слоговую схему, запишите слово буквами. Какую букву написали после буквы Л? В каком ряду она живет?
Какие еще гласные буквы живут во 2-м ряду? (вспомнить, загибая пальцы на руке: 5 пальцев – 5 гласных). Что вы про них знаете? (обозначают 2 звука). Сегодня на занятии узнаем еще об одной «работе» гласных 2-го ряда в слове. Работаем с заданиями, которые принесла нам улитка.
Согласные очень любят ходить в гости к гласным буквам. Когда они собираются вместе, то получаются слоги. Прочитать слоги с гласными 1-го ряда, а затем с гласными 2-го ряда. Как звучат согласные рядом с гласными? Вторая «работа» гласных заключается в том, что они обозначают мягкость согласных на письме. Я кидаю вам мешочек и называю слоги с твердыми согласными звуками, а вы, возвращая мне мешочек, должны изменить слоги с твердыми согласными на слоги с мягкими согласными.
Рассмотрите предметные картинки. Какими звуками отличаются слова ЛУК – ЛЮК, зарисуйте звуковую схему этих слов. Запишите данные слова буквами. Какие гласные напишите после мягких согласных? Аналогичная работа со словами РАД – РЯД, ОСЫ – ОСИ. Продолжите мои предложения подходящими по смыслу словами: Мама посадила ( ). На дороге кто-то открыл ( ). В дупле живут злые ( ). Дядя Петя чинил у телеги ( ). Дима купил билет в первый ( ) и был этому очень ( ).
Улитка предлагает нам поработать волшебниками. Я называю слово, а вы превращаете его в другое слово, заменив первый твердый согласный звук на мягкий. Слова: ВОЛ, МАЛ, ТОМА, ТУК, МЫШКА. Запишите в тетрадь гласную 2-го ряда, которой обозначим мягкость согласного в слове.
Дети размещаются на ковре.
Психогимнастика. Показать, как улитка греется на солнышке: высунула рожки из домика, расслабилась (дети расслабляют тело и «растекаются» по ковру). Но вот улитка почувствовала опасность. Что она будет делать? Спрятала рожки, напряглась. Опасность миновала…
Следующая игра «Буквы сбежали». Опираясь на предметные картинки-подсказки, догадайтесь, какие слова написаны. Запишите их в тетрадь через запятую, вставляя пропущенные буквы: Б*ЕЛКА, П*ЛА, ШЛ*ПА, КОТ*НОК, УТ*Г.
Рассмотрите картинки. Какой вопрос зададим к картинке, которая находится слева от вас? (Что это? Катушка). Какой вопрос зададим к картинке, которая находится справа от вас? (Кто это? Девочка). Измените в слове катушка твердый звук [т] на мягкий и вы узнаете имя девочки (Катюшка). Придумайте предложение с этими словами. Проводится анализ структуры предложения с составлением его схемы. При наличии времени предложение записывается в тетрадь.
Какую работу в слове выполняют гласные 2-го ряда? Улитка благодарит вас за работу. Посмотрите, как она весело улыбается. А какое настроение у вас? (Дети показывают смайлик). | |||
Просмотров: 6401 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |