Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР

Занятие №3 Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными второго ряда.

 

Разработала учитель-логопед 
высшей квалификационной категории 
МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области
Чередник Виктория Анатольевна 
 

 

Занятие №3

Тема:

Обозначение мягкости согласных на письме гласными второго ряда.

Цели:

  1. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных звуков (в произношении и на слух).
  2. Упражнять в обозначении мягкости согласных на письме гласными буквами второго ряда.
  3. Формировать навык звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов, анализа структуры предложения.
  4. Активизировать словарный запас детей путем подбора слов-признаков и слов-действий.
  5. Развивать мыслительные процессы сравнения и выделения.
  6. Развивать зрительно-пространственную, временную ориентировку.
  7. Воспитывать чувство уважения и тактичного отношения друг к другу.

 

Оборудование: индивидуальные зеркала, смайлики-настроения, сухие бассейны, разрезная картинка «Улитка» в конвертике у каждого ребенка, предметные картинки для различения твердых и мягких звуков в словах, слоговая таблица, таблица со словами, в которых пропущены гласные буквы 2-го ряда, мяч массажный или мешочек с крупой.

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Какое у вас настроение? (показать смайлик)

Какое время года? Число? День недели? Какой день недели был вчера, будет послезавтра? (те, кто затрудняются, ориентируются по пальцам рук: большой – понедельник (первый), указательный – вторник (второй), среда – средний (по середине), безымянный – четверг (четвертый), пятница – мизинец (пятый), субботу и воскресенье дети запоминают легко.

 

  1. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика с применением сухого бассейна, оформление тетрадей.

Сжимать и разжимать кулачки в сухом бассейне, наполненном фасолью, горохом:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слега пошевелить пальцами:

Только уставать начнем,

 

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

 

  1. Развитие зрительно-пространственной ориентировки, звуковой анализ.

Кто сегодня приполз к нам на занятие – узнаете, если правильно соберете разрезную картинку.

Какой вопрос зададим к слову «улитка»?

Игра в мяч.

Давайте подберем к слову «улитка» слова-признаки: улитка какая?

А теперь подберем слова-действия: улитка что делает?

Сколько слогов в слове «улитка»? Сколько гласных?

 

 Назовите гласные звуки по порядку, обозначая их движениями рук: У – руки вытянуты вперед, И – руки разведены в стороны, ладони слегка приподняты, А – делают широкий круг над головой, приподнимаясь на носках. Назовите ударный гласный. Какой согласный в слове звучит мягко?

Зарисуйте слоговую схему, запишите слово буквами. Какую букву написали после буквы Л? В каком ряду она живет?

 

 

  1. Сообщение темы.

Какие еще гласные буквы живут во 2-м ряду? (вспомнить, загибая пальцы на руке: 5 пальцев – 5 гласных). Что вы про них знаете? (обозначают 2 звука).

Сегодня на занятии узнаем еще об одной «работе» гласных 2-го ряда в слове.

Работаем с заданиями, которые принесла нам улитка.

 

  1. Работа со слоговой таблицей.

Согласные очень любят ходить в гости к гласным буквам. Когда они собираются вместе, то получаются слоги. Прочитать слоги с гласными 1-го ряда, а затем с гласными 2-го ряда. Как звучат согласные рядом с гласными?

Вторая «работа» гласных заключается  в том, что они обозначают мягкость согласных на письме.

Я кидаю вам мешочек и называю слоги с твердыми согласными звуками, а вы, возвращая мне мешочек,  должны изменить слоги с твердыми  согласными на слоги с мягкими согласными.

 

  1. Работа со словами.

Рассмотрите предметные картинки. Какими звуками отличаются слова ЛУК – ЛЮК, зарисуйте звуковую схему этих слов. Запишите данные слова буквами. Какие гласные напишите после мягких согласных?

Аналогичная работа со словами РАД – РЯД, ОСЫ – ОСИ.

Продолжите мои предложения подходящими по смыслу словами:

Мама посадила ( ). На дороге кто-то открыл ( ). В дупле живут злые ( ). Дядя Петя чинил у телеги ( ). Дима купил билет  в первый ( ) и был этому очень ( ).

 

  1. Развитие фонематического восприятия.

Улитка предлагает нам поработать волшебниками. Я называю слово, а вы превращаете его в другое слово, заменив первый  твердый согласный звук на мягкий.

Слова:  ВОЛ, МАЛ,  ТОМА, ТУК, МЫШКА. 

Запишите в тетрадь гласную 2-го ряда, которой обозначим мягкость согласного в слове.

 

  1. Физминутка.

Дети размещаются на ковре.

 

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет?

Проползет еще немножко,

Высунет и спрячет рожки.

По листу, по ветке гибкой

Медленно ползет улитка.

Одна ладошка накрывает другую – «улитка» медленно ползет по ковру.

Указательный и средние пальцы высовываются из-под ладошки.

Улитка ползет с высунутыми ножками.

 

Психогимнастика.

Показать, как улитка греется на солнышке: высунула рожки из домика, расслабилась (дети расслабляют тело и «растекаются» по ковру). Но вот улитка почувствовала опасность. Что она будет делать? Спрятала рожки, напряглась. Опасность миновала…

 

  1. Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда.

Следующая игра «Буквы сбежали».

Опираясь на предметные картинки-подсказки, догадайтесь, какие слова написаны. Запишите их в тетрадь через запятую, вставляя пропущенные буквы:

Б*ЕЛКА, П*ЛА, ШЛ*ПА, КОТ*НОК, УТ*Г.

 

  1. Работа над предложением.

Рассмотрите картинки. Какой вопрос зададим к картинке, которая находится слева от вас? (Что это? Катушка). Какой вопрос зададим к картинке, которая находится справа от вас? (Кто это? Девочка). Измените в слове катушка твердый звук [т] на мягкий и вы узнаете имя девочки (Катюшка).

Придумайте предложение с этими словами. Проводится анализ структуры предложения с составлением его схемы. При наличии времени предложение записывается в тетрадь.

 

  1. Итог.

Какую работу в слове выполняют гласные 2-го ряда?

Улитка благодарит вас за работу. Посмотрите, как она весело улыбается. А какое настроение у вас? (Дети показывают смайлик).

Категория: Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР | Добавил: vikar (17.10.2013) | Автор: Чередник Виктория Анатольевна
Просмотров: 2720 | Теги: профилактика ошибок письменной речи | Рейтинг: 5.0/6

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - ИГРУШКИ

Всего комментариев: 0
avatar