Главная » Авторские публикации » Памятки для педагогов

Буклет-памятка: "Что такое фонематический слух?"

Разработала: учитель - логопед высшей квалификационной категории 

Старостина Марина Александровна

"Детский сад № 38 "Белочка"

Что такое слух?

Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой и музыкальный.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Музыкальный слух - способность человека различать и оценивать звуки по тембру, высоте;

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи их количество и последовательность.

Это и  есть фонематический слух.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

  • Замены одних звуков речи другими: твёрдых  на мягкие, звонких на глухие, свистящих - шипящими и.т.д. (вместо дом- "том", лук - "люк", шуба - "суба, рыба - "лыба"...)
  • Пропуск звуков, слогов при написании слов:(кровать- "ковать", скороговорка- "скоговока"
  • Перестановка звуков, слогов при написании слов:(шоколад- "кошолад", градусник-"градунсик")..
  • Добавление лишних звуков и слогов в слова:(трава-"тарава", девочка-"девочека")

Чтобы этого не случилось, поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

Развиваем фонематический слух на неречевом материале.

1. "Отгадай источник звука".

(издаём разные звуки, а дети отгадывают их источник, можно использовать звукозапись)

  • шуршим (рвём, режем, мнём) бумагу;
  • переливаем воду;
  • стучим молоточком;
  • рисуем карандашиком, фломастером...

2. "Слушаем тишину".

(Прислушиваемся в течении минуты к окружающим звукам. Нужно услышать и запомнить их как можно больше.)

  • скрип двери;
  • сигнал автомобиля;
  • стук каблуков;
  • покашливание (чихание) человека;
  • тикание часов;

3. "Что звучит?".

 (Знакомим детей с разным звучание музыкальных инструментов и определяем какой играет на слух.)

  • Барабан, гитара, флейта, арфа, скрипка.

4. "Чей голосок?".

(В семейном кругу или в компании можно узнавать друг друга по тембру голоса нас слух.)

5. "Сказочный голос".

(Интересно загадывать сказочных героев изменяя тембр собственного голоса.)

  • Что-то русским духом запахло! (Баба Яга)
  • Корову заведём, молочко будем пить (кот Матроскин)
  • Ну, заяц, погоди! (волк)...
  • Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (Дед Мороз)
  • Какая славная песенка, но я с тара стала. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок!

6. "Громко-тихо-шёпотом".

(Учимся с детьми говорить с разной силой голоса.)

7. "Хлопни как я".

(Знакомим детей с  разными ритмами, учимся повторять и ритмические рисунки.)

 

Игры на развитие фонематического слуха на речевом материале.

1. "Кто (что) так звук издает?" (связать услышанный звук с "картинкой-символом")

  • "ЖЖЖЖ" - пылесос, жук, машина;
  • "СССССС" - водичка,насос, ветер;
  • "ЛЛЛЛЛЛ" - самолёт,пароход;

 

2. "Поймай звук".

(Нужно ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит данный звук в звуковом, слоговом яду, из цепочки слов.)

Звук "З"

  • з-р-д-к-в-м-щ-ц; сы-зу-до-аш-жу-щу;
  • заяц-носорог-зонтик-коза-муха..
  •  

3. "Подбери слово на заданный звук.

  • на с; сапог, сани, сын, сапоги, самовар

Сложные варианты игры:

"Интервью" - Отвечаем на вопросы на один звук;

Звук с

  • Как тебя зовут?
  • Что ты ешь?
  • Чем ты играешь?
  • Какое животное тебе больше всего нравится?
  • Что ты носишь из одежды?...

 "Группировка слов" - Называем с заданным звуком только овощи, посуду, птиц, профессии, ягоды…..

 

4. "Слоговой аукцион"

(Подбираем слова на заданный слог, кто больше.)

му: муравей, муха, мумия, музыка..

 

5. "Разведчики"

(Ребёнку нужно отыскать предметы, в названии  которых есть нужный звук на кухне, в гараже, в ванной, в коридоре...)

 

6. "Прятки"

(Объясняем ребёнку, что звуки живут  в словах в разных позициях:   в  начале, в середине , в конце, просим  определить место звука в слове.)

Звук "Р" (Ракета-корова-помидор)

 

7. "Мы-роботы"

(Рассказываем ребёнку, что слова состоят из частей (слогов), можно их проговаривать слогами как роботы. Это замечательное упражнение для подготовки  к обучению чтения.)

При-вет ре-бя-та! Как у вас де-ла? Я хо-чу по-иг-рать с ва-ми!..

  • Другой вариант игры "телеграфисты" (отстукивать или прохлопывать слова по слогам).

Замечательно развивает фонематический слух разучивание и, отгадывание последней строчки стихотворения:

Я захотел устроить бал

и я гостей к себе....(позвал)

купил муку, купил творог

испёк  рассыпчатый пирог).

  • Можно попробовать себя в роли поэта и поиграть в рифмы со словами:

Кошка-мошка

Маша-каша.

А потом сочинить весёлый стишок или небылицу с этими рифмами.

На окошке сидит мошка

Её ловит наша кошка,

за столом  сидела Маша

в чашке остывала каша.

Скачать буклет-памятку: "Что такое фонематический слух?"

Категория: Памятки для педагогов | Добавил: Evita (16.02.2019) | Автор: Старостина Марина Александровна
Просмотров: 580 | Теги: ФФНР, буклет, Памятка | Рейтинг: 4.7/9

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С’], [С], [З’], [З], [Ц], [Ж], [Ч], [Щ]...

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 2-3 лет

Всего комментариев: 0
avatar