Главная » Авторские публикации » Статьи

Игры для профилактики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор - составитель: Учитель – логопед Гладышева Инна Валерьевна
МБДОУ д/с № 17 комбинированного вида город Лысково Нижегородской области


В последнее время отмечается тенденция к увеличению числа учащихся, не успевающих по русскому языку. Причин этого явления может быть несколько, но одна из них кроется в дошкольном детстве, когда у детей закладываются предпосылки к овладению грамотой в школе. Особую группу риска составляют дети с речевыми нарушениями, сопровождающимися отставанием в развитии фонематических представлений, которое, в свою очередь,  тормозит  своевременное усвоение звукового состава слова и, следовательно,  лишает возможности  полноценного овладения  чтением  и письмом.

Нарушения речевого слуха и фонематического восприятия могут привести к появлению акустической дисграфии, при которой на письме происходит замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие и  шипящие («сапка» вместо «шапка»), звонкие и глухие («смотредь» вместо «смотреть»), твёрдые – мягкие («мачик» вместо «мячик»), аффрикаты и их составляющие («тяшка» вместо «чашка»), а также пропуски и замены гласных («лап» вместо «лапа», «лис» вместо «лес»). Могут иметь место ошибки, связанные с нарушенной аналитико-синтетической функцией  и проявляющиеся в искажении звукобуквенной и слоговой структур слова: пропусках и добавлениях букв, слогов; перестановках букв, слогов («паход» вместо «пароход»).

Необходимое условие для успешного овладения детьми грамотой – достаточно развитое фонематическое восприятие. Предлагаю несколько, на мой взгляд, эффективных игр, позволяющих успешно решать эту задачу. Данные игры провожу с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи. 

«Чудесный сундучок»

Цель: упражнять детей в умении угадывать предмет по первому и последнему звуку в слове, а также в умении называть первый и последний звуки слова.

Оборудование: непрозрачный мешочек из плотного материала; предметные картинки.

Содержание игры: учитель – логопед называет обобщающее слово, далее – первый и последний звуки этого слова. Если ребёнок угадывает слово, учитель-логопед достаёт  картинку  из мешочка. Пример: «Это мебель. Первый звук в слове  «с», последний – «л». (Стол).

Вариант: игра «Загадай слово» (для детей, которые владеют операцией обобщения и могут назвать первый и последний звуки в слове): ребёнок достаёт из мешочка картинку, не показывает её, а загадывает  по тому же принципу.

Игру можно проводить с группой детей, с подгруппой, индивидуально.

 

«Звуковая цепочка»

 

 

Цель: закреплять умение называть первый и последний звуки слова, а также подбирать картинки на заданный звук в слове.

Оборудование: предметные картинки, подобранные таким образом, чтобы из них можно было составить звуковую цепочку; коробка или конверт для картинок.

Содержание игры: учитель – логопед кладёт перед ребёнком картинку, например, «мак» и предлагает назвать последний звук этого слова (следит за тем, чтобы ребёнок чётко произносил звук: «к»); далее взрослый просит найти ту картинку, на которой название изображённого предмета начинается с этого же звука (кот). Игра продолжается до тех пор, пока на столе будет лежать несколько картинок, где каждое последующее слово начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее слово. Учитель-логопед обращает внимание ребёнка на то, что у него получилась «цепочка», но не настоящая, а «волшебная», звуковая.

Игру можно проводить с подгруппой детей, индивидуально.

 

«Звуки заблудились»

Цель: упражнять в различении звонких и глухих согласных звуков в словах.

Оборудование: парные картинки, на которых названия изображённых предметов отличаются одним звуком («с»-«з», «б»-«п», «д»-«т» и т.д.); конверт для картинок.

Содержание: учитель – логопед читает двустишия, намеренно допуская смысловую ошибку. Ребёнок находит ошибку, исправляет её.

«с» - «з»

Лиза пробовала зуб,

Заболел у Лизы суп.

                                               

«п» - «б»

Возле дома стоят почки,

На ветвях набухли бочки.

                                   

«т» - «д»

Маляр покрасил том,

Стоял на полке дом.

                                                        

Игра проводится индивидуально.

 

 

«Составь слово»

Цель: упражнять в умении синтезировать звуки в слово (игра проводится с детьми, которые умеют быстро называть первый звук в слове).

Оборудование: предметные картинки, подобранные таким образом, чтобы из первых звуков названий изображённых на них предметов можно было составить другое слово.

Содержание игры: учитель – логопед раскладывает перед ребёнком картинки (3-4) и просит назвать первые звуки каждого слова. Далее объясняет, что, соединив эти звуки, можно получить новое слово. Логопед просит ребёнка назвать это слово.

Пример:

 

Игра проводится как с подгруппой, так и индивидуально.

В результате систематического использования этих и подобных игр по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР формируется и закрепляется навык определения первого и последнего звука в слове, умение распознавать фонемы, отличающиеся тонкими акустическими признаками, а также способность к элементарному звуковому анализу и синтезу.

Возможно вам будет интересно:

Категория: Статьи | Добавил: Evita (23.02.2015) | Автор: Гладышева Инна Валерьевна
Просмотров: 8162 | Теги: дисграфия, ОНР | Рейтинг: 4.6/9

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для развития мелкой моторики с шариком массажёром Су-Джок

Дидактическое пособие на липучках «Мама и малыш»

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar