Главная » Авторские публикации » Статьи |
Подготовила: учитель - логопед Степанова Ирина Геннадьевна, ГБДОУ № 41 Центрального района города Санкт-Петербурга
Коррекции теппо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Однако при обследовании дошкольников имеющих диагноз ОНР можно обнаружить, что просодические компоненты речи и в частности ритмизация речи, имеет нарушения. У детей наблюдается ускоренный темп речи, наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный, с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий. Таким образом, возникает необходимость в рамках логопедического занятия уделить внимание этому аспекту речи. Как правило, игры и упражнения направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются элементом подгруппового занятия и могут быть представлены на различных его этапах в зависимости от содержания. Данная работа ведется в определенной последовательности, в которой можно выделить два этапа. На первом этапе, подготовительном, создается основа для дальнейшего восприятия и воспроизведения ритмических структур речи. На этом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только потом воспроизведению различных ритмических структур. Важно помнить, что сначала отрабатывается ритм повтора, а затем ритм чередования. Примерные игры и упражнения первого этапа:1. «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов) 2. «Послушай и хлопни столько же раз, сколько я» 3. «Положи столько счетных палочек, сколько раз я хлопну в ладоши» 4. «Барабанщик» Послушай, как я постучу по столу и сыграй так же на барабане. 5. «Дятел» Послушай, как стучит «дятел» (предъявляется игрушка или картинка) и повтори так же. 6. «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом и п. д. Затем переходим на воспроизведение ритма речевых фраз. 7. Отстукивание и отхлопывание речевых фраз. 8. «Дирижер» «Продирижировать» в такт стихотворению, чистоговорке и т. д. 9. «Топтыжка» Потопай ножками в ритме стиха. Со старшими детьми можно использовать схематические изображения и в ходе этой работы познакомить с понятием «ударный слог». Примерные игры и упражнения: 1. Подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающиеся местом ударения. Используем слова 2х и 3х сложные слова с ударением на первом и последнем слоге.
2. Узнать ритмическую мелодию, прохлопанную логопедом. 3. Послушать слова и назвать ударный слог. Определить его позицию. 4. Перечислить слова (найти картинки) с ударением на первом слоге. 5. Подобрать слова в словосочетании или чистоговорке по ритмике и смыслу.
На втором этапе ведется работа по формированию непосредственно темповой организации высказывания. Начинается она с формирования представлений о темпе речи. 1. Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро) 2. Определить подходящий ритм для высказывания, например:
3. Определить темп произнесенной фразы и поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т.п.) 4. Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др.
Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи. 1. Повторение фраз за логопедом в заданном темпе. 2. Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе. 3. Произнесение фраз по сигналу логопеда (например, после взмаха флажком или удара в бубен) 4. Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа. 5. Выполнение действий под произнесение логопедом одного и того же текста с различным темпом: (Дети выполняют вращательные движения руками) 6. Проговаривание фраз по музыку, чтение стихов под удары метронома (темп определяется в зависимости от задачи, стоящей перед логопедом) 7. Использование игр-инсценировок, где герой должен произносить текст в определенном темпе (например: мышка-торопышка, сонный ленивец и т.п.) Эту работу целесообразно дополнять занятиями по логоритмике, которые включают в себя различные речевые игры с разной степенью подвижности.
Ещё по данной теме: | |||
Просмотров: 8706 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |