Главная » Авторские публикации » Статьи

Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка

Современное образование предлагает недифференцированный и бесполый подход к обучению детей. Поэтому можно считать: источник стресса – это школа. Ситуацию с учащимися наиболее образно выразил Р.Айзман: «У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке»».

Возникновению стресса способствует обучение несоответствующее возрастным этапам развития головного мозга и не учитывающее психофизиологические особенности  когнитивной сферы детей. Естественно возникает вопрос: что способствует успешному обучению и развитию ребёнка без стресса? Есть несколько составляющих. Рассмотрим их схематизировано и упрощённо. В первую очередь к ним относятся:

  •     Учёт функциональной асимметрии полушарий головного мозга;
  •     Полноценное развитие в дошкольном возрасте мозолистого тела;
  •     Учёт половых особенностей;
  •     Воспитание и обучение в соответствии с динамикой развития головного мозга ребёнка.

Функциональная асимметрия полушарий распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие  - гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей, построение программ поведения. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарные, левополушарные, равнополушарные. Дело в том, что современное образование ориентированно, прежде всего, на левополушарных детей – по результатам исследований, в классе они составляют всего 10% учащихся. В детской популяции с каждым годом всё более возрастает количество правополушарных детей  (до 40-50%). Однако программы обучения с каждым годом становятся более аналитичными, речевыми и алгоритмичными. В таких условиях правополушарные дети оказываются в стрессовой ситуации, так как методы обучения не соответствуют функциональной активности их головного мозга.

Мозолистое тело (межполушарные связи – пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающие целостность головного мозга) находится между полушариями в теменно-затылочной части и состоит из 200 млн. нервных волокон. Межполушарные взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7-и лет, у мальчиков до 8-8,5 лет. Во время стресса нарушается межполушарное взаимодействие. Это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах. Следовательно, одно из основных условий высокой стрессоустойчивости ребёнка в дошкольном возрасте – полноценное развитие мозолистого тела.  Для этой цели разработаны специальные упражнения -  двигательные и дыхательные, растяжки и т.д.

Половые различия, прежде всего, заключается в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. К 7-и годам у девочек головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков определяется только к 8-и годам. При поступлении в школу мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. Однако общепринято считать возрастом школьной готовности семилетний независимо от половой принадлежности.

У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, у девочек – правое. Девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно временной ориентации имеются уже в 6 лет, то у девочки её даже в 13. Мозг мальчиков, по сравнению с мозгом девочек, более прогрессивная, дифференцированная, избирательная и экономичная система. У мальчиков особенно избирательно активный передний мозг, его лобные ассоциативные структуры. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую поисковую активность, способствует более активной самореализации. У девочек совершенно иная организация работа коры больших полушарий – высокий уровень функциональной активности не передних, а задних отделов коры (а также слуховых отделов левого полушария, играющую важную роль в понимании значения слов). Кроме того, у мальчиков число соединяющих два полушария нервных волокон меньше, чем у девочек. Именно поэтому им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушарии. Например, при осмыслении слов, мальчик пользуются преимущественно левым полушарием, а девочки – обоими. Поэтому для мальчиков характерная высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Девочки часто думают обо всё сразу и ни о чём одновременно. Могут выполнять несколько видов деятельности сразу. Меньшее количество межполушарных связей у мальчиков объясняет тот факт, что их стрессоустойчивость значительно ниже, чем у девочек. При подготовке мальчиков к школе необходимо  больше внимания уделять развитию мозолистого тела.

Традиционное академическое образование больше подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому в школе успешнее обучаются девочки. В наиболее выгодных условиях находятся левополушарные девочки, правополушарным мальчикам совершенно не подходят существующие методики и программы. Они более подвержены школьной дезадаптации и стрессу.

Основные этапы развития головного мозга

На 1-ом этапе (от рождения до 1 года) происходит развитие нервных сетей в стволе головного мозга. Если развитие на данном этапе нормальное, то ребёнок своевременно начинает сидеть, ползать, стоять и т.д. У него в определённое время и в определённом порядке начинают расти зубы. Известно, что рост зубов – яркая иллюстрация онтогенеза головного мозга. При нарушенном развитии стволовых структур мозга может быть пропущена или искажена стадия ползания (боком, сидя, назад), что в дальнейшем скажется на успешности обучения в школе. Кроме того, стволовые структуры мозга ответственны за соматическое здоровье человека. Девиации в их развитии могут повлечь за собой возникновение псориаза, бронхиальной астмы, эндокринных нарушений, энуреза и т.д. Основные причины нарушения в развитии стволовых структур мозга – родовые травмы (особенно шейных отделов позвоночника).

На 2-ом этапе развития мозга происходит «разворачивание» нервных сетей в правом полушарии. У девочек этот период длится до 7-и лет, у мальчиков - до 8-8,5 лет. В этом возрасте все дети как бы правополушарные, так как развитие нервных сетей идёт именно в правом полушарии. Происходит формирование таких функций как соматогнозис (чувствование и управление собственным телом), мелкая моторика, пространственная координация, визуальное и кинестетическое (сенсорная, мышечная, обонятельная и осязательная)  восприятие. Следовательно, обучение и развитие детей должны идти целостным образом через образы и схемы. Основной упор следует делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного  ритма, зрительное и сенсорное восприятие. Нейропсихологии не рекомендуют обучать ребёнка знакам через произвольное запоминание до пятилетнего возраста. Более того, раннее начало обучение счёту, письму, чтению может явиться причиной нарушения развития нервных сетей правого полушария.

Третий этап развития мозга связан с «простиранием нервных сетей через мозолистое тело из правого полушария в левое. На данном этапе формируются такие функции, как интеграция в работе мозга и тела, память, переработка информации одновременно двумя полушариями. Именно на этом этапе происходит смена передних зубов резцов с молочных на постоянные. В этом возрасте дети должны начинать обучение в школе. Причиной искажения нервных сетей в мозолистом теле может явиться гидроцефалия (чрезмерное накопление жидкостей в тканях между полушариями), что повлечёт за собой снижение интеллектуальной активности, памяти и внимания. У таких детей долго не устанавливается индивидуальный латеральный профиль (ведущая рука, нога, ухо, глаз). Так происходит формирование обоерукости (амбидекстрия) и компенсаторной (патологической) леворукости.

По результатам исследования Цветковой Л.С. более 80% детей с низкой школьной успеваемостью имеют недостаточное развитие на первых трёх этапах онтогенеза. Большинство детей-логопатов также имеют проблемы в развитии стволовых отделов мозга правого полушария и мозолистого тела.

4-ый этап  развития головного мозга  основной – связан с прохождением нервных сетей через височную область левого полушария, в которой находится функциональный центр речи и слуха. Нарушения в развитии нервных сетей на данном этапе приводят к речевым и фонематическим девиациям, нарушению аудиального восприятия.

5 этап – развитие лобной области левого полушария (девочки – 12, мальчики – 15 лет). «Левый лоб» отвечает за такие функции, как рефлексия (самоанализ, самооценка, самопонимание), анализ и логика, самоконтроль и саморегуляция, постановка целей и программирование деятельности, внимание и безусловная любовь. Искажение или дефицит развития нервных сетей в левой лобной области приводит к несформированности перечисленных функций. 


Категория: Статьи | Добавил: koshka (09.05.2013) | Автор: Конева Екатерина Николаевна
Просмотров: 1204 | Теги: Консультация психолога | Рейтинг: 5.0/10

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для выкладывания камешков Марблс - БУКВЫ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 5-6 лет

Всего комментариев: 0
avatar