Главная » Авторские публикации » Статьи

В каких словах жужжит жук?

Маленькие дети часто произносят многие звуки неправильно. Если дефекты произношения не исчезают к 4-5 годам – значит, ребёнок нуждается в специальных упражнениях. В тех случаях, когда звукопроизношение нарушено не из-за снижения слуха, заниматься с малышом могут и родители. Проверить нормально ли ребёнок слышит очень легко. Надо сказать шепотом несколько предложений на расстоянии 6-7 метров от него, и если малыш сможет их повторить, значит, слух в порядке.

 Важно определить также, правильно ли ребёнок воспринимает на слух близкие по звучанию звуки («р» - «л», «щ» - «с», «л» -«ль»). Предложите ему найти разницу в значении слов (мишка-миска, крыша-крыса, рак-лак, лук-люк, коза-коса и другие), попросите показать, как жужжит жук (ж-ж-ж), пищит комар (з-з-з), и сказать, в каких словах живёт жук, а в каких комар: ежик, зубы, зонтик, жёлуди. Можно, проводя эти тесты, поиграть с ребёнком – пусть он поднимет руку или хлопнет в ладоши, услышав звук «ш», «ч», «р» в предложенных словах: шейка, шубка, очки, врач, рад, ряд, роза, берёза, руки. Ребёнок может сам придумать слова с заданным звуком.

Правильному произношению иногда мешает дефектный прикус. При нормальном прикусе верхние зубы слегка закрывают нижние. Для исправления прикуса необходимо обратиться к ортодонту. Родители легко могут определить, достаточно ли подвижен язык ребёнка, может ли он совершать большой объём движений (вверх, вниз, вперёд – назад, быстро щёлкать), хорошо ли развита подъязычная связка, или, как ещё её называют, уздечка. Если уздечка очень короткая и ребёнок не может поднять язык к нёбу, советуем обратиться к отоларингологу или логопеду. Подъязычная связка играет большую роль при произнесении звука «р», а также «щ», «ш», «ж», «л». Спешить с её подрезанием не следует, так как она эластична и, если ребёнок будет выполнять специальные упражнения, может растянуться.

Вот несколько таких упражнений:

1.     Широкий язык удерживать в форме «чашечки» у верхней губы.

2.     Перемещать кончик языка в левый и правый угол губ.

3.     Губы вытянуть в трубочку и растянуть в улыбку.

4.     При открытом рте кончиком языка гладить нёбо в направлении вперёд – назад.

5.     Медленно щёлкать языком, растягивая уздечку.

Пусть ребёнок каждое упражнение повторяет по 8-10 раз 1-2 раза в день.

Иногда ребёнок неправильно произносит звуки из-за частичного отсутствия зубов. Но не надо ждать, когда зубной ряд восстановиться. Если необходимо, начинайте заниматься сразу.

Придерживайтесь определённой последовательности. Сначала добивайтесь правильного произношения звуков, скажем, «с» и «р» или «ш» и «р», «с» и «л», то есть далёких по образованию и звучанию. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы контролировать артикуляцию.

Категория: Статьи | Добавил: koshka (09.05.2013) | Автор: Конева Екатерина Николаевна
Просмотров: 3475 | Теги: консультация логопеда | Рейтинг: 4.4/15

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для выкладывания камешков Марблс - БУКВЫ

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - "МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ&quo...

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar