01:21 Занятие № 28 Тема: Самостоятельные ответы на вопросы короткими и длинными фразами. «Времена года» | |
Цели:
Ход занятия. 1.Организационный момент. - Посмотри, у нас сегодня много гостей. Они хотят с тобой познакомиться. Будешь отвечать на вопросы короткими фразами. (Вопросы гостей): - Как тебя зовут? - Сколько тебе лет? - В каком классе учишься? - Как зовут твою учительницу?
2.Сообщение темы занятия. - Что делали гости? ( Задавали вопросы) - Что делал ты? ( Отвечал на вопросы) - Сформулируй тему нашего занятия, чем мы будем на нем заниматься? ( Учиться задавать вопросы и отвечать на них). - А чему будут посвящены наши вопросы и ответы на них, ты узнаешь, если послушаешь сказку-загадку.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. СКАЗКА СТАРИК - ГОДОВИК Вышел Старик-годовик, стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул Старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег. Махнул Старик-годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Махнул Старик- годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно. Махнул Старик- годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь.
- Сколько раз махнул рукавом Старик-годовик? - Сколько птиц вылетало из рукава Старика-годовика каждый раз? - Что это за птицы? - Какой теме будут посвящены наши вопросы? (временам года)
ЗАГАДКА. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Жизнь деревьев тоже меняется с наступлением разных времен года. Итак, начинаем путешествие. На маршрутном листе будешь отмечать месяцы разными цветами. Послушай стихотворение: … Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Белый ковер, мороз, снегопад, Санки, лыжи, коньки, снегокат, Горка, каток, сугробы, снежки, Елка, Снегурочка, снеговики, Валенки, шуба, штаны, рукавицы, Дятел, сова, ворона, синица. Быстро темнеет, снежинки порхают, Ну и когда же все это бывает. (Зимой) ( ученик отмечает зимние месяцы синим карандашом)
- Давай подойдем к нашему волшебному дереву. Посмотри, сколько много слов убежало из нашего стихотворения и поселилось на дереве. Найди для каждого убежавшего слова графическую схему. (Снеговик, валенки, горка, санки, лыжи, коньки, снежинки, снег)
- Зимой все вокруг покрыто белым снегом. Давай поиграем с этим словом . ( игра с мячом).
Игра «Доскажи словечко». Ученик добавляет слова, связанные со словом снег. … Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю (снег) С неба все скользят пушинки – Серебристые (снежинки). На поселки, на лужок Все снижается (снежок). Вот веселье для ребят – Все сильнее (снегопад) Все бегут вперегонки, Все хотят играть (в снежки).
Игра в снежки - А ты хочешь поиграть со мной в снежки? Тогда давай поиграем. Я буду задавать вопросы по признакам разных времен года, а ты выбирай только те, которые бывают зимой, говори «Да». Если этого зимой не бывает, говори «Нет», если ошибешься, отдаешь мне снежок.
- Деревья стоят голые? - Часто идет дождь? - Листья желтеют? - Реки и лужи покрыты льдом? - Зеленеет трава? - Солнце светит редко? - Люди собирают урожай? - Земля покрыта снегом? - Летают бабочки и жуки? - Дети катаются на санках?
- Поиграли в снежки, замерзли. А можно заболеть от зимних забав? Что делают люди, когда болеют? ( Кашляют)
УПРАЖНЕНИЕ. «Выкашливание гласных - Э -А -О -У» Чтобы не заболеть, мы должны с тобой погреться.
ИГРА «Погреемся» … Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки. Ножками потопаем, И себя похлопаем.
УПРАЖНЕНИЕ «Логическое ударение». Выделение главного по смыслу слова во фразе. - Повышай голос на выделенных словах. Будешь переносить логическое ударение с одного слова на другое. В каждой фразе делай ударение только на одном слове и каждый раз на новом. В каждой фразе будет меняться интонация.
ЗИМОЙ идет пушистый снег? Зимой ИДЕТ пушистый снег? Зимой идет ПУШИСТЫЙ снег? Зимой идет пушистый СНЕГ?
УПРАЖНЕНИЕ «Буря». - В конце зимы снег начинает таять. На крышах домов появляются сосульки. Представим, что сосулька висит. Поднять руки вверх, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело.
УПРАЖНЕНИЕ «Сосулька» У нас под крышей белый гвоздь висит, Солнце взойдет и гвоздь упадет. ( опустить руки, расслабляя их)
Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Солнышко, сосульки, почки, Одуванчики, листочки, Капли, лужи, ручейки, Мухи, бабочки, жуки. Птицы с юга прилетают, Ну, когда это бывает? ( весной)
Отметить весенние месяцы зеленым карандашом. - Давай походим с тобой по весенним лужам. На каждую строчку – 4 шага ( 16 луж) … Я по лужицам шагаю, В лужу ножкой попадаю, Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, Принесла вода потоп.
Игра с мячом. Возьмем на другой стороне мяч. Говорим считалку и ударяем мячом об пол. (на каждую строчку – 4 удара) … Вот идет, идет весна, Быстроногая она. По лужайкам: топ-топ, А по лужам: шлеп-шлеп.
ИГРА «Без чего не бывает весны» - Не бывает весны без солнышка, без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без листочков, без птиц и т.д. ( отвечая на вопросы, ученик кладет ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги.)
УПРАЖНЕНИЕ «Кораблики» ( отработка правильного дыхания)
АНКЕТА (сбор информации при помощи вопросов; по ответам учащийся придумывает вопрос)
ИГРА «Прогноз погоды» ( По вопросам ученик составляет прогноз погоды на сегодняшний день, выставляя карточки.) 1.Солнце светит ярко? 2.Какое сегодня небо? 3.Идет дождь? 4.Идет снег? 5.Какой ветер? - В конце весны солнце светит особенно ярко. Потому что… Мы картиночки покажем И про каждую расскажем Солнце, сарафан, клубничка, Мухомор, листва, пшеничка. Дождик, радуга, гроза, Крот, лягушка, стрекоза, Розы, васильки, ромашки, Птицы, комары, букашки… И когда бывает это? Ну конечно, дети летом. (Ученик отмечает летние месяцы красным карандашом)
Разгадывание кроссворда. - Летом солнышко яркое, теплое, ласковое. А наше солнышко похоже на летнее? (Нет.) - Для того, чтобы оно засветило, ты должен ответить на вопросы. (На лучиках написаны ответы. Когда ученик отвечает на вопрос, открывается лучик.) 1.Назови часть лица. 2.Куда сваливают сено? 3.Что свисает с крыши весной? 4.Что вставляют в окно? 5.У петуха он звонкий. 6.Золотой у Златовласки. 7.Что задают кому-либо? 8.Куда летят космонавты? ( ученик отвечает полными ответами)
Игровое упражнение «Подбери нужные вещи». - В корзине лежат разные вещи, ученик выбирает только летние. (рюкзак, удочка, панама, ведро, очки , мяч)
Игра «Лишний предмет» Отправляемся на рыбалку. В бассейне 5 рыбок с карточками. Задание. Найти лишнее слово и назвать время года.
УПРАЖНЕНИЕ «Загораем» … Мы прекрасно загораем, Выше ноги поднимаем, Держим, держим, напрягаем, Загорели! Опускаем! Образование относительных прилагательных. - Летом очень много цветов, они растут на лугу, в поле, в саду, в лесу. Как называются цветы, которые растут на: - лугу … - в поле … - в поле… - в саду …
Ориентировка в пространстве листа - В нашем классе тоже выросло много цветов. Мы должны найти для каждого цветка клумбу. Задание. Посади ромашку в правый нижний угол. Посади розу над ромашкой. И т.д.
УПРАЖНЕНИЕ «Цветок завял»
Подбор прилагательных. - Мы прощаемся с летом и говорим о нем ласковые слова. Лето - теплое, ласковое, любимое, солнечное, жаркое, долгожданное… Солнце летом – летнее, яркое, теплое, ласковое, лучистое… Трава летом – зеленая, сочная, густая, шелковистая, высокая… Дни летом – длинные, долгие, теплые, жаркие, радостные…
Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Ветер, туча, дождь, грибочки, Клюква, желтые листочки, Шапка, плащ и листопад, Голый лес и голый сад, Птицы к югу улетают, Ну, когда это бывает? (осенью) ( ученик отмечает желтым карандашом осенние месяцы)
- Посмотри на наше волшебное дерево. На нем поселилось несколько осенних картин. Как называется начало осени (ранняя осень) середина осени (золотая осень) конец осени (поздняя осень)
ВИКТОРИНА «Ответь на вопросы» (употребление в речи глаголов в разных временных формах) ВЕТЕР ЧТО ДЕЛАЕТ? ДУТЬ ДОЖДЬ ЧТО СДЕЛАЕТ? ЛИТЬ ЛИСТЬЯ ЧТО ДЕЛАЛ? ПАДАТЬ ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
Развитие связной речи. Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении . … Прошло лето и наступила………(осень). Дни стали ……(короче) Подул …….(ветер). Стало …..(холодно). Люди одеваются …..(в теплую одежду) На деревьях ….(желтые листья) Моросит …(дождь) Люди собирают…(урожай). Скоро наступит… (зима).
ИГРА-ЛОТО «Времена года»
Игра «Собери листки календаря и пронумеруй их»
ФЕВРАЛЬ СЕНТЯБРЬ ДЕКАБРЬ ИЮНЬ МАРТ АВГУСТ ЯНВАРЬ ИЮЛЬ МАЙ НОЯБРЬ АПРЕЛЬ ОКТЯБРЬ
4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ: - Почему Старик-годовик махал рукавом 4 раза? - Почему вылетало именно 3 птицы? - Что это за птицы? Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г. Ещё по данной теме:
| |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |