Главная » Авторские публикации » Для Вас - Родители » Консультации для родителей

Консультация логопеда для родителей. Тема: «Речь детей пятого года жизни»

 

Разработала: учитель - логопед Демченко Инна Геннадьевна

МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад комбинированного вида № 1"

Содержание:

  1. Вступительное слово.
  2. Норма речевого развития ребенка пятого года жизни.
  3. Какие речевые нарушения бывают у детей.
  4. Когда и в каких случаях следует обращаться к логопеду.
  5. Как предотвратить речевые нарушения у ребенка или как не потерять время, если нет возможности в данный момент заниматься с логопедом.
  6. В заключение.

Вступительное слово

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, подготовке их к школе.

Еще несколько десятилетий назад дети пос­тупали в школу, не умея читать и писать. Современный ритм жизни требует основательной подготовки ребенка к школе, чтобы его ин­теллектуальное развитие в школьные годы проходило более успешно.

Важным условием для начала  школьного обучения является хорошо сформированная устная речь. А именно, правильное произношение всех звуков, развитый фонематический слух (способность слышать и различать звуки), знание букв, умение читать слоги, богатый словарный запас, умение  строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Все это поможет малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, успешно  овладеть  чтением и письмом, гармонично развиваться, успевать по всем предметам, быть уверенным в своих силах. Ведь умение правильно и красиво говорить имеет большое значение для полноценного развития личности человека. И, наоборот, неясная речь во многом затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко отрицательно сказывается на характере человека. Поэтому начинать заботиться о качестве речи ребенка надо как можно раньше, тем более что число детей с речевыми дефектами год от года не уменьшается, а растет.

В настоящее время наблюдается значительное увеличение детей, которые поступают  в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное звукопроизношение. Такое речевое нарушение, к сожалению,  не вызывает тревоги у многих родителей, потому что они считают, что при поступлении в школу ребенок самостоятельно научиться говорить  звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса или вырастут передние зубы. Поэтому, очень важно своевременно обратить внимание родителей на имеющиеся трудности в формировании компонентов устной речи детей.

С этой целью, предлагаем ознакомиться с нижеизложенным материалом, в котором родители найдут информацию: о норме речевого развития на пятом году жизни ребенка; о возможных нарушениях речи; о том, когда необходимо обращаться за помощью к специалистам; о том, как предотвратить речевые нарушения у своего ребенка.

 

Норма речевого развития ребенка пятого года жизни.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Его речь становится разнообразной, точнее и богаче по  содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2500-3000 слов к концу года) дает ребенку возможность точнее излагать свои мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений. Все шире ребенок использует притяжательные местоимения (лисий хвост, заячья нора), наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за). В словаре появляются собирательные существительные (посуда, мебель), однако, их он употребляет редко. Свои высказывания ребенок 4-5 лет строит из 2-3 более простых распространенных предложений. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует пока еще редко. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводят к грамматическим ошибкам: дети неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова (например, гл. и сущ. в числе; прил. и сущ. в роде), нарушают структуру предложений.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Они усваивают и правильно согласовывают прил. и сущ. в косвенных падежах.

Однако, многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

У 4-х летних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство звучания слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша-каша, Миша - Гриша. Некоторые дети фиксируя ошибки в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточно развитом самоконтроле.

В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные двух-, четырехстишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие мышц артикуляционного аппарата. Их подвижность дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков. Поэтому, в этом возрасте у детей улучшается звукопроизношение, и полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [р], отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя структуру слова; правильно употребляют ударение. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков (например, свистящих   и шипящих – в одних словах звук произносится правильно, в других неверно); неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и незнакомых. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками Л и Р (старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у дошкольников не закреплены некоторые звуки или они нечетко различают их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Но, все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у них фонематическое восприятие.


К концу пятого года жизни дети овладевают произношением всех звуков родного языка. Те дети, которые неправильно произносят свистящие и шипящие звуки, а также звуки [л], [р], нуждаются в специальной помощи, которую оказывает логопед.


 

Итак, к пяти годам у  детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладение звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Они начинают овладевать монологической речью, однако, в структурном отношении она не всегда совершена и чаще всего имеет ситуативный характер.

Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.

Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в слогах и словах.

 

Какие речевые нарушения бывают у детей

 

Логопед при первом знакомстве с ребенком оценивает состояние всех подсистем языка в отдельности (звукопроизношение, фонематический слух, словарный запас, грамматический строй речи и, в целом, общее звучание речи , а также степень развития связной речи). Согласно полученным данным логопед формирует речевое заключение. В логопедии существуют следующие речевые заключения.

 

Фонетическое недоразвитие речи (или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение произношения одного или нескольких согласных звуков (чаще  свистящих, шипящих и [л], [р]), при нормальном функционировании всех остальных подсистем языка (фонематической, лексико-грамматической). У ребенка с НПОЗ отмечается достаточный словарный запас слов, умение правильно строить предложения (согласовывая в них слова), достаточно четкая, несмазанная речь (несмотря на неправильное произношение отдельных звуков).

Нарушение звукового оформления речи обусловлено недостаточной сформированностью или нарушением артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

  • искаженное произношение звука (когда по звучанию звук похож на норму, но произносится «нечисто» (например, звук [с] может произноситься в положении кончика языка не за зубами, а между зубами; звук [ш] может произноситься не поднятием языка в форме «чашечки» к альвеолам, а выдохом в зубы, с раздуванием щек; звук [р] может произноситься не вибрацией кончика языка, а вибрацией мягкого неба (горловое произношение)).
  • отсутствие звука в речи (санки – анки, шапка – апка)
  • замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

При этом, дети с фонетическим недоразвитием речи замечают свое неправильное произношение, стесняются неправильно сказанных слов, избегают говорить слова с трудным для произношения звуком.

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение звукопроизношения, где ведущей причиной является не нарушение артикуляционной моторики, а дефекты восприятия и различения звуков (то есть, страдает фонематическая подсистема языка).

У детей с ФФНР нарушение звукопроизношения происходит по типу:

  • замены одного звука другим (кошка-коска; щавель-сявель);
  • смешения звуков в речи (когда ребенок умеет правильно произносить все звуки , но в потоке речи, начинает их путать).

Дети с ФФНР не ощущают акустической и артикуляционной разницы между звуками, поэтому легко заменяют звуки,  не замечая своего неправильного произношения. Также они затрудняются: определить наличие  заданного звука и его места в слове; определить первый и последний звук в слове; повторить цепочки звуков, слогов и слов (похожих на слух: па-ба-па; шу-су-шу; ка-та-га; дом-ком; мишка-миска; дочка-ночка-кочка).

 

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным ин­теллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов рече­вой системы: звукопроизношения, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя, связной речи, страдают смысловые стороны речи.

ОНР может быть вызвано поражением мозга плода еще в утробе матери, при родах или на первом году жизни ребенка, а также рядом социальных причин (педагогическая запущенность ребенка, неблагоприятные условия жизни и воспитания, психологические травмы).

Выделяют три уровня ОНР:

Первый – «безречевые» дети.

В норме малыш начинает произносить свои первые лепетные слова (ляля, баба) к году. А к двум годам имеет словарный запас как минимум 50 слов. Понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Пойди в комнату и принеси мяч»). Строит предложения из двух слов. К трем годам словарный запас увеличивается до 250 – 700 слов. Ребенок начинает строить предложения  из 5 – 8 слов. Понимает короткие рассказы и сказки, которые ему читают. В 4 года  в речи детей уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (из 5 – 10 слов). Словарный запас составляет 1500-2000 слов, а в пять лет 2500 – 3000.

Малыши с первым уровнем недоразвития речи в 2 - 3 года (иногда и в 4 года) используют в речи только лепетные слова (па-па, ба-ба, ма-ма, ко-ка (кошка), ка (собака)), жесты, звукоподражания («би», вместо машина; «ам», вместо кушать). Редко от них можно услышать простейшие лепетные предложения («Да би» - Дай машину. «Ку-ка бум» - Кукла упала.). Очень часто одним и тем же лепетным словом, звукосочетанием или же просто звуком обозначается целый набор абсолютно разных понятий: например, «ав» это может быть и собака, и кошка, и любое другое животное, а в некоторых случаях и автобус, автомобиль и вообще все, что движется. Очень часто обозначение предмета обозначает также и действие с ним, в этом случае «ди» будет обозначать и диван, и спать, и прыгать на нем.

Сложность такого варианта речевого развития заключается в том, что тяжело провести диагностику и «развести» общее недоразвитие речи с алалией или даже умственной отсталостью. Но некоторые диагностические критерии существуют:

  • объем пассивного словаря детей с ОНР выше, чем активный. То есть, такие малыши все понимают, но не могут высказаться. У детей с умственной отсталостью такого разрыва не наблюдается.
  • мимическое и жестовое оформление речи ребенка с ОНР богато, выразительно и в большей степени «соответствует моменту».
  • детки с ОНР проявляют речевую инициативу, то есть ребенок честно пытается говорить, привлекая к этому все свои ресурсы. Им свойственна адекватная критичность по отношению к своей речи.

Второй уровень ОНР  - характерен появлением постоянных общеупотребительных слов. Конечно, их произнесение в звуко-слоговом плане оставляет желать лучшего, но тем не менее их уже можно отметить именно как закрепившиеся слова. Собственная речевая активность ребенка остается ограниченной и чаще всего находится на уровне «констатации фактов», то есть называния, перечисления окружающих предметов и некоторых ситуационных действий. В речи ребенок употребляет максимально короткие фразы. Грамматические ошибки легко обнаруживаются при минимальной усложнении задания или при предложении ребенку такой ситуации, с которой он не сталкивался регулярно. Словоизменение у таких малышей носит случайных характер, а формы рода, числа и падежа не несут для них смыслоразличительной нагрузки. Естественно, из этого проистекает множество ошибок в употреблении форм слов. По-прежнему страдает способность к речевому обобщению, общий активный словарный запас остается скудным, и ребенок норовит обозначить одним словом предметы или явления, имеющие сходство по какому-либо, пусть даже незначительному,  признаку. Например, все то, у чего есть крылья, может с легкостью быть названо «муха» или «птица». Практически всегда наблюдается отставание в понимании и тем более употреблении слов, обозначающих признаки предмета (цвет, форма, фактура, материал), частей предметов, обобщающих понятий (посуда, животные). Звукопроизношение  и слоговой состав слова продолжает быть грубо нарушенным. При произнесении слова ребенок легко может переставлять слоги произвольным образом, заменять их один на другой, сокращать количество звуков в слове, особенно в стечениях согласных или гласных.

Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития. Он характеризуется появлением развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Дети свободнее вступают в диалог, но поскольку критическое отношение к собственной речи достаточно сильно, появляется некоторый элемент стеснения. Ребенку комфортнее общаться с хорошо знакомым человеком, либо в присутствии кого-то из них, с тем чтобы человек смог вносить определенные пояснения в случае необходимости (а необходимость возникает практически постоянно). В словаре наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, дей­ствия, состояния предметов. Дети часто заменяют названия части предмета названием предмета в целом (например, «колесо» может быть названо «машина»). Названия профессий в большинстве случаев заменяются названием действия («шофер» - «дядя едет»). Видовые понятия часто заменяются родовыми, и наоборот («собака» - «животное», «роза» - «цветок»). Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов (в, на, под, к, из-под, из-за, между), в согласовании различных частей речи, построении предложе­ний. Часто наблюдаются ошибки согласования: прил. с сущ. в роде, числе и падеже; числительных с сущ.; падежных форм множественного числа. Надо отметить, что такого рода ошибка не являются постоянными и одни и те же формы и категории могут в различных ситуациях употребляться как правильно, так и неправильно. Звукопроизношение детей с третьим уровнем речевого недоразвития не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (хотя, уже значительно меньше). Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последователь­ности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их суще­ственные признаки, причинно-следственные отношения, кроме того, выражены аграмматизмы согласования частей речи. Но малыш может довольно свободно рассказать о себе, о семье, о домашнем питомце, о друзьях – о том, что является повседневным и хорошо знакомым. Дети с ОНР этого уровня виртуозно «обходят» сложные для них речевые ситуации, избегая тех слов и выражений, которые вызывают затруднения.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в разви­тии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляцион­ных дифференцировках, ограничения возможности выполнения произвольных движений. С расстрой­ствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.


Указанные отклонения в развитии детей спонтанно не преодолевают­ся. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.


 

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР)


Характеризуется отсутствием грубых аграмматизмов в речи ребенка. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмече­ны отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согла­совании прилагательных и порядковых числительных с существительными и.т.д..Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР)

На первый план выступает нарушение звукопроизношения с легкой недостаточностью дифференциации некоторых звуков. Ярко выражены не грубые нарушения звукослоговой структуры слов. При этом ребенок понимает значение этих слов.

Своеобразие искажения слоговой структуры может проявляться в следующем:

  • персеверации (стойкие повторения какого-либо слога в слове);
  • перестановки звуков и слогов в слове;
  • элизии (сокращение гласных при стечении);
  • парафазии (замены слогов);
  • опускание слогов из слова (встречается редко);
  • добавление «лишних» звуков и слогов в слово.

    Все эти признаки резко усиливаются при проговаривании длинных, сложных или новых для ребенка слов, а также при самостоятельном, спонтанном речевом общении.


Несмотря на такую «спокойную» картину, расслабляться все равно не стоит. Не ждите, пока малыш «перерастет» проблему, и своевременно обращайтесь к специалистам. Даже такие «незначительные» на первый взгляд речевые затруднения могут стать серьезным препятствием для освоения программы начальной школы, в частности для успешного бучения чтению и письму.


 

Когда и в каких случаях следует обращаться к логопеду

Многие родители заблуждаются, пологая, что логопед только исправляет звуки, которые ребенок говорит неправильно. Следует знать, что логопедия занимается речью в целом. Выше мы рассмотрели разнообразные речевые нарушения. Они могут проявляться в проблемах с произношением, в не сформированности фонематического слуха (от которого напрямую зависит обучение чтению и письму), в проблемах с грамматическим строем речи, в бедности словарного запаса, в недоразвитии связной речи (когда ребенок не умеет пересказывать тексты, составлять рассказы, с трудом отвечает на вопросы, нарушая строй предложения). К речевым проблемам также относят голосовые расстройства (слабый, тихий, затухающий к концу фразы голос) и нарушения интонационной стороны речи (бедность интонации, неправильная расстановка пауз в речи), а также нарушения темпа, ритма и плавности речи (например, при заикание).

Наиболее распространенный речевой дефект – это нарушение звукопроизношения. Даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным, потому что оно может повлечь за собой трудности в обучении русскому языку и чтению, где ребенок будет переносить свои устные ошибки на письменную речь, ибо последняя формируется на основе устного проговаривания. В свою очередь, нарушения чтения и письма приводят к неуспеваемости по другим предметам. Усложняется также коммуникативная деятельность ребенка. Многие дети с возрастом замечают свой дефект и стесняются его. Они начинают либо избегать общения (боятся отвечать на уроках) или вступают в конфликты. У детей с речевыми нарушениями неустойчивая самооценка, они хотят много добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности. Кроме того, у многих детей проявляются еще следующие симптомы:

  • низкое развитие мелкой моторики;
  • сопутствующие (лишние) движения при разговоре;
  • неразвитость чувства ритма;
  • сниженный уровень развития памяти, внимания, восприятия;
  • более позднее формирование словесно-логического мышления.

Поэтому, чем раньше вы обратитесь к специалисту за помощью, тем эффективнее будет работа логопеда, тем быстрее вы сможете помочь своему ребенку, чтобы не приобрести еще и психологические проблемы.

Когда же стоит обратиться к специалистам:

  1. Вашему ребенку 3 года, но он не говорит или его речь непонятна.

При нормальном речевом развитии первые слова появляются еще до года, а к двум годам дети должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития, многие из которых могут грозить ребенку серьезными осложнениями. В любом случае поздно начавший говорить ребенок вряд ли сможет самостоятельно освоить правильное произношение звуков, и с ним нужно проводить занятия, предупреждающие формирование неправильных звукопроизношений.

 

  1. Вашему ребенку 3 года и у него имеются такие челюстно-лицевые деформации  как: заячья губа, расщелина неба.

Детям с такими дефектами показана операция в раннем возрасте (до 5 лет), но логопед играет существенную роль в подготовке речевых органов к хирургическому вмешательству. С помощью специально подобранного комплекса артикуляционной и дыхательной гимнастики специалист добивается эластичности  мышц языка, губ и неба, что способствует лучшему заживлению швов и профилактике дальнейших речевых проблем, связанных с дефектом. После операции, логопед продолжает (буквально на 3-7 сутки) работать с ребенком, чтобы растянуть послеоперационные швы, сформировать правильное физиологическое и речевое дыхание, играющее важную роль в формировании правильного звукопроизношения.

 

  1. Ваш ребенок имеет 3 степень аденоидов или перенёс операцию по их удалению.

При данном заболевании нередко обнаруживается снижение слуха и нарушение дыхательной функции, что ведет к проблемам фонематического восприятия, а затем и к формированию неправильного звукопроизношения.

 

  1. Вашему ребенку 4 года, но он не произносит большое число звуков, от чего речь его неразборчива или смазана («каша во рту»).

Формирование звукопроизношения заканчивается к пяти годам и ребенок четырех лет еще может не выговаривать какие-то звуки. Но в настоящее время чуть ли не каждый второй ребенок нуждается в логопедической помощи и лучше заранее определить, появиться ли у ребенка нормативное произношение звуков. Кроме того, все чаще причиной нарушения звукопроизношения является дизартрия – тяжелое состояние, которое связано с недостаточной работой нервов, обеспечивающих иннервацию и связь речевых органов с головным мозгом, из-за чего возникают нарушения тонуса мышц языка, губ, неба, голосовых складок и, как следствие, нарушение звукопроизношения.

 

  1. Вашему ребенку 4 года, но у него небольшой словарный запас.

Речь ребенка бедная и невыразительная. Ребенок затрудняется: подбирать обобщающие понятия (мебель, фрукты); синонимы и антонимы; широко пользоваться прилагательными. Подбирает неправильное слово для обозначения предмета или его действия. Если заметно страдает грамматическое оформление речи (ребенок в речи использует простые предложения; не понимает значение предлогов; допускает ошибки в согласовании частей речи).

 

        6. Вашему ребенку 5 лет, но он по-прежнему не произносит звуки.

В этом случае поход к логопеду уже не стоит откладывать (даже если ребенок не произносит всего один звук), потому что при нормальном речевом развитии, к пяти годам ребенок осваивает все звуки речи. Далее происходит закрепление неправильного произношения звуков и формирование неправильного фонематического восприятия, что в последующем затрудняет обучение чтению и письму. Исправить дефекты звукопроизношения 6-7 летнему ребенку намного труднее, нежели 4-5 летнему. А после семи лет уже очень трудно «разбить» сформированный неправильный навык.

 

         7. Вашему ребенку осталось до школы 1- 2 года и вы хотите обучить его чтению и письму.

На самом деле сделать это очень важно. Когда ребенок приходит в школу подготовленным, он значительнее быстрее и легче усваивает учебный материал. Кроме того, занимаясь с логопедом, вы предотвратите такие распространенные осложнения, как нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия), которые могут возникнуть даже если ребенок не имел проблем с звукопроизношением. Это связано с слабо развитыми фонематическими процессами и не имением представления о языке, которым ребенка надо специально обучать.

 

Как предотвратить речевые нарушения у ребенка или как не потерять время, если нет возможности в данный момент заниматься с логопедом

 

Известно, что при произнесении звуков органы артикуляции принимают специальное положение, свойственное определенном звуку. Неправильное расположение органов речевого аппарата приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

Нередко случается, что только от ежедневного и правильного выполнения гимнастики (в течение 3 - 6 месяцев) у детей (4-5 лет) сами появляются отсутствовавшие в речи звуки, улучшается дикция. Если звук так и не появился у вашего малыша, то будьте уверены, вы не потеряли зря время, обратитесь к специалисту, который знает все нюансы речевых нарушений, и, благодаря вашей работе, специалист быстро введет звук в речь ребенка.  

Существует несколько комплексов артикуляционных упражнений. Первый комплекс  предназначен для развития органов артикуляции, участвующих в формировании свистящих звуков (с, з, ц). Второй направлен на развитие мышц речевых органов для постановки шипящих звуков (ш, ж, щ, ч). Третий предназначен для подготовки органов артикуляции к постановке звуков (л), (р).                       

Чем еще можно помочь ребенку с речевыми нарушениями ? Мы не задумываемся об этом, но основой нашей речи является дыхание. От правильности дыхания зависят чистота и красота голоса, четкое произнесение звуков.

Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, при этом воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую (приводит в колебание голосовые складки) и артикуляционную (помогает органам речи занимать нужное положение) функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Вне речи длительность вдоха и выдоха примерно одинакова. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, а для этого необходим большой запас воздуха. Вдох при речи становится более коротким и глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи происходит при активном участии выдыхательных мышц, что обеспечивает наибольшую глубину и длительность выдоха, без чего невозможна звучная речь.

Нельзя недооценивать роль дыхания, потому что практически у всех детей с речевой патологией оно имеет свои особенности: поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, объем легких ниже нормы. Все это отражается в речи детей такими проявлениями, как: тихий, затухающий к концу фразы голос, осиплость голоса, невозможность модулирования голоса (изменять голос по интонации, громкости), «захлебывание» собственной речью, нечеткость артикуляции и смазанная речь.

Поэтому дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать дыхание.

Работа ведется по трем направлениям:

  • развитие или постановка диафрагмально-реберного типа дыхания. Самый оптимальный тип дыхания, при котором происходит полное расширение грудной полости, максимальная вентиляция легких. Кроме того, оно является наиболее глубоким и сильным.
  • формирования длительного ротового выдоха.
  • формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность.

Теперь поговорим о пользе упражнений для развития мелкой моторики. Ученым давно известна прямая связь между развитием тонкой моторики рук  и речью ребенка. Исследования показали, что у детей с развитой пальчиковой моторикой не было серьезных речевых нарушений, и наоборот, дети с слабо развитой моторикой рук имели серьезные проблемы с речью. Это объясняется непосредственной близостью в коре головного мозга зон отвечающих за движение органов речи и пальцев рук. Следовательно, при стимуляции (с помощью игр и упражнений) зоны, отвечающей за моторику рук, нервные импульсы начинают распространяться и на ближайшие зоны коры головного мозга, а именно в речевую, вовлекая её в работу. Поэтому необходимы ранние занятия с ребенком по развитию мелкой моторики (начиная с рождения).  

Сегодня можно найти много разной литературы по данной теме, поэтому подобрать для ребенка игры, стишки, упражнения и задания для развития мелкой моторики не составит труда для родителей.

Также хочется сказать, что большое значение для развития правильной хорошо поставленной речи имеет произношение окружающих. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Ещё в младенческом возрасте ребенок совершает разнообразные движения языком, губами, издавая при этом фонетически неопределенные звуки. Малыш прислушивается к этим звукам, вновь старается произнести их и, таким образом, бессознательно тренирует свой речевой аппарат. Чем старше становится ребенок, тем осознаннее происходит этот процесс. Ребенок старается воспроизводить разнообразные звуки, которые он слышит от окружающих. Для этого он внимательно всматривается в лица окружающих говорящих с ним людей, вслушивается в их речь, старается копировать звуки, слоги, затем слова, разную интонацию. Поэтому взрослые должны говорить правильно, четко выговаривая все слова.

 

В заключение

Современный ритм жизни приводит к тому, что родители мало уделяют внимания детям. Мы не имеем сил выслушать своих малышей, научить их чему-то и просто поговорить с ними. Это приводит к различным психологическим проблемам у ребенка, отставанию в развитии (в том числе, и речевом). Не будем забывать, что главное в формировании личности ребенка является теплое общение с значимым для него взрослым. Ребенок не виноват, что не вписывается в наше расписание и не должен из-за этого страдать. Найдем время поиграть с ребенком, выслушать его, почитать ему и обсудить прочитанное или увиденное, не лишним будет (даже если вашему малышу уже 5 лет) вспомнить заброшенные игры по разделению предметов на лексические группы (домашние и дикие животные, птицы, деревья, транспорт) и.т.д.. Расставьте приоритеты, выберите что главнее для вашего ребенка на данном этапе развития и не старайтесь угнаться «за двумя зайцами», перегружая себя и своего ребенка. Не ленитесь заниматься с ребенком. Занятия должны быть регулярными и системными. Тогда ваш ребенок будет развиваться гармонично, и возможно, многие проблемы исчезнут сами собой.

В заключение хотелось бы пожелать вам успеха, терпения, сил, трудолюбия  и особенно смелости в преодолении трудностей. Будьте заинтересованы, собранны, настойчивы. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша.

Категория: Консультации для родителей | Добавил: Evita (25.03.2019) | Автор: Демченко Инна Геннадьевна
Просмотров: 4783 | Теги: консультация логопеда | Рейтинг: 5.0/7

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С’], [С], [З’], [З], [Ц], [Ж], [Ч], [Щ]...

Весёлая азбука с камешками марблс

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar