Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР

Самоанализ проведенных уроков
Разработала учитель-логопед 
высшей квалификационной категории 
МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области
Чередник Виктория Анатольевна 
 

Система данных занятий разработана для профилактики ошибок, связанных с обозначением мягкости согласных на письме гласными 2-го ряда и буквой Ь.

Логопедические занятия провожу с учетом принципа системности, т.е. работаю над развитием всех компонентов речи. Стараюсь, чтобы знания, полученные учащимися на моих  занятиях, усваивались ими в системе. Формирую умения и навыки последовательно и поэтапно, постепенно усложняя речевой материал.

До прохождения темы «Твердые и мягкие согласные» дети усвоили такие понятия, как: «Слова, обозначающие предметы», «Слова, обозначающие признаки предметов», «Слова, обозначающие действия предметов». Ученики научились составлять простые предложения, распространять предложения словами-признаками, дополнениями, выделять главные члены предложения, составлять короткие рассказы. Вся работа по формированию навыка и умения обозначать мягкие согласные на письме опирается на ранее усвоенный учащимися материал и постоянно рассматривается как компонент речевой системы.

Ошибки обозначения мягкости согласных на письме обусловлены недостаточной сформированностью фонематических  процессов у детей, имеющих вышеуказанные речевые нарушения.  Поэтому первые два занятия в рамках предложенной системы занятий провожу работу, направленную на дифференциацию твердых и мягких согласных звуков на слух и в собственном произношении детей.

Опыт моей работы показывает, что логично сначала научить детей обозначать мягкость согласных гласными 2-го ряда, а затем уже буквой Ь, т.к. до прохождения данной темы мы изучаем звук и букву Й, а затем образование гласных 2-го ряда, что дает основание перейти к теме обозначения мягкости согласных гласными  2-го ряда. Такая последовательность прохождения учебного материала гарантирует стойкий положительный результат, и ребята в дальнейшем  практически не делают ошибок, связанных с обозначением мягкости согласных на письме. Не нужно тратить время на занятия, посвященные дифференциации А – Я, О –Ё и т.д.

Тема обозначения мягкости согласных на письме буквой Ь знак не ограничивается одним занятием. Однако, я посчитала целесообразным представить  для публикации занятия именно в таком виде, потому что  на них формируется умение вслушиваться в звуковой состав слова, выделять в нем мягкие согласные звуки, дифференцировать понятия звук и буква и осознавать, что одна буква может обозначать 2 звука – твердый и мягкий. Для того, чтобы показать на письме, что буква обозначает мягкий звук, нужно после нее написать особые буквы, которые придумала царица Грамматика (это дети узнают на предшествующих занятиях) – гласные  2-го ряда, ну а затем к ним добавляется еще одна буква-помощница, буква Ь.

Облегчает усвоение материала еще и то, что на предыдущих логопедических занятиях, при изучении темы «Звуки речи», дети узнали про звуковые замки, в которых «живут» разные звуки, в том числе: в синем замке – твердые согласные звуки, а в зеленом замке – их мягкие «братцы», которых они успешно называют.

На всех занятиях предусмотрены этапы работы по развитию общей и мелкой моторики. Учёными доказано, что развитие рук и общей моторики находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Поэтому провожу физминутки в виде проговаривания стишков, сопровождаемых движениями (речь с движением), которые выполняются, стоя на массажных ковриках.

Мелкую моторику развиваю через массаж су-джоками, пальчиковую гимнастику, использую сухие бассейны из фасоли и гороха. 

Часто в своей работе опираюсь на кинестетические ощущения, которые доступны и понятны ребенку.

 

Стараюсь, чтобы на каждом занятии развивался какой-то сюжет, интересный для детей и доступный их пониманию.  Это дает дополнительную мотивацию школьникам для выполнения заданий с удовольствием. Элементы сюжетно-ролевой игры, когда дети примеряют на себя роль садовников Тима и Тома, путешественников,  гостей  гномов Била и Бола, вызывают у детей положительные эмоции. В каждом сюжете предусмотрены проблемные ситуации, разрешение которых приводит детей к открытию новых знаний, которые уже можно считать их личным опытом, а так же воспитывают у ребят умение сопереживать и помогать ближнему.  Стараюсь учить детей умению мыслить, ведь знание можно забыть, а умение мыслить остается на всю жизнь.

Элементы психогимнастики позволяют  подключить внутреннее внимание детей, их фантазию, дают возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

Очень важным элементом каждого занятия с первоклассниками, страдающими НВОНР, считаю развитие временных и пространственных представлений, что служит профилактикой различных ошибок письма, связанных с недоразвитием этой психической функции.  Развитие на логопедических занятиях таких психических функций, как внимания и памяти, создает почву для более успешного усвоения программного материала начальной школы.

Таким образом, система занятий реализует поставленные цели и приводит к отличным результатам логопедической работы. 

 

 

Категория: Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР | Добавил: vikar (17.10.2013) | Автор: Чередник Виктория Анатольевна
Просмотров: 4630 | Теги: профилактика ошибок письменной речи | Рейтинг: 4.5/8

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Дидактическое пособие на липучках «Мама и малыш»

Картотека картинок для обследования звукопроизношения

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar