Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР |
Разработала учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области
Чередник Виктория Анатольевна
Система данных занятий разработана для профилактики ошибок, связанных с обозначением мягкости согласных на письме гласными 2-го ряда и буквой Ь. Логопедические занятия провожу с учетом принципа системности, т.е. работаю над развитием всех компонентов речи. Стараюсь, чтобы знания, полученные учащимися на моих занятиях, усваивались ими в системе. Формирую умения и навыки последовательно и поэтапно, постепенно усложняя речевой материал. До прохождения темы «Твердые и мягкие согласные» дети усвоили такие понятия, как: «Слова, обозначающие предметы», «Слова, обозначающие признаки предметов», «Слова, обозначающие действия предметов». Ученики научились составлять простые предложения, распространять предложения словами-признаками, дополнениями, выделять главные члены предложения, составлять короткие рассказы. Вся работа по формированию навыка и умения обозначать мягкие согласные на письме опирается на ранее усвоенный учащимися материал и постоянно рассматривается как компонент речевой системы. Ошибки обозначения мягкости согласных на письме обусловлены недостаточной сформированностью фонематических процессов у детей, имеющих вышеуказанные речевые нарушения. Поэтому первые два занятия в рамках предложенной системы занятий провожу работу, направленную на дифференциацию твердых и мягких согласных звуков на слух и в собственном произношении детей. Опыт моей работы показывает, что логично сначала научить детей обозначать мягкость согласных гласными 2-го ряда, а затем уже буквой Ь, т.к. до прохождения данной темы мы изучаем звук и букву Й, а затем образование гласных 2-го ряда, что дает основание перейти к теме обозначения мягкости согласных гласными 2-го ряда. Такая последовательность прохождения учебного материала гарантирует стойкий положительный результат, и ребята в дальнейшем практически не делают ошибок, связанных с обозначением мягкости согласных на письме. Не нужно тратить время на занятия, посвященные дифференциации А – Я, О –Ё и т.д. Тема обозначения мягкости согласных на письме буквой Ь знак не ограничивается одним занятием. Однако, я посчитала целесообразным представить для публикации занятия именно в таком виде, потому что на них формируется умение вслушиваться в звуковой состав слова, выделять в нем мягкие согласные звуки, дифференцировать понятия звук и буква и осознавать, что одна буква может обозначать 2 звука – твердый и мягкий. Для того, чтобы показать на письме, что буква обозначает мягкий звук, нужно после нее написать особые буквы, которые придумала царица Грамматика (это дети узнают на предшествующих занятиях) – гласные 2-го ряда, ну а затем к ним добавляется еще одна буква-помощница, буква Ь. Облегчает усвоение материала еще и то, что на предыдущих логопедических занятиях, при изучении темы «Звуки речи», дети узнали про звуковые замки, в которых «живут» разные звуки, в том числе: в синем замке – твердые согласные звуки, а в зеленом замке – их мягкие «братцы», которых они успешно называют. На всех занятиях предусмотрены этапы работы по развитию общей и мелкой моторики. Учёными доказано, что развитие рук и общей моторики находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Поэтому провожу физминутки в виде проговаривания стишков, сопровождаемых движениями (речь с движением), которые выполняются, стоя на массажных ковриках. Мелкую моторику развиваю через массаж су-джоками, пальчиковую гимнастику, использую сухие бассейны из фасоли и гороха. Часто в своей работе опираюсь на кинестетические ощущения, которые доступны и понятны ребенку.
Стараюсь, чтобы на каждом занятии развивался какой-то сюжет, интересный для детей и доступный их пониманию. Это дает дополнительную мотивацию школьникам для выполнения заданий с удовольствием. Элементы сюжетно-ролевой игры, когда дети примеряют на себя роль садовников Тима и Тома, путешественников, гостей гномов Била и Бола, вызывают у детей положительные эмоции. В каждом сюжете предусмотрены проблемные ситуации, разрешение которых приводит детей к открытию новых знаний, которые уже можно считать их личным опытом, а так же воспитывают у ребят умение сопереживать и помогать ближнему. Стараюсь учить детей умению мыслить, ведь знание можно забыть, а умение мыслить остается на всю жизнь. Элементы психогимнастики позволяют подключить внутреннее внимание детей, их фантазию, дают возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств. Очень важным элементом каждого занятия с первоклассниками, страдающими НВОНР, считаю развитие временных и пространственных представлений, что служит профилактикой различных ошибок письма, связанных с недоразвитием этой психической функции. Развитие на логопедических занятиях таких психических функций, как внимания и памяти, создает почву для более успешного усвоения программного материала начальной школы. Таким образом, система занятий реализует поставленные цели и приводит к отличным результатам логопедической работы.
| |
Просмотров: 4566 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |