Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР |
Разработала учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области
Виктория Анатольевна Чередник
Занятие № 5. Тема: Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой мягкий знак. Цели:
Оборудование: индивидуальные зеркала, фишки для звукового анализа, касса букв, предметные картинки по теме «Домашние животные», мяч, карточки со словами для преобразования слов. Ход занятия.
Какое настроение? (смайлики) Время года? Число? Оформление тетрадей.
Артикуляционные упражнения в зависимости от отрабатываемого звука. Массаж су-джоками: У сосны, пихты и елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Продолжаем путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.
Прежде чем войти в страну Твердых и Мягких звуков, нужно правильно заполнить карточку лото. Слушайте твердые и мягкие согласные звуки в конце слова.
Слова: УГОЛ, УГОЛЬ, ШЕСТ, ШЕСТЬ, ХОР, ХОРЬ (проводится словарная работа с объяснением значений слов). Вывод: одна согласная буква может обозначать 2 звука – твердый и мягкий.
Вспомните слова, которые заканчивались на звуки [л] и [л,] Выложите из фишек звуковую схему слов угол, обозначьте буквами из кассы букв. Что нужно изменить в схеме, чтобы слова «угол», чтобы получилось слово «уголь»? (заменить синюю фишку в конце слова на зеленую). Логопед записывает на доске слово УГОЛ. Правильно я записала? Можно букву Л в конце слово прочитать мягко? А какая буква нам в этом поможет? Буква Ь никакого звука не обозначает, а лишь показывает, что букву рядом с ней нужно читать мягко. Буква Ь – молчаливая служанка.
Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Чего в слове «уголь» больше: звуков или букв? Почему? (один звук мы обозначили 2-мя буквами)
Около замков есть лес, в котором живут… Логопед выставляет на доску предметные картинки, а дети называют, задавая предварительно друг другу вопрос «кто это?» Картинки: ЛОСЬ, РЫСЬ, МЕДВЕДЬ, ОЛЕНЬ, КОТ, ВОЛК. Проводится словарная работа со словами ОЛЕНЬ и ЛОСЬ, логопед называет детям их основные отличительные признаки. Кто стоит слева от лося? Справа от рыси? Между котом и волком? И т.п. Какая картинка лишняя? Почему? Назовите животных, в названии которых 2 слога, 1 слог. Поместите картинки под соответствующей схемой. Назовите животных, в названии которых произносим мягкий согласный звук в конце слова. Запишите названия животных, которые состоят из 1 слога и в конце которых есть мягкий согласный звук. Какую букву напишите в конце этих слов? Отметьте зеленым карандашом буквы, которые будем читать мягко. Какая буква подсказала, что их нужно читать мягко?
Речь с движением. Зайке холодно сидеть – надо лапочки погреть, Зайке холодно стоять – надо зайке поскакать. Мишка зайку испугал – зайка скок и убежал! Игра в мяч
Что обозначают эти слова? (действия) Какой карточкой покажете? (карточка с двумя полосками для обозначении слов-действий)
- В клетке один волк. Ребенок: - В лесу много волков (зайцев, медведей и т.д.)
У детей слова МЕЛ, ШЕСТ, ЕЛ, БРАТ, ХОР и буква Ь. С помощью мягкого знака « превратите» одно слово в другое. Прочитайте.
Корабль сел на …. У доски лежит белый …. У дороги растет пушистая …. Паша стал толстым, потому что много …. В лесу охотник нашел норку, где жил …. Я слушал, как пел народный …. На крыше лежит длинный …. Я пойду в школу, когда мне исполнится …. У Вити есть старший …. Без разрешения чужие вещи нельзя ….
Дорога, расти, ель, пушистый (можно рассмотреть варианты с разными предлогами). Лес, жить, большой, лось.
Одно из предложений записать в тетрадь.
Какую работу выполняет буква Ь в слове? Какой звук она обозначает? Мягкий знак, мягкий знак – Без него нельзя никак! Без него не написать Тридцать, девять, десять, пять. Вместо шесть получим шест, Вместо есть напишем ест, Станут пенками пеньки, Уголками – угольки, Банька в банку превратится. Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать! Оцени свою работу, показав кружок соответствующего цвета: В целом я работал … отлично (красный) хорошо (зеленый) плохо (коричневый)
| |||||||||||
Просмотров: 9101 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |