Игры для формирования звуков Л, Л’
Пароход

Цель. Постановка и автоматизация межзубного звука л..

Оборудование. Для игры потребуется вода (тазик — в помещении, на улице — ручеек), игрушки; пароход, маленькие куклы, матрешки.
Педагог обращается к детям: «Мы по-едем кататься на пароходе. Вы знаете, как гудит пароход? Послушайте: ы-ы-ы... Повторим все вместе, как гудит пароход.
А теперь положите широкий кончик языка между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: ы-ы-ы...» Дети гудят. Педагог продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». Затем предлагает детям по очереди прокатить на пароходе зайчика, матрешку и т.п. Фиксируется внимание детей на том, что у них получился звук ллл, когда они прикусили кончик языка.
Знаешь ли ты эти слова?

Цель. Автоматизация звуков л, л в слогах и словах.


Описание игры. Педагог произносит фразу, не договаривая слоги в словах. Кто из ребят первый правильно произносит недостающий слог, тот получает кружок из картона. Набравший большее количество кружков выигрывает.
Девочка еще ма(ла).
Белка спряталась в ду(пло).
По небу плывут об(лака).
У Лены болит ко(лено).
Корова дает мо(локо).
Мила ела яб(локо).
Лида видела в театре ба(лет).
Вася хотел летать на само(лете).
Мы сидим на сту(ле) за сто (лом),
Мойтесь чисто мы (лом).
Утром будит нас бу(дильник).
Ответь на вопросы

Цель. Автоматизация звуков л, л в словах и фразах.


Оборудование. Картинки, в названии которых имеется звук л: лев, лента, лампа, лейка, лук, лестница, лошадка, самолет, лимон, лыжи, павлин, лиса, листья, будильник, туфли и т.д.
Описание игры. Педагог раскладывает картинки на столе рисунком вверх. Потом он по очереди вызывает детей, задает им вопросы, а ребенок дает полный ответ (на-пример: «Из чего поливают цветы?» — «Цветы поливают из лейки»). Разыскивая при этом соответствующую картинку и показывая ее всем детям, громко называет.
Педагогу надо следить, чтобы дети давали полные ответы. К одной картинке можно задать различные вопросы. Например: «Что принесли чинить в мастерскую?» Ответ: «В обувную мастерскую принесли чинить туфли». «Что купила мама в обув-ном магазине?» Ответ: «Мама купила в магазине туфли».
Помнишь ли ты эти стихи?

Цель. Автоматизация звуков л, л в словах и фразах.


Описание игры. Педагог приводит ребенку выдержки из стихотворений, знакомых детям. Ребенок должен произнести пропущенные слова.
Мяч попал под (колесо), Лопнул (хлопнул)— Вот и все.
Головой кивает (слон), Он слонихе шлет (поклон).
Я привык свои ботинки Чистить щеткой каждый день. Из костюма все (пылинки) Мне вытряхивать (не лень).
Пальчик, пальчик, где ты (был)? С этим братцем (в лес ходил), С этим братцем кашу (ел), С этим братцем песни (пел).
Телефон уже устал, Разговаривать (не стал).
Лошадки

Цель. Автоматизация звука л в тексте.


Описание игры. Одна половина детей изображает лошадок, другая — кучеров. Кучера подходят к стоящим в ряд лошадкам. Поглаживая их по спине, они говорят:
Ну и лошадка —
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта,
Овса поела
И снова — за дело.
Кучера запрягают лошадок, говорят: но-но-но... и уезжают. Лошадки цокают языком. Затем дети меняются ролями.
Пила

Цель. Автоматизация звуков л, л’ в тексте. 


Описание игры. Дети парами, взявшись руками крест-накрест, пилят дрова и говорят:
Запилила пила, Зажужжала, как пчела, Отпилила кусок, Наскочила на сучок, Лопнула и стала, Начинай сначала.
Образовав новые пары, дети продолжают игру.
Самолет

Цель. Дифференциация звуков л—р.


Описание игры. Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Сейчас мы будем играть в «самолет». Заведем мотор самолета: р-р-р...» Дети произносят: р-р-р... и воспроизводят руками движения мотора. «За-вели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л... Как гудит само-лет?» Дети: л-л-л...
Найди свою картинку

Цель. Дифференциация звуков л—р в словах.


Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук л или р. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.

Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук л, а другая — на р. По сигналу педагога из каждой группы к столу подходит по одному ребенку. Один берет картинку на звук л, другой — на звук р. Подойдя к своей группе, ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.
Помнишь ли ты эти стихи?

Цель. Дифференциация звуков л, л’, р, р в словах и фразах.


Описание игры. Педагог читает детям отрывки из стихотворений. Ребенок должен произнести пропущенные слова.
Я на солнышке (лежала), Носик кверху (держала), Вот он у меня и (загорел).
Ветер по морю (гуляет) И (кораблик подгоняет), Он бежит себе (в волнах) На раздутых (парусах).
Ты у нас не мастер, Ты у нас (лома-стер).
Без окон, без (дверей), Полна горница (людей).
С утра сидит на озере (любитель-рыболов), Сидит (мурлычет песенку), А песенка (без слов). Как песня начинается, Вся рыба (расплывается).
Поймай комара

Цель. Дифференциация звуков л, л , р, р в тексте.


Оборудование. Тонкий прут дли-ной 1 м 25 см с привязанным к нему шнурком длиной 1/2 м, на конце которого комар, сделанный из кар-тона.

Описание игры. Дети становятся в круг, посредине педагог, который обводит (кружит) прутом по воздуху немного выше головы детей. Дети подпрыгивают и стараются поймать комара. Тому, кто поймал комара, дети поют песенку:
Ай, да Коля (Оля) молодец! Кома-ру пришел конец! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, Комару пришел конец!
Карусель

Цель. Дифференциация звуков л, л , р, р в тексте.


Описание игры. Играющие образуют круг. Педагог дает детям шнур, концы которого связаны. Дети берут правой рукой шнур, поворачиваются налево и говорят:
Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели, А потом кру-гом, кру-гом Все бегом, бегом, бегом.
В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и наконец бегут.
Во время бега педагог приговаривает
«По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли».
После того как дети пробегут 2 раза по кругу, педагог меняет направление движения, говорит: «Поворот». Играющие должны повернуться, быстро перехватив шнур левой рукой, и бежать в другую сторону.
Затем педагог продолжает вместе с детьми!
Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз, два, раз, два! Вот и кончилась игра!
Движение карусели становится постепенно медленнее. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.
После того как дети немного отдохнут, педагог дает три звонка или 3 раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять свои места на карусели, т.е. становятся в круг, берут шнур. Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.
Игру можно повторить 3—4 раза. На шнур можно привязать бубенчики, цветные ленточки, чтобы карусель была нарядной.
Догонялки

Цель. Дифференциация звуков л, л , р, р в тексте.


Описание игры. Дети берутся за руки (они стоят за чертой) и идут ровной шеренгой к водящему, который сидит на рас-стоянии 10 м (7 м) на стуле.
Мы, веселые ребята, Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать! Ну, попробуй нас догнать!
Сказав последние слова, дети опускают руки и убегают, а водящий ловит кого-нибудь. Пойманный водит, и игра повторяется.
Спасайся от волка

Цель. Дифференциация звуков л, л’, р, р в тексте.


Описание игры. На одном конце комнаты стулья, за которые прячутся дети, спасаясь от волка (стулья стоят в одну линейку, на некотором расстоянии друг от друга, чтобы между ними можно было свободно пройти). На другом конце комнаты сидит в логове (на стуле) волк. Дети идут по направлению к волку и говорят, ритмично наклоняясь вниз (собирают в корзину землянику):
Ходили ребятишки по бугорочку, Бра-ли, брали ягодку земляничку. Накололи ноженьку на былиночку. Болит, болит ноженька, да не больно.
По окончании слов из логова выскакивает волк, а дети убегают и прячутся от волка, который их ловит. Тот, кого поймает волк, садится в логово и становится волком.
В лесу родилась елочка

Цель. Дифференциация звуков л, л’, р, р в тексте. 


Описание игры. Дети образуют во-круг елки большой хоровод.
Все поют и сопровождают песню движениями.
В лесу родилась елочка, В лесу она росла, Зимой и летом стройная, Зеленая была. (Хоровод движется вправо, затем влево.)
Метель ей пела песенку; «Спи, елочка, бай-бай!» Мороз снежком укутывал: «Смотри не замерзай!» (Дети присаживаются на корточки, изображают, как спит елочка).
Трусишка зайка серенький Под елочкой скакал, Порою волк, сердитый волк Рысцою пробегал. (Делают подскоки обеими ногами, подражая зайчику, затем бегут назад мелкими шагами, слегка нагнувшись, когда волк пробегает мимо елочки.)
Чу! Снег по лесу чистому Под полозом скрипит: Лошадка мохноногая Торопится, бежит. (Идут вправо, высоко поднимая ноги, друг за другом.)
Везет лошадка дровеньки, А в дровнях старичок; Срубил он нашу елочку Под самый корешок. (Останавливаются, поворачиваются лицом к елке, раздвигают ноги, руки поднимают, опускают и поднимают 2—3 раза, изображая, как рубят елочку.)
Теперь ты здесь, нарядная, На праздник к нам пришла И много, много радости Детишкам принесла. (Слегка приплясывают, стоя на мес-те. Движения произвольные.)

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для камешков Марблс – ФРУКТЫ И ЯГОДЫ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 2-3 лет

ЛОГОПЕД ДОМА

Интернет - ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи

добавить на Яндекс