Главная » Авторские публикации » Статьи

Применение фонетико – фонематических физкультминуток на занятиях логопеда

Подготовила учитель - логопед Суркина Анна Александровна,

МБДОУ д/с "Акварель", Шарангский муниципальный округ, р.п. Шаранга

Физминутка позволяет активизировать умственную работоспособность детей, утомление, нарушение осанки, способствует психоэмоциональной разрядке, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи у детей с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, ФНР). В умело подобранном несложном стихотворении отрабатываются поставленные звуки, развиваются фонематические процессы, закрепляется лексический материал, создаются предпосылки для овладения диалогической речью. Данные физминутки применяются на занятиях с детьми 5-7 лет (индивидуальных, групповых и подгрупповых) при знакомстве с образом буквы и запоминании звуков (закреплении).

Разработка будет интересна педагогам ДОУ, воспитателям, логопедам, дефектологам, педагогам – психологам, а также родителям, поскольку применять ее можно в педагогических и домашних условиях.

Гласные звуки «А, У, И, О, Э, Ы»

 

А – ротик шире детвора ААА                                        руки вверх

У – губки хоботком тяну УУУ                                        руки вперед

И – губки к ушкам растяни ИИИ                                   руки в стороны

О – губки колесо ООО                                                  руки кольцом перед собой

Э – повторяем дружно ЭЭЭ                                         руки овалом сзади

ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ                                 руки овалом спереди

Активно работают губы. Произносим на выдохе сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями 2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.

 

 «А, О, У, И»

Мы в лес пошли,                                                       дети маршируют на месте.

Топор нашли,                                                            остановиться, руки в «замок».

Дрова рубили:                                                            ноги на ширине плеч, руки в «замок».

- Ах! Ох! Ух! Их!                                                       энергичные наклоны с произношением слогов на выдохе.

 

«А, О, У, И»

Тик-так, тик-так                                                        наклоны головы вправо-влево

Так ходики стучат.

Туки-так, туки-так.                                                   поочередно правой и левой рукой

Так колеса стучат                                                   дети «рисуют» круги перед собой.

Ток-ток, ток-ток.                                                      стучать кулачками друг о друга.

Так стучит молоток.

Туки-ток, туки-ток                                                    поочередно стучать правой и левой ножкой.

Так стучит каблучок.                                              по два раза каждой ножкой

 

Свистящие звуки.

«С»

У нас славная осанка-                                         встать в струнку, руки вдоль туловища;

Мы свели лопатки.                                               свести лопатки (руки на поясе);

Мы шагаем на носках                                          шагаем на носках;

И пойдём на пятках.                                            шагаем на пятках

Пойдём мягко,                                                      как лисята пройти плавно;

Ну а если надоест, то пойдём

Мы косолапо, как медведи ходят в лес.             пройти «по медвежьи» руки на поясе

Во так, вот так.

 

«З»

Зайки белые сидят                                                 присесть на корточки;

И ушами шевелят.                                                  кисти рук приставить к макушке, локти

                                                                                  развести в стороны, лопатки свести;

Вот так вот так

Ушами шевелят                                                       движения кистями рук;

Зайкам холодно сидеть                                           встать, ручки встряхнуть, расслабить;

Надо лапки им погреть                                            поглаживающие движения обеих рук

Вот так, вот так,                                                       (поочередно);

Надо лапки им погреть

Зайкам холодно стоять                                            руки на пояс;

Надо зайкам поплясать                                           потопать на месте

Вот так, вот так,                                                        поочередно выставлять вперед

Надо зайкам поплясать.                                            правую и левую ножки.

 

«Ц»

Цапля серая носатая                                                 руки к носу;

Целый день стоит, как статуя                                    руки на пояс, лопатки свести;

На одной ноге постой-ка ,                                          руки на поясе поднимаем левую ножку;

Если ты солдатик стойкий.

А теперь постой на правой,                                        руки на поясе, поднимаем правую ножку;

Если ты солдатик бравый.

Цапля серая носатая,                                                 на двух ножках, руки к носу

Целый день стоит, как статуя.                                   руки на пояс.

 

 

Шипящие звуки

«Ш»

По ровненькой дорожке,                                            наклон туловища влево;

По ровненькой дорожке                                             наклон вправо;

Шагают наши ножки                                                    шаг на месте;

Шагают наши ножки

По пням, по кочкам,                                               руки на поясе, прыжки в стороны;

по камушкам                                                           руки на поясе, прыжки вперед – назад;

по камушкам, в ямку – бух!                                   присесть.

 

«Ж»

Жили-были три пингвина                                      руки на поясе, наклоны туловища вправо - влево

Пик, Пак, Пок                                                          хлопать в ладоши;

Хорошо и дружно жили                                         ладошка поглаживает ладошку;

Пик, Пак, Пок                                                          хлопать в ладоши;

Чтобы жить все время дружно                             руки на поясе, наклоны туловища вправо - влево

Уступать друг другу нужно                                   ладошка поглаживает ладошку.

 

«Ч»

Захотела рыба-меч                                              руки в стороны, перед собой, вверх

Воду на двое рассечь                                          руки соединить над головой;

Раз – сечет, два – сечет,                                     ритмично опускать и поднимать руки вниз-вверх

А вода себе течет плавно                                   опустить руки вниз через стороны

                                                                              покачать из стороны в сторону.

 

«Щ»

Этой щеткой чищу зубы,                                    одна рука на поясе, другой «чистим зубки»;

Этой щеткой – башмаки                                     наклон туловища вниз «чистим башмаки»;

Этой щеткой чищу брюки                                   наклоны туловища в стороны ;

Все три щетки мне нужны                                   руки в стороны, вверх, перед собой, прижать

                                                                               к груди, перед собой.

 

Cонорные звуки

«Р-Рь»

Ручеек в лесу бежал                                           руки на поясе, повороты туловища;

И зайчонка повстречал:

Тра-та-та, тра-та-та -                                           постукиваем ладонями по ногам ;

Зайка лапками стучал.

Ручеёчек вторит зайке:

- дзынь-дзынь-дзынь,                                         ритмично «выбрасываем» пальчики из

Дзынь-дзынь-дзынь.                                           сжатого кулака, поднимая руки вверх;

Колокольчик их услышал:

Динь-динь-динь,                                                 плавно покачивать головой вперед-назад,

Динь-динь-динь.                                                 вправо-влево;

Белочка спустилась с ветки                              ручки на поясе, прыжки на месте

И орешками – хрум-хрум.                                 ритмично щелкаем пальцами (хлопаем в ладоши)

Ах , какой поднялся шум!                                  руки на поясе, топаем ногами.

 

«Л-Ль»

Кач-кач-кач,кач-кач-кач                                              ритмично покачиваем «куклу» на руках;

Лены слышен плач.

Кукла неваляшка не ложиться, не сидит,

Сильно качается   

Весело звенит.                                                             руки на поясе, наклоны туловища:

                                                                                     вправо-влево, приседание;

Дили-дили-дили-дон –                                                ритмичное покачивание из стороны в сторону

Слышен всюду звон.

Плакать Леночка устала,                                            хлопаем в ладоши

И сама качаться стала:                                               руки на поясе, наклоны туловища с

Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.                                       опорой то на правую, то на левую ногу.

Категория: Статьи | Добавил: Evita (22.03.2024) | Автор: Суркина Анна Александровна
Просмотров: 296 | Теги: физминутка, Статья | Рейтинг: 4.5/4

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Игровое логопедическое пособие на автоматизацию звуков [Р], [Рь].

Дидактическое пособие на липучках «Мама и малыш»

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar