Главная » Авторские публикации » Дидактические пособия

Дидактическая игра как эффективное средство в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Подготовила учитель - логопед 1-ой кв. категории Мартюшева Светлана Владимировна

МАДОУ «Детский сад № 96», город Пермь

 

Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством познания, передачи собственного и чужого опыта.

Согласитесь, что для будущего первоклассника чистая и правильная речь является основным фактором успешного обучения в школе. К сожалению, в последнее время наблюдается постоянное увеличение числа детей с речевой патологией, отягощенной сложной структурой дефекта. 

Коррекционно-развивающий процесс в условиях логопункта не позволяет в достаточном объеме  автоматизировать и закрепить все звуки, так как дети посещают логопедические занятия не более 2-3 раз в неделю. Помощь и опыт  воспитателя в этой ситуации является неотъемлемой частью нашего общего дела.

Могу с уверенностью подтвердить, что  педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад № 96» г. Перми регулярно  выполняет все необходимые рекомендации учителя-логопеда. Воспитатели регулярно планируют индивидуальную работу с детьми по развитию звуковой культуры речи. Задания по формированию чистой и правильной речи предлагаются не только тем детям, которые зачислены на логопункт, но и всем, кто посещает детский сад. Дети, выведенные с логопункта, так же требуют внимания педагога, ведь работа по автоматизации и дифференциации поставленных звуков не должна прерываться.

В эту минуту нам на помощь приходит Ее Величество Игра.  Роль игры в жизни   ребенка    изучали     великие  педагоги прошлого: Ж.-Ж. Руссо,       

К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко. Подчеркивал неповторимую специфику детской игры Л. С. Выготский, а Л. А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления. Бесспорно, что именно в игре происходит развитие всех мыслительных процессов, интегративных  качеств личности ребенка и, конечно, обогащение речевой сферы. Кроме этого, являясь участником игровой деятельности, дошкольник учится управлять своим поведением: соблюдать правила, сотрудничать с партнерами по игре, делиться радостью победы. В игре происходит не только усвоение общественных норм поведения, но  и накопление социального опыта межличностных отношений.

Для эффективного взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе мы используем готовые игры, но всегда разрабатываем несколько вариантов для повышения интереса ребенка к игровой деятельности. Этот подход позволяет активизировать у ребенка мыслительные процессы, стимулирует желание проговаривать и осмысливать не только свои, но и действия партнеров по игре.  В процессе такой работы была разработана картотека  дидактических игр с обязательным  указанием  цели игры и основных задач (обучающей, коррекционной, развивающей, воспитательной).

Предлагаем вашему вниманию авторскую игру из этой картотеки:

 

«Рыбаки и рыбки»

Цели и задачи Оборудование Ход игры

Цель игры:  развитие связной речи.

Обучающая задача: уточнить знания детей по теме «рыбы». 

Коррекционная задача: формировать  фонетико-фонематическое восприятие,автоматизировать   и дифференцировать звуки  [Р],[ Рь].

Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

Воспитательная задача: поддерживать активность в выполнении задания; учить взаимодействовать с партнером в игре, соблюдать правила игры

1.Рыбки из картона (на обратной стороне картинки со звуками [ Р],[Рь]).

2.Игрушечные удочки с магнитом(4 шт.).

3.Игрушечные ведерки.

4. Фишки для поощрения.

5. Игровой кубик.

Первый вариант: Ребенку предлагают рассмотреть рыбок, обращают внимание, что на обратной стороне расположена картинка с предметом на  зв. [ Р] [ Рь] . Далее ребенок на удочку «ловит»  рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне …(название предмета).За правильный ответ ребенок поощряется фишкой.

Второй вариант: Игроки по очереди «ловят» рыб, проговаривая фразу: Я поймал рыбку с …(название предмета), или: Мне попалась рыбка с …(название предмета).

Третий вариант: Каждый игрок по очереди бросает кубик  для «ловли» заданного количества рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне …(название предмета).

Четвертый вариант: Игроки распределяют на какой звук [ Р] или [Рь],  можно «ловить» предметы. Оставляют только соответствующих заданному звуку  картинки. Выигрывает тот, у кого больше правильно подобранных слов. Количество игроков 2-4 ребенка. За правильный ответ ребенок поощряется фишкой. Выигрывает тот, у кого в конце игры  больше фишек.


 

Изображения рыб наклеены на картон, к краю прикреплена канцелярская скрепка.

 

  

На обратной стороне рыбок приклеены картинки со звуками [Р], [ Рь].

 

Вашему вниманию предлагаются варианты игр на основе игры: «Рыбаки и рыбки»

«Узнай рыбку»

Цель игры: развитие связной речи.

Обучающая задача: учить выделять существенные признаки предмета.  

Коррекционная задача: учить составлять  предложения с опорой на сенсорные эталоны, автоматизировать звуки [ Р], [ Л].

Развивающая задача: совершенствовать навыки сравнения предметов по сенсорным признакам.

Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

Ход игры

Первый вариант: Перед детьми выкладываются рыбки. Педагог: «Я загадала рыбку, у неё красные плавники и сиреневый хвост». Дети сравнивают описание рыб, выбирают подходящий вариант. Ребенок отвечает: «Я нашел рыбку, у неё красные плавники и сиреневый хвост». За правильный ответ ребенок получает фишку.

Второй вариант: Роль ведущего берет на себя ребенок.

Третий вариант: Роль ведущего по очереди переходит от одного ребенка к другому.

Выигрывает тот, у кого больше фишек. Играть могут от 2 до 5 человек.

 

«Четыре ведерка»

Цель игры: развитие фонетико-фонематического восприятия.

Обучающая задача: закреплять умение делить слова на слоги.  

Коррекционная задача: развивать фонематический слух, автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].

Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

Ход игры

Первый вариант: На столе стоят четыре ведерка, на каждом обозначение количества слогов (один, два, три, и четыре слога). Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки «ловят» рыб, проговаривают название картинки  с обратной стороны и определяют количества слогов. Далее выбирают подходящее ведерко.

Второй вариант: Игроки распределяют между собой ведерки с обозначением количества слогов. Каждый «ловит» только тех рыб, на обратной стороне которых приклеены картинки с тем же количеством слогов в словах.

Выигрывает тот, у кого больше рыбок. Играть могут от 2 до 4 человек.

 

«Три ведерка»

 Цель игры: развитие фонетико-фонематического восприятия.

Обучающая задача: учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец).

Коррекционная задача: развивать фонематический слух, автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].

Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

Ход игры

Первый вариант: На столе стоят три ведерка, на каждом обозначение места заданного звука в слове (начало, середина, конец). Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки «ловят» рыб, проговаривают слово с обратной стороны и определяют место звука в  слове. Далее выбирают подходящее ведерко.

Второй вариант: Игроки распределяют между собой ведерки с обозначением места заданного звука в слове. Каждый «ловит» только тех рыб, на обратной стороне которых приклеены картинки с определенным местом звука в слове.

Выигрывает тот, кто быстрее «наловил» 5 рыбок. Играть могут от 2 до 3 человек.

«Большой улов»

Цель игры: развитие связной речи.Обучающая задача: учить согласовывать существительные и прилагательные,

Коррекционная задача: автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].во фразах.

Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

Ход игры

Первый вариант: Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки по очереди «ловят» рыб, проговаривают слово с обратной стороны  (Пример: карандаш).  Педагог задает ребенку вопрос: «Какой карандаш?» Ребенок подбирает подходящее по смыслу слово (Пример: деревянный карандаш). За правильный ответ ребенок забирает рыбку.

Второй вариант: Роль ведущего берет на себя ребенок.

Третий вариант: Роль ведущего по очереди переходит от одного ребенка к другому.

Выигрывает тот, у кого больше рыбок. Играть могут от 2 до 6 человек.

 

В целях подготовки воспитателей используются активные и интерактивные методы: консультации,   семинары-практикумы, мастер-классы.

Таким образом, игры для автоматизации  введенных в речь звуков могут быть использованы  не только в работе учителя-логопеда, но и эффективно применяться в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста, а активная позиция воспитателя является необходимым условием  в преодолении речевых нарушений у детей.

 

Категория: Дидактические пособия | Добавил: Evita (08.09.2017) | Автор: Мартюшева Светлана Владимировна
Просмотров: 304 | Теги: игры | Рейтинг: 5.0/2

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для развития мелкой моторики с шариком массажёром Су-Джок

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - ИГРУШКИ

Всего комментариев: 0
avatar