Главная » Авторские публикации » Дидактические пособия

Дидактическая игра "Путешествие в королевство Грамоты"

Разработала: учитель - логопед высшей квалификационной категории Старостина Марина Александровна

"Детский сад № 38 "Белочка"

Цель: обобщать и систематизировать знания детей, полученные  на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Задачи для педагога:

  • дидактическая: Формировать понятие о  звуках (гласные и согласные:  твёрдые -мягкие, звонкие -глухие, буквах, слогах, словах, предложениях).Закреплять навыки словообразования и словоизменения, совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза. 
  • развивающая: поддерживать активный познавательный интерес к занятиям по подготовке ко обучению грамоте, развивать память, мышление, развивать фонематический слух,  продолжать развивать артикуляционную моторику через укрепление мышц,  подвижность,  точность  движений языка и губ.
  • логопедические (коррекционные):создавать условия автоматизации звуков через предметно-развивающее пространство.
  • воспитательная:  поддерживать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте, воспитывать самостоятельность через организацию совместной деятельности  в настольной игре.

Задачи для ребёнка:

Первым добраться  по замка Королевы Грамоты, соблюдая требования всех знаков , справляясь правильно со всеми заданиями в путешествии. Дорога к замку начинается с тропинки артикуляционной гимнастики , далее через царство Старичка-Звуковичка, слоговой мостик, город Буквоград, город Слов, Аллею предложений и заканчивается  у замка королевы Грамоты.

Правила:

а) организационные: Ведущий-взрослый (воспитатель, логопед, родитель, читающий ребёнок), Количество игроков от двух до шести человек (зависит от желающих).Место игры: стол или ковёр.

б) дисциплинарные:  Ведущим фиксируется количество игроков, с помощью считалочки или жеребьёвки, определяется последовательность ходов и цвет фишек. Фишки выставляются на старт. Игра начинается с поочерёдного  подбрасывания кубика, который определяет количество шагов. Игроки начинают движение каждый своей фишкой.

в) игровые: Ведущий обращается к игрокам со словами:

Ребята, вы хотите в школе хорошо учиться,

красиво говорить и  правильно читать?

Предлагаю в королевстве очутиться,

чтобы очень грамотными стать!!!

Ход игры:

Ведущий открывает игровое поле для рассматривания.

Перед вами карта Королевства Грамоты. Дорога лежит через разные препятствия до самого замка королевы Грамоты. Кто самым первым дойдёт до него, соблюдая  все правила , правильно и честно справляясь со всеми заданиями на пути, тот становится  грамотным, почётным жителем этого королевства и получает медаль от самой королевы.

  • Красный ход- перейди по направлению стрелки;
  • Синий ход- пропусти один  ход (отдохни в путешествии -ты устал)
  • Синяя стрелка- выполни задание на пути (достань карточку с вопросом из кармашка);
  • Красная стрелка- ты попал на остров ошибок (исправь ошибку на карточке в конверте , сделал правильно - делай дополнительный ход, ошибся доставай второй вопрос).

Игровые действия: Определяется ведущий и количество игроков.  Определяется последовательность ходов и цвета фишек. Фишки устанавливаются на старте. Первый игрок подбрасывает кубик и совершает свой ход по количеству точек на кубике.  Остальные игроки продолжают движение своими фишками. Ведущий контролирует соблюдение правил игры.

Игровые атрибуты:  Игровое поле "королевства Грамоты"-1 шт., кубик для определения количества шагов-1 шт., фишки - 6 шт. (по количеству играющих участников),  карточки с заданиями в конвертах игрового поля, медальки Грамотея.

Результат:

У детей сформировался стойкий интерес к НОД по подготовке к обучению грамоте, дети систематизировали знания с НОД по подготовке к обучению грамоте; уменьшились лексико-грамматические  недостатки в речи детей, появились навыки самоконтроля у детей за автоматизируемыми звуками в речи.

Задания игрового поля:

1.Тропинка Артикуляционной гимнастики

Дети выполняют артикуляционные упражнения:

  • статические 5-7 секунд ("чашечка","лопатка")
  • динамические 10 раз ("дятел", "лошадка",  "вкусное варенье"," индюк", "чистим зубки")

2.  В гостях у  Старичка - Звуковичка

1. Произнеси песенку самолёта -звук "Л"

 ( громко-тихо-шёпотом)

2. Назови предметы, которые  могут издавать шуршащий звук.

3. Какие гласные звуки ты знаешь? (назови их)

4. Назови предметы, которые могут жужжать.

5. Изобрази как рычит тигр.

6. Какой звук издаёт змея, когда шипит?

7. Почему гласные звуки могут петь?

8. Почему согласные звуки не могут петь ?

9. Расскажи запоминалку про гласные звуки.

10. Расскажи запоминалку про согласные звуки.

11. Как называются звуки, которые тянутся песенкой звонкой?

12. Как называются звуки, которые носят платья красные и голоса у них прекрасные?

13. Что служит преградой для согласных звуков при их произнесении.

14. Что делают губки, когда произносят мягкий согласный звук?

15.  Как отличить звонкий согласный от глухого согласного звука?

16.  Какие предметы могут свистеть?

17. Повтори  звуковую цепочку:  А О У И

18. Что можно делать со звуками?

19. Сколько гласных звуков в королевстве грамоты?

20.  Какие бывают по характеру согласные звуки?

 3. Задания  слогового  мостика

1. Без какого звука не может быть слог?

2. Сколько слогов в названии предмета на картинке.

3. Подбери слово из 3 слогов.

4. Подбери слово из 2 слогов.

5. Как гласные звуки помогают понять сколько в слове слогов?

6.  На что делятся слова?

7. Сколько  в слове гласных, столько и ... (продолжи фразу)

8. Если в слове 4 гласных, то сколько там слогов?

9. Подбери слово, которое начинается со слога ка...

10. Подбери слово, которое заканчивается на слог  ка

11.  Назови слова с  одинаковыми слогами (например мама...)

12.  Почему слоговой мостик  стоит на речке Гласных звуков?

13.  Назови способы деления слов на части (слоги).

4. "Остров ошибок"

1. Мышка поймала кошку.

2. В алфавите 100 букв. Ты согласен?

3. Шоколад съел девочку?

4. Змея умеет свистеть. Ты согласен?

5. Лома купир корбасу.

6. Сыски висят на сосне.

7. Русскую азбуку открыли  Вася и Петя. Ты согласен?

8. В предложении точки не нужны. Ты согласен?

9. Буквы состоят из геометрических фигур. Ты согласен?

10. В конце предложения ставится  кружочек.

11. Гласные звуки обозначаются  оранжевым цветом.

12. Слова делятся на предложения. ты согласен?.

13 Гласные звуки не умеют петь.

14.  Бабочка летает под поляной. Исправь ошибку.

15.  На небе рагуда. Исправь ошибку.

16. Буквы живут в стране математики.

5. Задания города Буквограда

1. Кто открыл русскую азбуку?

2. Сколько букв в красных рубашках?

3. Вспомни буквы из трёх элементов.

4. Вспомни буквы из 4 элементов?

5. Вспомни буквы, которые смотрят  в правую сторону.

6. Вспомни буквы, которые смотрят  в левую сторону.

7. Вспомни буквы, которые смотрят вперёд (на тебя)

8. Вот два столба наискосок,
     А между ними - поясок.

9. Эта буква  с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
(А. Шибаев)

10. Палочка,
А рядом две ровные дужки -
Вот и готовы
Очки для лягушки

11.Буква  словно  кочерга
Выступ и одна нога.

12.Буква эта словно домик
В домике - окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке - кошка.

13.На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
(С. Маршак

14.Буква так наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула -
К правой ножке пристегнула.
(Т. Ванюхина)

15.На прямую палочку

справа села галочка.

Там поныне и сидит-

какой же буквой на нас глядит.

16. Палочка и палочка,

между ними галочка

и теперь понятно всем

перед нами буква "..."

17. В этой букве нет угла

оттого она кругла

до того она кругла

покатиться бы смогла.

18. На букве как на лесенке

сижу и напеваю песенки.

19. Букву эту в спортивном зале

перекладиной назвали.

20. На антенну буква похожа

и на зонтик вроде тоже.

21. Буква-сучок

в любом лесу

ты увидишь букву....

22. Всем известно без подсказки:

Буква-это ключ от сказки.

23. Буква эта - внизу крючок

точно с краником бачок.

24. Рисовали цифру четыре-

какую букву мы начертили?

25. Какую букву написала:

три шеста и снизу шпала.

26. Буква  Р перевернулась-

каким же знаком обернулась?

6. Задания города слов.

1. Загадай предмет на картинке, не называя слово.

2. Подбери  5 слов-признаков к слову на картинке.

3. Подбери слова-действия к предмету на картинке.

4. Что бывает круглым?

 7. Подбери слова-наоборот к словам-признакам:

широкий- узкий;

весёлый-..

кривой-...

низкий-...

грязный-...

мелкий-....

7. Игра "Один-много"

пень- пни

дерево-..

окно-...

дом-...

ручей-....

8. Игра "Скажи ласково"

Дом-, пень-, дерево-, снег-, книга-, палец-..

9. Игра "Сложные слова"

У снегиря красная грудка- (красногрудый)

 У волка белый хвост-  (белохвостый)

 Человек любит трудится-,( трудолюбивый)

 В доме пять этажей-, ....

 Снег белого цвета-снег какой ....

 У акулы острые зубы -...

10. Игра "Рифма"

Придумай  5 рифм к словам; Кошка,  конфета,  подушка....

11. Игра "Великаны"

Дом-домище;

хвост-

зуб-

книга-

 ум-

 рука-

 сапог-

 диван-

12. Задания с аллеи предложений.

  • Составь предложение с данным предметом на картинке.
  • Составь предложение из 2 слов.
  • Составь предложение из 3 слов.
  • Составь предложение из 4 слов.
  • Чем заканчивается предложение на письме?
  • О чём говорит точка в предложении?
  • С какой буквы пишется первое слово в предложении?
  • Что делают слова в предложении?
  • Что такое законченная мысль?
  • Какие знаки кроме точки могут быть в конце предложения?

Ура! Вы молодцы! Получайте свои медали грамотеек от самой королевы Грамоты. Поздравляем!!!

Категория: Дидактические пособия | Добавил: Evita (07.10.2018) | Автор: Старостина Марина Александровна
Просмотров: 206 | Теги: игры | Рейтинг: 5.0/3

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - ИГРУШКИ

Картотека картинок для камешков Марблс – ФРУКТЫ И ЯГОДЫ

Всего комментариев: 0
avatar