Главная » Авторские публикации » Статьи

Театрализованные игры. Их значение в коррекционном обучении детей с задержкой речевого развития

Автор: Учитель - логопед  Александрова Юлия Павловна

МБДОУ № 70 "Золотая рыбка" город Мытищи, Московская область

 

В настоящее время в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности. Интерес к театрализации возрос не случайно. Ведь именно благодаря театру, который является одним из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, возможным для педагогов является решение многих актуальных проблем современной педагогики и психологии, связанных с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;
  • развитием коммуникативных качеств личности;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи и др.

Особенно необходимо включать театрализованные игры в коррекционно-развивающие программы по преодолению речевых нарушений у дошкольников (заикания, задержки психического и речевого развития и др.).

Театрализованная игра помогает ребенку с речевыми проблемами повысить мотивацию преодоления речевых дефектов, поверить в свои силы. Именно в театрализованной игре наилучшим образом совершенствуются не только звукопроизношение, интонация, но и диалог, монолог.

Начиная работу с детьми, имеющими задержку речевого развития, необходимо подготовить куклы для театра би-ба-бо. Для проведения фронтальных или подгрупповых занятий  название куклы должно начинаться с изучаемого звука. Например, для звука «з» - зайка, для «с» - собака. Или одну универсальную куклу, которая будет приходить на все занятия к детям и учиться вместе с ними преодолевать трудности на пути к правильному произношению.

Также  в процессе работы с детьми логопеды часто используют ролевые театрализованные игры. Дети учатся произносить звуки, участвуют в диалоге, перевоплощаясь в определенного животного, птицу или сказочного героя. Для этого необходимо иметь костюмы или маски персонажей, чтобы сохранять живой интерес детей  и обеспечивать максимальную наглядность в  их игре.

Участие детей в театрализованной игре помогает им лучше запоминать стихотворения, потешки, сказки, басни, а также наиболее полно понимать скрытый смысл произведений.

Большой популярностью у детей пользуются пальчиковые театрализованные игры. Их можно использовать во время проведения различных видов коррекционных занятий как логопедом, так и воспитателями  логопедической группы. Так, например, можно склеить или связать персонажи всем известных сказок «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя». Данный пальчиковый театр может быть использован при решении логопедом или воспитателем различных педагогических и коррекционных задач. Вот примеры заданий по данным сказкам.

Звукопроизношение: - Саша будет героем, в имени которого есть звук «р», Наташа выберет героя, в имени которого есть звук «л» и др.

Развитие речи: - разыграть сказку «Колобок», передавая различными голосами разговор Колобка с животными, рассказать по цепочке сказку «Репка», описать любого героя из сказки «Курочка Ряба», сравнить «Трех медведей» и описать их и др.

 

Театр на фланелеграфе  давно используется как вспомогательное средство для проведения занятий по развитию речи как воспитателями, так и логопедом. Используемые силуэты героев сказок, картинки успешно могут заменить пальчиковых героев театра.

Также в театрализованных играх могут быть использованы символы звуков, которые как бы оживают и  пытаются  «подружиться» с детьми, имеющими трудности их произношения.

В современной логопедии подчеркивается эффективность использования  педагогической технологии ТРИЗ. С ее внедрением в педагогический процесс у детей с различной речевой патологией большая опора идет на зрительный анализатор (принцип обходного пути), развивается одновременно творческое воображение, решаются индивидуальные психологические проблемы дошкольников. Занятия становятся комплексными.

Если говорить о профилактике речевых нарушений у дошкольников, то следует подчеркнуть универсальность «Сказки о Веселом Язычке». Используя серии картинок по сказке, или изготовленного героя Язычка, можно в младших группах сделать интересными  занятия артикуляционной гимнастикой. Данная игра используется и логопедом в первый период коррекционного обучения и воспитания детей с различной степенью речевого нарушения.

Очень полезно включать театрализованные игры в физкультминутки, или связывать ими логически части занятия. Очень часто театрализованной игрой может быть и игра-перевоплощение («Корова», «Кошка» и др.), и психогимнастика, театрализованный этюд.

Приведем примеры:

1. Берем снежинку в руки и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока снежинка не растаяла.

 

2.

Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам.

Гам, гам,гам!

 

3.

Был у зайца дом как дом

Под развесистым кустом,

И доволен был косой:

Крыша есть над головой! –

А настала осень,

Куст листочки сбросил,

Дождь как из ведра полил,

Заяц шубу промочил.

Мерзнет заяц под кустом:

Никудышный этот дом!

 

4. 

Шерсть чесать – рука болит,

Письмо писать – рука болит,

Воду носить – рука болит,

Кашу варить – рука болит,

А каша готова – рука здорова! 

Ещё по данной теме:

Категория: Статьи | Добавил: Evita (06.02.2015) | Автор: Александрова Юлия Павловна
Просмотров: 1451 | Теги: ЗРР, Театр, игры | Рейтинг: 5.0/7

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - "МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ&quo...

Логопедические медали "Я умею говорить звук"

Всего комментариев: 0
avatar