Главная » 2013 » Декабрь » 3 » Развитие фонематического слуха. Работа с рядами гласных звуков
19:38
Развитие фонематического слуха. Работа с рядами гласных звуков

Узнавание слова в ряду других плавно переходит в узнавание звука в слове. Заданный звук дети отмечают, используя картинку, игрушку, вырезанную фигурку, звукоподражание, имитацию движений, слово, жест.

Подобрать одинаковые картинки или игрушки для всех ребят в группе затруднительно, поэтому перед детьми ставится одна картинка с заданным звуком в начале слова, на которую малыши показывают, когда слышат изучаемый звук.

Предметами для показа могут быть, например, комнатные цветы — Ц, лампа — Л.

Раскрашенные фигурки (яркие фонарики, грибки, колокольчики, шарики), вырезанные из картона, желательно иметь каждому ребёнку — это повышает его интерес к занятиям. Глухой согласный можно обозначить фонариком или шариком, звонкий — колокольчиком, мягкий — грибком...

Работа с рядами гласных звуков

Развитие фонематического слуха первое время проводится на материале рядов изолированных гласных звуков: сначала дети узнают гласный, отмечая его звукоподражанием или другим способом, затем определяют его место в ряду и, наконец, называют последовательность всех гласных звуков.

Игровые приемы в работе с гласными звуками

1.      «Узнай плач Алёнушки» — ааа: а-о-а-и-э-а-а-у-ы-а...

2.      «Когда болят зубки?» — ооо.

3.      «Кто услышит жеребёнка?» — иии.

4.      «Осторожно, паровоз!» — ууу.

5.      «Послушаем эхо» — эээ.

6.      «Прощальный сигнал парохода» — ыыы.

7.      «Живые звуки». Цель: определить место звука в ряду.

Трое вызванных детей запоминают по одному гласному звуку, например А, О, У. Обучающий произносит звуковой ряд (У—А—О), после чего каждый из детей занимает один из трёх рядом стоящих стульев в соответствии с позицией звука в услышанном ряду, а затем отвечает: «Звук У в начале», «Звук А в середине», «Звук О в конце». Можно варьировать количество звуков и участников.

8.      «Споём начало (середину, конец)».

Из предложенных трёх гласных звуков ребёнок поёт один в заданной позиции.

9.      «Что исчезло?»

Произносится звуковой ряд: А—У—И—О—Э, затем А—У—О—Э. «Что исчезло?» — И. — «В какой позиции?» — «В середине».

10.   «Что добавилось?» Добавляется один или пара звуков.

11.   «Назови второй (пятый) звук».

Произносится звуковой ряд, а ребёнок называет второй или другой заданный звук. Обучающий при произнесении гласных может закрыть рот экраном, и дети ориентируются только на слух.

12.   «Назови по порядку».

Дети должны запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке.

13.   «Узнай по губам».

Взрослый молча артикулирует гласные, а дети по немой артикуляции узнают и повторяют вслух звуковой ряд.


Категория: Игры для развития речи | Просмотров: 6468 | Добавил: Evita | Теги: игры для развития речи, Развитие речи, фонематический слух | Рейтинг: 5.0/7

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - "МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ&quo...

Весёлая азбука с камешками марблс

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar