Главная » 2013 » Сентябрь » 21 » Развитие речи детей 5-6 лет. «Ягоды»
21:50
Развитие речи детей 5-6 лет. «Ягоды»

Цели: познакомить детей с понятием «ягоды»; уточнить названия ягод, их внешние признаки; образовывать прилагательные от существительных; составлять описательные рассказы; закрепить словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал — предметные картинки; раздаточный материал — картинки в конвертах на каждого . ребенка.

Ход занятия
1. Организационный момент
2. Дидактическая игра «Запомни и повтори»
Лето, солнце, река.
Гроза, тучи, дождь. Трава, ягоды, цветы. Бабочка, стрекоза, кузнечик. Лес, грибы, поляна. Земляника, черника, малина. Ромашка, василек, колокольчик.
3. Беседа о ягодах
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. Летом в лесу много ягод. Есть ягоды ядовитые и полезные. Мы сегодня познакомимся с ними.
а) Логопед загадывает загадку:
На маленькой ножке висит
Красная ягода с белыми точками. Что это? (Земляника.)
(Выставляется картинка «Земляника»)
Земляника — это травянистое растение. У нее есть стебель, корни, листья, ягоды. Корни располагаются под землей. На стебле земляники образуются ярко-красные плоды — ягоды. На каждом стебельке располагается по три — пять листиков. У земляники есть усы, при помощи которых она размножается. Ягоды маленькие, овальные, с белыми точечками. Сама ягода мягкая и нежная. Ягоды земляники очень полезны. Из них делают варенье, джем, желе. Земляника растет в лесу и саду.
б) (Выставляется картинка «Клубника».)
Что это?
Что общего у земляники и клубники?
Чем они отличаются?
в) Логопед загадывает загадку:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
— Ягода малины округлой формы, с мелкими выпуклостями, небольшая по размеру. Ягоды бывают разного цвета: красного, желтого, красно-розового. Эти ягоды содержат много витаминов. Из них готовят компот, сок, желе, крем, сироп, джем, варенье. Из ягод, цветов и листьев малины делают отвары, мази, настойки для лечения. Малина растет в лесу и саду. В старину про малину говорили: «Жар снимет. Пот погонит. И хворь пройдет». Свежие ягоды удаляют жажду.
г) (Выставляется картинка «Ежевика».)
Как называется эта ягода?
Чем похожи ежевика и малина?
Чем отличаются?
д) (Выставляется картинка «Черника».)
Это — черника. Она растет в лесу, на болотистых местах, на маленьких кустарничках. Листья мелкие, овальной формы. В июле на ней поспевают сине-черные ягоды, от сока которых пальцы, рот становятся черными — поэтому и название дали «черника». Ягоды полезны, вкусны. Черника улучшает зрение.
е) Логопед загадывает загадку: Что за бусы на опушке,
Мы собрали их по кружке. Стали пробовать на вкус, Нет кислее этих бус. (Клюква.)
Что это?
Какие ягоды клюквы?
Где растет клюква?
Что можно приготовить из клюквы?
Логопед обобщает ответы детей.
— Клюква растет на болоте. Ягоды клюквы собирают в сентябре — октябре. Это кислая, крупная ягода. Очень полезная. Ее часто используют с лечебной целью. Клюква хорошо утоляет жажду. Клюквенный сок, морс помогают при простуде, ангине. В клюкве много витаминов.
4. Физкультминутка
Мы по лесу шли, шли Дети идут,
Землянику нашли садятся, «едят»,
Сели, съели, дальше пошли встают, идут дальше,
Мы по лесу шли, шли. И малину нашли наклоняются.
Присядем на полянке садятся.
и песенку споем.
Мы ходили в лес и набрали ягод. Принесли маме много чего? (Земляники, клубники, черники и т.д.)
Ягоды какие? (Ароматные, душистые, сладкие, кислые и т.д.)
Мама сварила варенье из малины. Какое варенье получилось? (Малиновое.)
Джем из земляники. Какой джем?
Сироп из черники. Какой сироп?
Повидло из ежевики. Какое повидло?
Компот из брусники. Какой компот?
Желе из клубники. Какое желе?
Сок из клюквы. Какой сок?
Составление описательных рассказов по картинкам.
5. Итог занятия
— Назовите лесные и садовые ягоды.
Материал для закрепления
I. Уметь называть лесные и садовые ягоды, различать их внешние признаки. Составлять описательные рассказы. Закрепить словарь по данной теме.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Например: малина — малинка.
2. Образование прилагательных от существительных. Например: Компот из черники. Какой компот? — Черничный.
3. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Например: О чем можно сказать — вкусная, вкусный, вкусное, вкусные? (Малина, компот, варенье, ягоды.)
4. Правильное употребление предлогов: на, в, с, под, за, из-под, из-за, со.

Категория: Конспекты занятий | Просмотров: 7217 | Добавил: Evita | Теги: Развитие речи, конспекты занятий | Рейтинг: 5.0/7

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - "МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ&quo...

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar