Главная » Авторские публикации » Статьи

Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в работе логопеда

Авторы: Учитель-логопед - Крыжановская Ульяна Владимировна,

воспитатель - Иванова Татьяна Алексеевна

 

МДОУ центр развития ребенка - детский сад №17 администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п.Горный
 

Россия - страна великой культуры и высокой духовности. В современном мире люди много говорят об уничтоженных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Но в настоящее время заговорили о сложностях духовно-нравственного воспитания как о национальной проблеме. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность возникает постепенно, с детства.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) говорит о том, что наиважнейшей целью современного отечественного образования и одной из преимущественных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Одной из главнейших задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" говорится, что приоритетами государственной политики в области современного воспитания являются формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания.

Современные дошкольные образовательные организации осуществляют важнейшую миссию по воспитанию у дошкольников основ исторического сознания. Они как первая ступень образования включены в систему работы по созданию условий для формирования у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о традициях, культуре и истории, отечественного общества.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и усиливают свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Одним из наиболее эффективных методов становится метод проектов в логопедической практике, он представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

Перед нами встает вопрос: “Как же эффективно организовать работу по приобщению детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников и формирование у них высокого патриотического сознания?”.

Для решения этой проблемы нам помогла проектно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты помогаю соединить сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Наш проект «Преданья старины глубокой» проводился с 1-30 сентября 2017 года (краткосрочный). Проект соответствует вступившему в силу ФГОС Дошкольного образования и содержанию психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении позволяет повысить качество образования дошкольников путем формируемых компетентностях в областях реализуемой в ДОУ программы, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Главной задачей нашего проекта-сформировать у дошкольников великое чувство любви к своей Родине, заинтересовать их в традициях, ценностях и обычаях страны. Ознакомление детьми с традициями русского народа духовно обогатит их, воспитает гордость за свой народ, поддержит интерес к его истории и культуре. Для этого мы изучили интерес детей для формулирования целей проекта, определения темы, установление актуальности проекта, спрогнозировали результаты, составили план. Кроме этого выявили возможности и средства, необходимые для реализации нескольких проектов (сбор информации, литературы, дополнительного материала), обсуждение с администрацией детского сада, педагогами, родителями содержание проекта.

І этап. Подготовительный - (информационно-накопительный) теоретический (1- 5 сентября 2017 г.), включает в себя:

  • изучение интереса детей для определения целей проекта;
  • определение темы, актуальности, целей и задач проекта;
  • прогнозирование результата и составление плана проекта;
  •  обсуждение проекта с родителями (социальный заказ), специалистами и администрацией детского сада;
  • Оценка возможностей и средств, необходимых для реализации проекта (сбор информации, литературы, дополнительного материала);
  • ознакомление администрации детского сада, педагогов, родителей с проектом
  • составление плана реализации проекта.

ІІ этап.  Организационно-практический. Основной (5 – 29 сентября 2017 г.) включает в себя:

  • Проведение цикла образовательных ситуаций, на темы: «В гости к гжельским мастерам», «Посиделки у бабушки Лукерьи», «Угощение для бабушки Лукерьи»;
  • Рассматривание иллюстраций из серии «Моя Россия – моя страна», «Наши предки – славяне», «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Хлеб – всему голова»;
  • Дидактические игры «Разрезные картинки», «Что было раньше, что сейчас», «Кто где живет»;
  • Беседы о традициях и обычаях русского народа, народном декоративно – прикладном искусстве, народных рецептах;
  • Экскурсия в музей «Русской избы», кухню детского сада;
  • Разучивание русских народных игр с элементами фольклора;
  • Изучение русских пословиц и поговорок;
  • Чтение русских народных сказок;
  • Экспериментирование с дрожжевым тестом;
  • Изготовление хлебо – булочных изделий;
  • Анкетирование родителей по духовно – нравственному воспитанию детей.
  • Информация для родителей - «Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании ребенка»;
  • Родительское собрание «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребёнка», семинар – практикум «Роль игры в духовно – нравственном развитии ребенка»;
  • Чаепитие в «Русской избе» с хлебом и пирожками собственного приготовления;
  • Изготовление мини – музея «Хлеб – всему голова»;
  • Приготовление атрибутов для народных игр.

Заключительный этап - презентационно-завершающий (30 сентября 2017 г.) включает в себя:

  • подведение итогов,
  • систематизация и обобщение материала.

Проведение цикла образовательных ситуаций, на темы: «В гости к гжельским мастерам»

 

«Посиделки у бабушки Лукерьи»

 

«Угощение для бабушки Лукерьи»

 

Разучивание русских народных игр с элементами фольклора

 

Изготовление мини – музея «Хлеб – всему голова»

 

Созданная нами система проектного метода оказала положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. Разработанные нами новые способы взаимодействия логопеда с ребенком, новые стимулы, служат для создания наиболее благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, а дети приобрели знания о традициях и истории русского народа.

Ключевые слова: духовность, национальность, дошкольники, знания, традиции.

Категория: Статьи | Добавил: Evita (25.09.2018) | Автор: Крыжановская Ульяна Владимировна
Просмотров: 173 | Теги: проектная деятельность, Статья | Рейтинг: 5.0/2

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 3-4 лет

Картотека "Учимся читать, играя"

Всего комментариев: 0
avatar