Главная » Авторские публикации » Статьи

Использование дидактических игр в процессе развития словаря младших дошкольников с общим недоразвитием речи

Выполнила: Ханина Екатерина Андреевна,

студентка ТГПУ  им. Л.Н. Толстого

Диагностический комплекс обследования словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель исследования – выявить уровень развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для выявления особенностей развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи был подобран диагностический комплекс авторами, которыми являются О.Б. Иншакова и Т.Н. Волковская.

Учитывая особенности  развития  детей, данные методики были адаптированы для детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Весь наглядный материал подбирался для обследования на максимальную доступность для детей. После каждого задания дается оценка в количественном выражении (по баллам).

 

Словарь

Части речи

Авторы

Пассивный словарь

Имена существительные

Иншакова О.Б., Волковская Т.Н.

Глаголы

Волковская Т.Н.

Имена прилагательные

Иншакова О.Б., Волковская Т.Н.

Предлоги

Волковская Т.Н.

Имена числительные

Волковская Т.Н., Иншакова О.Б

Активный словарь

Имена существительные

Иншакова О.Б., Волковская Т.Н.

Глаголы

Волковская Т.Н.

 

Имена прилагательные

Иншакова О.Б., Волковская Т.Н.

Предлоги

Волковская Т.Н.

Имена числительные

Волковская Т.Н., Иншакова О.Б.

 

Пассивный словарь.

Словарь существительных

Инструкция: «Покажи картинку, которую я назову».

1.Понимание существительных (показать на картинке). Ребенку предъявляется 8 проб: стол, часы, самолет, дом, крышка, дверь, лестница, ручки. Покажи на картинке  где стол, часы и т.д.

Критерии оценивая заданий:

  • 3 балла - правильный показ всех предъявленных картинок
  • 2 балла – показывает 5 -7 картинок
  • 1 балл – показывает 3- 4 картинки;
  • 0 баллов – показывает 1 картинку; отказывается показывать картинки; поиск с помощью логопеда

2.Понимание обобщающих слов (по картинкам). К каждой теме предъявляется по 4 пробы): «Игрушки», «Посуда», «Одежда».

Инструкция: Посмотри перед тобой лежат картинки. Отбери картинки с посудой; одеждой; игрушками.

1. игрушки: мяч, пирамидка, паровоз, мишка

2.посуда: тарелка, чайник, кастрюля, стакан

3.одежда: носки, юбка, платье, кофта

Критерии оценивая заданий

  • 3 балла - правильный показ всех предъявленных картинок
  • 2 балла - показ 8 - 11 картинок
  • 1 балл-  показ 5-7  картинок
  • 0 баллов -  показывает 1-4 картинку; отказывается показывать картинки; поиск с помощью логопеда

3.Понимание существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом Ребенку предъявляется 4 пробы. «Покажи где на картинках?»  дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка.

Критерии оценивая заданий

  • 3 балла – показывает все предъявленные картинки
  • 2 балла - показывает 2-3 картинки
  • 1 балл - показывает 1 картинку; поиск с помощью логопеда
  • 0 баллов - неверный показ картинок

Словарь глаголов

Инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». Ребенку предъявляется 4 пробы (Покажи, где мальчик идет, сидит, играет, плачет).

Критерии оценивая заданий

  • 3 балла - показывает все предъявленные картинки
  • 2 балла – показывает 3 картинки
  • 1 балл – показывает 2 картинки
  • 0 баллов – показывает 1 картинку; неверный показ картинок

Словарь прилагательных

1. Инструкция: Ребенку предъявляется 8 проб. Покажи где красный цвет, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, серый, белый.

2. Ребенку предъявляется 3 пробы. Покажи где круглый торт, квадратный торт, треугольную крышу.

3. Ребенку предъявляется 4 пробы. Покажи на картинке предмет, о котором можно сказать кислый (лимон), круглый (мяч), деревянный (стул), пушистый (котенок).

Критерии оценивая заданий

  • 3 балла - правильно показывает все картинки
  • 2 балла – правильно показывает 9 - 14 картинок
  • 1 балл – правильно показывает 5 - 8 картинок
  • 0 баллов – правильно показывает 1-4 картинки; неверно показывает  предъявленные картинки

Словарь предлогов

Ребенку предъявляется 4 пробы.  Понимание предлогов в, на, под, за.

  1. Поставь матрешку на кубик.
  2. Положи карандаш в книгу.
  3. Поставь матрешку за кубик.
  4. Положи карандаш под книгу.

Критерии оценивая заданий

  • 3 балла – правильно понимает предъявленные предлоги
  • 2 балла -  понимает 3 предлога
  • 1 балл – понимает 2 предлога
  • 0 баллов – понимает 1 предлог; задание не выполнил

Словарь числительных

Ребенку предъявляется 6 проб. Покажи где один помидор, два помидора, три помидора; одна кукла, две куклы, три куклы.

Критерии оценивая заданий

  • 3 балла – правильный показ всех картинок
  • 2 балла – показывает 4-5 картинок
  • 1 балл – показывает 2-3 картинки
  • 0 баллов – показ 1 картинки; задание не выполнил

Активный словарь.

Словарь существительных

1. Называние существительных (назови по картинке). Ребенку предъявляется 8 проб: мяч, стул, кровать, кукла, кубик, корова, рыба, собака. Назови что это? мяч, кубик и т.д.  

Критерии оценивая заданий

  • 3 балла – правильно называет все предъявленные картинки
  • 2 балла – называет 5 -7 картинок
  • 1 балл – называет 3-4 картинки;
  • 0 баллов – называет 1 картинку; отказывается показывать картинки; поиск с помощью логопеда

2. Называние  обобщающих слов (по картинкам). К каждой теме предъявляется по 4 пробы): «Мебель», «Домашние животные», «Овощи».

Инструкция: Посмотри перед тобой лежат картинки. Отбери и назови  картинки с мебелью; домашними животными; овощами.

1. мебель: стол, стул, диван, шкаф

2. домашние животные: кошка, собака, корова, свинья

3. овощи: капуста, картофель, помидор, огурец

Критерии оценивая заданий

  • 3 балла – правильно называет все предъявленные картинки
  • 2 балла - называет 8-11 картинок в каждом понятии
  • 1 балл -  называет 5-7 картинок в каждом понятии
  • 0 баллов – называет 1- 4 картинки; отказывается называть картинки

3.Понимание существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом Ребенку предъявляется 4 пробы. «Покажи где на картинках?» звезда-звездочка; цветок - цветочек; коробка - коробочка; машина - машинка.

Критерии оценивая заданий

  • 3 балла – показывает все предъявленные картинки
  • 2 балла - показывает 2-3 картинки
  • 1 балл - показывает 1 картинку; поиск с помощью логопеда
  • 0 баллов - неверный показ картинок

Словарь глаголов.

 Инструкция: «Скажи, что делает мальчик на этой картинке?». Ребенку предъявляется 4 пробы (мальчик поливает, поет, читает, умывается).

Критерии оценивая заданий

  • 3 балла – называет все предъявленные картинки
  • 2 балла – называет 3 картинки
  • 1 балл – называет 2 картинки
  • 0 баллов – называет 1 картинку; неверно называет картинки

Словарь прилагательных 

1. Инструкция: Ребенку предъявляется 8 проб. Назови, какой это цвет? (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, серый, белый)

2. Ребенку предъявляется 3 пробы. Назови, какой формы предмет? Круглой, квадратной, треугольной (арбуз, печенье, пирамидка).

3. Ребенку предъявляется 4 пробы. Назови, какие на вкус, нарисованные фрукты, овощи  и т.д. (лимон кислый, лук горький, торт вкусный, яблоко сладкое).

Критерии оценивая заданий

  • 3 балла - правильно называет все предъявленные картинки
  • 2 балла – называет 9 – 14 картинок
  • 1 балл – называет 5 - 8 картинок
  • 0 баллов – называет 1-4 картинок; неверно называет предъявленные картинки

Словарь предлогов.

Инструкция: Посмотри на картинки, и ответить на вопросы. 1) Где стоит машина? 2) Где лежит книга? 3) Где стоит машина? 4) Где лежит книга?

1) Машина стоит на столе.

2) Книга  лежит  в сумке.

3) Машина стоит за коробкой.

4) Книга лежит  под сумкой.

Критерии оценивая заданий

  • 3 балла – правильно называет предъявленные предлоги
  • 2 балла -  называет 3 предлога
  • 1 балл – называет 2 предлога
  • 0 баллов – называет 1 предлог; отказ от ответа

Словарь числительных

Ребенку предъявляется 6 проб. Назови и сосчитай:  один карандаш, два карандаша, три карандаша; одна книга, две книги, три книги.

Критерии оценивая заданий

  • 3 балла – правильно называет все картинки
  • 2 балла – называет 4-5 картинок
  • 1 балл – называет 2-3 картинки
  • 0 баллов – называет 1 картинку; отказ от ответа

После проведения всех заданий  подсчитывается общее количество набранных баллов. Набранное количество баллов соответствует определенному уровню - высокому, среднему, низкому. По каждому уровню дается качественная характеристика.

                                              

Описание уровней

Название уровней

Баллы

Качественная характеристика

Высокий уровень

48- 43

Ребёнок обладает большим объемом словаря. В активном словаре использует много слов обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Не пользуется помощью взрослого. По словесному указанию педагога правильно подбирает картинки. Правильно употребляет предлоги. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Объем глагольного словаря и имен числительных соответствует возрастной норме;  

 

 

Средний уровень

32-27

Ребёнок обладает достаточно большим объемом словаря. В активном словаре не достаточно слов обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Допускает ошибки в ответах. Пользуется помощью взрослого. Ребенок допускает ошибки в назывании имен числительных, предлогов. Частично владеет обобщениями. Заменяет слова входящие в одно родовое понятие.

 

Низкий уровень

 16-11

Ребёнок обладает малым объемом словаря. В активном словаре мало слов обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Пользуется помощью взрослого. Ребенок испытывают трудности в назывании имен числительных, предлогов и т. д. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка значительно отстает от нормы. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями.

 

 

Категория: Статьи | Добавил: Evita (05.12.2017) | Автор: Ханина Екатерина Андреевна
Просмотров: 2829 | Теги: ОНР, Статья | Рейтинг: 4.0/6

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Развивающая логопедическая игра – лото «Говорушка»

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar