Главная » Авторские публикации » Статьи

Школа волшебных пальчиков. Ниткопись

Подготовила учитель-логопед

Тебенева Елена Сергеевна

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 1

станица Ленинградская Краснодарский край

 

 

Исследования отечественных физиологов называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. Пальцы рук снабжены огромным количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Вот почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка.

На логопедических занятиях рекомендуется использовать самые разнообразные приёмы, развивающие тонкую моторику. В своей работе я активно использую технику «Ниткопись».

Ниткопись – изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных по контуру на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, изображающих картину.

Игры с нитками помогают мне решать следующие задачи:

1.    «Ниткопись» учит чёткой организации деятельности, большому упорству, трудолюбию и мастерству.

2.    Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

3.    Игры с нитками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у детей воображение и фантазию, художественный вкус.

4.    Развивается память, так как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений .

5.    Выполнение целенаправленных движений руками и пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

6.    В результате освоения данного вида деятельности, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Таким образом, мы просто играем, творим, создаём красочные шедевры, получаем от этого удовольствие, а вместе с тем малыши развиваются во многих направлениях.

Длительность «художественно-ниточного действа» составляет в наших занятиях всего 2-4 минуты. В начале работы, при ознакомлении детей с данным видом деятельности, мы выкладывали на бархатной бумаге контуры простых предметов (круг, квадрат и т.д.), затем более сложных (цветок, домик, рыбка, машинка и т.д.).

Когда дети хорошо осваивали технику ниткописи, я предлагала выкладывать сюжетные картинки с использованием ниток нескольких цветов. Задача ребенка - приклеить нитку по контуру. Я наношу клей на контур рисунка (позднее это делают сами дети), а малыш прикладывает к бумаге ниточку и придавливает пальчиком. Для такой аппликации мы используем нитки-мулине разных цветов. Дети сами решают, какие цвета они выберут для своей картины.

Для придания большей художественной привлекательности, мы украшаем уже готовые картины из ниток разными, придуманными детьми, способами. Например, старались передать фактуру аппликацией из резаной шерсти: шерстяные нитки разных цветов дети резали ножницами на мелкие кусочки (каждый цвет в отдельности), затем обильно смазывали фрагмент рисунка клеем ПВА, насыпали нитки плотным слоем, слегка придавливали пальцем, давали просохнуть, а затем стряхивали лишнее. Получается объемно, пушисто и симпатично.

Когда на прогулке дети «вдруг нашли» сундучок с бусинками и бисером разного цвета, фантазия подсказала им новые варианты украшения своих произведений, а мне дало возможность усложнить задания и вывести интерес к данной деятельности на новую эмоциональную волну.

Играя с нитками, ребенок получает и навык в правильном употреблении лексико-грамматических категорий, всякий раз называя цвет выбранной ниточки и ее длину, а также другие качественные характеристики материалов своей поделки. Дети быстро осваивают такие понятия, как «длинный» и «короткий», «длиннее» и «короче», «эта шерстяная нитка толстая, а сейчас мы возьмем шелковую ниточку, она тонкая».

Также я предлагаю ребенку выполнять работу, сопровождая её короткими стихотворными строчками, в результате чего отрабатывается темпо-ритмическая и просодическая сторона речи, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

Кульминацией работы ребенка становится составление описательного (или сюжетного) рассказа по картине, созданной своими руками, что решает задачу развития связной речи дошкольников с нарушениями речи.

Подобное творчество доставляет детям огромное удовольствие и несет неоценимую пользу для развития. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, кисти рук приобретают хорошую подвижность движений – что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребёнка к письму и рисованию.

 



Категория: Статьи | Добавил: Evita (15.12.2013) | Автор: Тебенева Елена Сергеевна
Просмотров: 2992 | Теги: ниткопись, логопед | Рейтинг: 5.0/12

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для развития мелкой моторики с шариком массажёром Су-Джок

Картотека картинок для выкладывания камешков Марблс - БУКВЫ

Всего комментариев: 0
avatar