Главная » 2014 » Январь » 7 » Тема №44. Звуки [Р], [Р']; [Р] - [Р']. Буква Р
22:24
Тема №44. Звуки [Р], [Р']; [Р] - [Р']. Буква Р

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.

2. Научить правильно произносить звуки [Р] и [P'], различать их на слух и в произношении.

3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

4. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов.

5. Учить ребенка анализировать слова без стечения и со стечением согласных.

6. Путем сравнения пар слов закрепить правило правописания Ь для обозначения мягкости согласных.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь, что я сделал раньше?» Взрослый читает ребенку предложение, задает вопрос: «Ответь, что я сделал раньше?» Ребенок отвечает.

Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришел с улицы. Прежде чем пойти в детский сад, я позавтракал. Я поздоровался, прежде чем начать разговор.

Задание 2. Знакомство со звуком [Р].

Прослушать предложение (взрослый голосом выделяет звук [Р]). Какой звук в нем часто слышится?

Барабанщик громко барабанит на барабане: та-ра-ра!

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Р]:

губки свободны;

зубки сближены, но не соприкасаются;

кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует;

посередине язычка идет теплая воздушная струя;

горлышко «работает».

Символ звука: собака громко рычит: РРРРР... 

Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Как рычит злая собака? РРРРР... (звук [Р] произносится громко, раскатисто).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р]»:

р, б, ж, р...; ра, жа, бу, ры...; ар, ам, ур...; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.

Задание 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

pa-ар, ру-... ар-pa, ур-...

Повторить за взрослым серию слогов:

ра-ро-ру-ры..., ар-ор-ур-ир..., бра-бро-бру-бры..., абр-обр-убр-ибр...

Задание 6. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р], по заданию: звук [Р] стоит в начале слова, в середине, в конце слова. Придумать с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в нем, найти знакомый предлог.

Задание 7. Взрослый называет ряд слов сложной структуры со звуком [Р], а ребенок должен внимательно послушать и повторить эти слова. Необходимо объяснить ребенку значение незнакомых ему слов. Определить количество и место звуков [Р] в этих словах:

прожектор, конструктор, оркестр, прорубь, дроворуб, трактор.

Задание 8. Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных, согласных и «соседей» определенного звука (например, рак, рот, крот, дружба).

Задание 9. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Р] по заданному первому слогу:

РА: -кушка, -ма...;

РО: -за, -ща...;

РУ: -ка, -чей...;

РЫ: -ба, -бак...

Задание 10. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка разделить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они отличаются?):

ру-ка, ру-баш-како-ра, ко-яу-ра; муш-ка, тсор-муш-ка; мош-ка, гар-мош-ка.

Задание 11. Убрать из слов звук [Р]. Какие слова получились?

Крошка — кошка, тропка — ..., краска — ...

Задание 12. Выучить чистоговорки:

Ра-ра-ра — высокая гора.

Ры-ры-ры — летят комары.

Ру-ру-ру — начинаем мы игру.

Ро-ро-ро — новое перо.

Ар-ар-ар — летит комар.

Ор-ор-ор — у Ромы топор.

Ур-ур-ур — не гоняй кур.

Ир-ир-ир — мы за мир.

Арка-арка — у Ромы марка.

Орка-орка — крутая горка.

Урка-урка — кошка Мурка.

Ирка-ирка — у Иры дырка.

Задание 13. Знакомство со звуком [Р'].

Повторить за взрослым ряд слов. Какой одинаковый последний звук во всех этих словах: якорь, угорь, фонарь, букварь?

Символ звука: маленький щенок рычит: рьрьрь... Характеристика звука [Р]: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р']»'

рь, мь, рь, дь.„; ря, мя, бю, ри...; арь, амь, омь, урь...; Рита, рис, кошка, крепко, букварь, домик...

Задание 15. Дидактическое упражнение «Назови профессию» (взрослый начинает предложение и просит ребенка закончить его подходящим по смыслу словом).

В аптеке работает... аптекарь. В колокола звонит... звонарь. Траву косит... косарь. Землю пашет... пахарь. Хлеб печет... пекарь. Директору помогает... секретарь.

В каких словах встречается два звука [Р']? Где он стоит в слове?

Задание 16, После первого звука в словах произнести звук [Р']. Какие слова получились?

Битва — бритва, тюк — ..., тяпка — ..., пятки — ...

Задание 17. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р'], по заданию: звук [Р'] стоит в начале, в середине и в конце слова. Разделить слова на слоги, составить с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в этих предложениях, найти предлоги.

Задание 18. Выучить чистоговорки:

Ря-ря-ря — синие моря.

Ре-ре-ре — санки на горе.

Рю-рю-рю — репу я варю.

Ри-ри-ри — горят фонари.

Арь-арь-арь — у меня букварь.

Орь-орь-орь — у Сережи корь.

Ирь-ирь-ирь — у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь — скрипит дверь.

Задание 19. Дифференциация звуков [Р] — [Р]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ра-ря, ру-...; ры-ри, ру-...; ар-арь, ур-...; урь-ур, ирь-...

Повторить за взрослым серию слогов:

ра-ра-ря, ря-ря-ра, ра-ря-ра, ря-ра-ря, ря-ра-ра, ра-ря-ря...

Закончить слово нужным звуком ([Р] — [Р*]):

топо..., фона..., забо..., буква...

Задание 20. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга)

Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

Кто ни прикасается —

За того цепляется. (Репейник)

Под водой живет,

Ходит задом наперед. (Рак)

Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)

Вспомнить отгадки. Какие слова состояли из одного, двух и трех слогов?

Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Р] и [P]):

корова, дорога, гречка, топоры; забор, топор, якорь, торт.

Задание 21. Дидактическое упражнение «Подарить подарки Роме и Рите» (подобрать как можно больше слов со звуками [Р] и [Р']).

Заменить звук [Р] на звук [Р'] в словах. Какие слова получились? Придумать с этими словами предложения:

рад — ряд, ров — ..., пар — ..., хор — ..., удар — ...

Придумать предложения про Риту и Рому по заданию: предложение состоит из двух, трех или четырех слов. Назвать предлоги. Например: Рома спит. Рома крепко спит. Рома спит на кровати.

Выучить скороговорки:

Как на горке, на пригорке

Сидят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Курьера курьер

Обгоняет в карьер.

Задание 22. Знакомство с буквой Р.

Буква Р — рука в кармане,

Буква Р — подарок маме.

О. Гофман

На что еще похожа буква Р? Игры с буквой.

Задание 23. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем слов из кружков; списывание с образца, чтение слов, письмо печатными буквами под диктовку:

ручка, рубаха, радуга, рис, репка, букварь.

Анализ и сравнение слов. Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение:

хор — хорь, удар — ударь...

Анализ предложений, составление схем, запись под диктовку печатными буквами, чтение:

У Ромы репка. У Риты ручка.


Категория: Домашние задания для детей с фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) | Просмотров: 2832 | Добавил: Evita | Теги: ФФНР, домашние задания по логопедии | Рейтинг: 5.0/4

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Картотека картинок для обследования звукопроизношения

Всего комментариев: 0
avatar