Главная » Авторские публикации » Статьи

Советы логопедам по постановке звуков [Д], [Б], [Л]

Автор: учитель - логопед Шаронова Галина Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3", город Ухта

 

При постановке звуков у обучающихся, страдающих нарушениями звукопроизношения, приходится полагаться на сохранные звуки у ребёнка и собственный опыт работы. Часто на школьный логопедический пункт зачисляются дети со сложными речевыми нарушениями. Причиной такой «запущенности» в речевом развитии, в основном, выступают две причины:    первая - не желание родителей осознавать проблемы в развитии речи своего чада; вторая - одна логопедическая ставка в детском саду (маленький охват детей логопедическими занятиями).

Обучающемуся 1 класса (ФФН, оглушение согласных  звуков: д, г, б) ставила звук [д] от [р]. Просила ребёнка на выдохе произносить звук [р] «моторчиком», при этом кончиком языка стучать по альвеолам. Постепенно у обучающегося формировался чистый звук «д». Хочется напомнить, что все этапы артикуляционной гимнастики сохраняются.

Артикуляционные упражнения, способствующие правильному положению языка в ротовой полости при постановке звука:

  • «лошадка»
  • «чашечка»
  • «поезд» - «чашечка» превращается в «поезд» - как поезд ездит по рельсам так и язык движется вперёд и назад по зубам. (Это упражнение я посчитала нужным после нескольких лет работы)

Хочется напомнить, что все этапы артикуляционной гимнастики сохраняются. А выше предложенные упражнения рекомендую выполнять обязательно.

Звука [б] можно добиться, если ребёнок сомкнёт губы, надует щёки - сильно наполнит ротовую полость воздухом, и будет выдувать его «порциями» через  открытые губы в середине рта, уголки рта при этом сомкнуты (их можно первоначально придерживать указательными пальцами).

Индивидуально занимаясь, с четырёх и пятилетними детьми, постановкой звука [л], заметила, что частой причиной смягчения  является слабость голоса.

Поэтому использую следующие упражнения:

  • на выдохе «скрипим» гласным звуком (а, о, у, э, ы)
  • произносим [ы ы ы к], где [ы] произносит ребёнок « скрипя».

При постановке [л] прошу ребёнка на выдохе «скрипеть звуком [ы]», губы натянуты в улыбку, между зубами щель 2-3 мм, язык упирается в «заборчик» и «отпрыгивает назад».

«Отпрыгивать назад» язык учится через артикуляционное упражнение «кукушечка»: губы натянуты в улыбку, рот полуоткрыт, язык тянется вперёд «жалом» - уходит назад и ребёнок произносит звук [к] (заднеязычный звук).

Буду рада, если мои советы пригодятся логопедам в постановке звуков  [д], [б] или [л]. 

Категория: Статьи | Добавил: Evita (19.08.2015) | Автор: Шаронова Галина Ивановна
Просмотров: 7635 | Теги: постановка звуков, звук Д, звук Л, звук Б | Рейтинг: 4.3/9

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Игровое логопедическое пособие на автоматизацию звуков [Р], [Рь].

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - "МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ&quo...

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar