Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР

Занятие №1. Тема: Твердые и мягкие согласные звуки.

 

Разработала учитель-логопед 
высшей квалификационной категории 
МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области
Чередник Виктория Анатольевна 

 

Занятие №1.

Тема:

Твердые и мягкие согласные звуки.

Цели:

  1. Формировать умение различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки.
  2. Формировать навык звукового и слогового анализа  и синтеза слов, анализа структуры предложений.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории Р.п. мн. ч. существительных.
  5. Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Цветы»
  6. Развивать память, воображение.
  7. Развивать временные и пространственные представления.
  8. Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.

 

Оборудование: индивидуальные зеркала, звуковые замки, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами, мяч массажный или мешочек с крупой, перфокарты,  карточки «Буквенного лото», схема предложения, смайлики для обозначения настроения, бумажные шапочки синего и зеленого цвета.

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Какое настроение? (показать соответствующий смайлик)

 Какое время года? Какой месяц? Декабрь – первый месяц зимы, значит это какой месяц? (зимний)

С каких звуков начинаются слова «зима» и «декабрь», чем они похожи? (мягкие согласные).

Оформление тетрадей.

 

  1. Сообщение темы.

Отправляемся в путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.

 

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Тренируемся перед дорогой.

 

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, (разгибают из положения   

Безымянный и последний     «кулак» названные пальцы)

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)

Будем их соединять                соединяют большой палец

И движенье выполнять.          с остальными по порядку)

Мы рога козе покажем

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем –

 Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить,           (соединяют пальцы)

Будем с пальцами дружить.

 

Артикуляционная гимнастика:

1. Чередование «улыбочка» - «хоботок».

 2. «Лопаточка» - «иголочка».

3. Качели.

4. Лошадка.

5. Индюшата

 

 

  1. Психогимнастика.

Идем по лесу – наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через лужу, перешагиваем через высокую мокрую траву.

 

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных.

Вот и подошли к двум замкам: Синему и Зеленому. Какие звуки живут в Синем замке? А в Зеленом?

Нас встречают два брата, которые работают садовниками. Я буду «кидать» вам звуки их имени, а вы обозначайте их фишками. Одного брата зовут [т, о, м]. Он высокий, худой и такой же твердый, как и звук [т], с которого начинается его имя.

Второго брата зовут [т,, и, м]. Он маленький, пухленький и такой же мягкий, как и звук [т,], с которого начинается его имя.

Догадались, кто из братьев Том, а кто Тим? С какой стороны от вас находится Том, а с какой Тим?

В каком замке работает садовником Том, а в каком Тим?

 

  1. Соотнесение звука и буквы.

Запишите имена братьев в тетрадь. С какой буквы запишем? Почему?

Какой звук обозначает буква Т  в слове Том, а какой звук в слове Тим? Нарисуйте под ними кружочки соответствующего цвета.

 

  1. Развитие фонематического слуха.

Феи попросили садовников украсить замки цветами.

Логопед выставляет на доску картинки, дети называют цветы (роза, ромашка, пион, ландыш, гвоздика, тюльпан, колокольчик). Какой вопрос зададим к картинкам? (что это?)

К доске выходит по два ребенка. Один из них играет роль Тома, другой – Тима. Шапочку какого цвета ты себе выберешь?

Какие цветы срежет Том, а какие Тим? Дети «срезают» цветы, начиная с фразы: «Я срезаю …». Объясняют свой выбор. Размещают картинки в кармашки замков. Затем передают шапочки другим детям.

 

  1. Развитие грамматического строя речи, воображения.

Как назвать срезанные и поставленные в вазу цветы? (букет)

Закройте глаза и представьте, как пахнет букет цветов. Вдох носом, выдох ртом со звуком «х-хаа». Покажите мимикой лица, как вкусно пахнут цветы.

 

Игра в мяч «Один – много».

Логопед, кидая ребенку мяч, говорит: «У меня в вазе один тюльпан».

Ребенок, возвращая мяч логопеду, говорит: «У меня в вазе много тюльпанов» и т.д.

 

  1. Слоговой анализ и синтез.

Злой колдун решил испортить праздник и наслал ураган, который перепутал все слоги в названии цветов. Помогите феям восстановить слова (подсказки в виде предметных картинок на доске: пион, роза, гвоздика, ландыш, ромашка). Поможем?!

Детям раздаются конверты со слогами, из которых они конструируют слова (это задание можно делать на ковре).

 

  1. Физминутка.

Речь с движением.

Ветер северный подул – с-с-с…

Все слоги в слове сдул.

Полетели, закружились

И на парту опустились.

Друг за дружкой их собрали-

Слова строчкой побежали…

Посчитаем их опять –

Раз, два, три, четыре, пять.

Ох, устали их писать,

Лучше будем танцевать.

Руки вверх, наклоны из стороны в сторону

Трясут кистями рук.

Кружатся

Приседают на ковер.

Встают «паровозиком»

Побежали по ковру

Загибают пальцы обеих рук, начиная с мизинца

Потрясти кисти рук – расслабление.

Выполняют танцевальные движения.

Слова авторские.

 

  1. Работа с перфокартами.

Догадайтесь, какие буквы сбежали из слов, вставьте их:

Л.нд.ш, п..н, р.м.шк., р.з., гв.зд.к.

Прочитайте слова с твердыми согласными, с мягкими согласными звуками. Назовите буквы, которые обозначают мягкие согласные.

 

  1. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами.

Тим и Том  любят играть в лото. Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

 

Л

С

М

Р

Т

Л

С

М

Р

Т

 

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

Вывод: одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.

 

  1. Работа над предложением, развитие памяти.

Вспомните, какие были слова на звуки [м] и [м,] ?

Придумайте предложения с опорой на схему: слово-признак (определение) – слово-предмет (подлежащее) - слово-действие (сказуемое) – слово-предмет (дополнение).

 

  1. Итог

Тому и Тиму было очень приятно с вами познакомиться, ведь вы помогли им справиться с трудностями. Если вы приходите на помощь людям, то и они всегда придут на помощь вам!

Какие звуки мы различали вместе с  Томом и Тимом? Какие звуки может обозначать буква Т (М, К, Д и т.д.)?

Тим и Том довольны вами. А у вас какое настроение? (смайлики)

Категория: Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР | Добавил: vikar (17.10.2013) | Автор: Чередник Виктория Анатольевна
Просмотров: 22048 | Теги: профилактика ошибок письменной речи | Рейтинг: 4.8/10

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для обследования звукопроизношения

Картотека картинок для камешков Марблс – ОВОЩИ

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar