КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Клиническая классификация (психолого-педагогические критерии). В неё входят:
- Нарушения по формам речи;
- Нарушения по видам речевой деятельности;
- Нарушения по поражению звена порождения или восприятия речи;
- Нарушений операций, включённых в речевую деятельность;
- Нарушение средств оформления высказывания: языковые средства, произносительные средства
Критерии клинической характеристики речевых нарушений:
- Факторы, обуславливающие речевые нарушения;
- Фон (органический или функциональный);
- Глубина (степень нарушения);
- Время наступления
- Локализация дефекта (центральный или периферический отдел).
Виды речевых нарушений:
- Нарушения устной речи;
- Нарушения письменной речи.
- Устная речь:
- Нарушения фонационного или внешнего оформления высказывания (преимущественно нарушение звуковой стороны речи)
- Нарушение структурно-семантического или внутреннего оформления высказывания.
- Фонационные нарушения
Дифференцируются в зависимости от нарушенного звена:
- Голосообразование
- Темпо-ритмическая организация
- Интонационно-мелодическая организация
- Звукопроизносительная организация
В эту группу входят:
- Дисфония или афония
- Брадилалия
- Тахилалия
- Баттаризм
- Полтерн
- Парафазия
- Заикание
- Дислалия
- Ринолалия
- Дизартрия
- Структурно-семантические нарушения
- Алалия
- Афазия
- Письменная речь
- Расстройства письма
- Расстройства рецептивного вида (чтение)
Характеризуются нарушением внимания, памяти, поведения.
Страдает опознание и узнавание букв. Трудности слияния букв в слоги, слогов в слова. Аграмматизмы, искажение понимания прочитанного. Нестойкость оптико-пространственного образа буквы.
Психолого-педагогическая классификация
- Нарушение средств общения (коммуникации)
- Нарушение применения средств в общении
Сюда входят:
- Фонационные нарушения (фонетическое недоразвитие)
- Фонетико-фонематические нарушения
- НОНР
- ОНР 1-го, 2-го, 3-го уровней
- Заикание