КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Клиническая классификация (психолого-педагогические критерии). В неё входят:

  • Нарушения по формам речи;
  • Нарушения по видам речевой деятельности;
  • Нарушения по поражению звена порождения или восприятия речи;
  • Нарушений операций, включённых в речевую деятельность;
  • Нарушение средств оформления высказывания: языковые средства, произносительные средства

Критерии клинической характеристики речевых нарушений:

  1. Факторы, обуславливающие речевые нарушения;
  2. Фон (органический или функциональный);
  3. Глубина (степень нарушения);
  4. Время наступления
  5. Локализация дефекта (центральный или периферический отдел).

Виды речевых нарушений:

  1. Нарушения устной речи;
  2. Нарушения письменной речи.

 

  1. Устная речь:
  1. Нарушения фонационного или внешнего оформления высказывания (преимущественно нарушение звуковой стороны речи)
  2. Нарушение структурно-семантического или внутреннего оформления высказывания.

 

  1. Фонационные нарушения

Дифференцируются в зависимости от нарушенного звена:

  • Голосообразование
  • Темпо-ритмическая организация
  • Интонационно-мелодическая организация
  • Звукопроизносительная организация

В эту группу входят:

- Дисфония или афония

- Брадилалия

- Тахилалия

- Баттаризм

- Полтерн

- Парафазия

- Заикание

- Дислалия

- Ринолалия

- Дизартрия

 

  1. Структурно-семантические нарушения

- Алалия

- Афазия

 

  1. Письменная речь
  1. Расстройства письма
  2. Расстройства рецептивного вида (чтение)

 

Характеризуются нарушением внимания, памяти, поведения.

Страдает опознание и узнавание букв. Трудности слияния букв в слоги, слогов в слова. Аграмматизмы, искажение понимания прочитанного. Нестойкость оптико-пространственного образа буквы.

 

Психолого-педагогическая классификация

  1. Нарушение средств общения (коммуникации)
  2. Нарушение применения средств в общении

Сюда входят:

  • Фонационные нарушения (фонетическое недоразвитие)
  • Фонетико-фонематические нарушения
  • НОНР
  • ОНР 1-го, 2-го, 3-го уровней
  • Заикание

Логопедические пособия на заказ

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С’], [С], [З’], [З], [Ц], [Ж], [Ч], [Щ]...

Игровое логопедическое пособие на автоматизацию звуков [Р], [Рь].

ЛОГОПЕД ДОМА

Интернет - ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи

добавить на Яндекс