Главная » Авторские публикации » Статьи |
В
истории физиологии сложилось так, что из двух полушарий мозга человека левое
долгое время считалось преобладающим, доминантным. При
доминировании левого полушария ведущей, в большинстве случаев, оставалась
правая рука. Почему
левое полушарие было главенствующим, да потому, что в нём сосредоточено
управление важными психическими функциями сознания, контроля, речи и
абстрактного мышления, а также ведущей правой руки. Но
развитие науки показало, что и правое полушарие, не освобождено от забот:
подсознательные интегрирующие психические процессы, практически наглядная
деятельность, интуиция, музыкальное и художественное творчество, образное
мышление – всё это по его ведомству. Правое
полушарие обладает способностью регулировать биоритмы, «создавать» сновидения и
вытеснять из сознания неприятные переживания, а также способность возбуждать
активность левого полушария, определять продолжительность сна, внушаемость и
подверженность гипнозу. У
каждого третьего человека вообще нет преобладания одного из полушарий. У остальных
людей можно говорить об активности того или иного полушария. Среди
«левых» или «левопулашарных» много инженеров, математиков, философов,
лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко это люди
подчёркнуто рациональны и рассудительны. Много и охотно пишут, свободно
запоминают длинные тексты, владеют иностранными языками, речь их грамматически
правильна. Характерны заострённое чувство долга, ответственности,
принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. «Левополушарные» подчёркнуто
последовательны в действиях и поступках, хорошо прогнозируют будущее, критичны,
склонны к язвительной иронии и сатире. А
каковы же «правополушарные», среди которых много художников, артистов,
музыкантов, мастеров на все руки и экстрасенсов? Речь их эмоциональна,
экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией. В ней нет
особой «выстроенности», возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки, проглатывание
окончаний. В
начале обучения чтению и письму они могут читать или писать «наоборот» (справа
налево, зеркально), пропускать буквы, не заканчивать слова, особенно в
состоянии утомления. Им удобнее диктовать текст, чем писать, В то время как «левополушарным»
легче писать, чем диктовать. Как правило, «правополушарные» целостные натуры,
открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы и внушаемы,
способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, как
впрочем, приходить в состояние гнева и ярости. Но
не стоит думать, что все изобретатели, исследователи, выдающиеся учёные –
исключительно левополушарные. Гениальный Эйнштейн в возрасте 4-х лет ещё не
умел говорить, в школе обнаруживал неважные способности по математике и физике.
Зато потом он создал теорию относительности, всплеск гениальности, особого
нетрадиционного видения мира и его законов. И
в жизни он не был «застёгнут на все пуговицы», слыл большим шутником, одевался
как художник, играл на скрипке, вёл себя крайне непринуждённо, широко
пользовался жестами и рисунками для выражения своих мыслей. При вскрытии его
правое полушарие оказалось значительнее больше левого. Даже
среди композиторов-классиков, как показали специальные исследования музыковедов
– есть правополушарные и левополушарные, несмотря, что музыкальный центр
расположен преимущественно в правом полушарии. К
«правополушарным» отнесены Вагнер, Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Шопен, Шумен,
а к «левополушарным» – Бах, Гендель, Мендельсон, Прокофьев, Шестокович. При
рождении у человека оба полушария функционально одинаковы. Дифференциация их
становится отчасти заметной к концу первого года жизни, когда ребёнок
произносит первые слова – одно из полушарий начинает «леветь». Следующим
толчком к активизации левого полушария, или, точнее, её выражением, будет
проявление у ребёнка чувства «Я» осознания себя. В это время, в 2 года,
максимально выражено упрямство. Поскольку у мальчиков процесс разделения
функций идёт сравнительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом
возрасте заметнее. Что
из этого следует? А то, что 2 года – самое неподходящее время для борьбы с
упрямством детей, их развивающимся чувством «Я». Ведь здесь упрямство имеет не
только психологические, но и физиологические корни. Набраться терпения,
одновременно необходимо представить больше возможностей, эмоционально двигательной разрядки негативных чувств в
играх детей. В
последующие годы нарастание активности левого полушария происходит вместе с
появлением сложных понятий, развитием абстрактного мышления, умением считать и
писать. Здесь опять впереди – мальчики: уже к 6-ти годам левое полушарие у них
может быть активнее, чем у девочек. Девочки же до 13 лет сохраняют определенную
пластичность мозга, эквивалентность его половин. Бывают
случаи, когда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и
художественно-одарённых мальчиков дифференциация мозга идёт по такому же пути,
как у девочек. У них дольше сохраняется «правополушарная» специализация мозга:
и здесь любое чрезмерное давление родителей при раннем обучении чтению и письму
может привести к перенапряжению ещё неокрепшего, а тем более не доминирующего
левого полушария. Его утомление, в свою очередь, ещё больше затруднит усвоение
правил грамматики, письма, чтения, таблицы умножения, и тех математических
понятий, которые связаны с присущему левому полушарию функциями. А пока, до
школы, особенно не допустимо раннее (тем более насильственное обучение тех
детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни, или сейчас
не выговаривают ряд звуков). Это означает, что у них, как у большинства тех,
кто пользовался левой рукой, по-прежнему доминирует правое, неречевое
полушарие. А родителям следует знать, что надо повременить со своими
требованиями. А когда дойдёт дело до школы, не ругать и не наказывать детей,
что, они «не так пишут», «не так читают и считают». От этого дети заниматься
лучше не будут, зато опасность невроза станет намного реальнее. Не требовать
нужно, а помогать, хвалить – пусть даже за небольшие успехи (которые появятся
при бережном нашем отношении). Нужно не поддаваться и давлению некоторых не в
меру ретивых («левополушарно» ориентированных учителей), которые требуют от
родителей «нажать», «принять незамедлительные меры». Что нам дороже, наконец?
Всё-таки психическое здоровье детей, школьные результаты, которых (даже при
«правополушарной» направленности) непременно выправятся, если, конечно, мы не
доведём дело до той стадии, когда «загнанная лошадь больше не тянет». И зачем же множить число детей-невротиков?! Их и так более чем достаточно: это мы видим уже к концу первого, началу второго класса. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ – В ВАШИХ РУКАХ. Это не метафора, а реальность, воодушевляющая или грозящая, в зависимости от того, как мы будем вести себя с детьми. | |
Просмотров: 10651 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |